ЭКОЛОГИЯ. ЧАСТЬ С. 11 КЛАСС





C4. Каковы основные факторы-ограничители для растений, для животных, микроорганизмов?

 

1) Для растений: нехватка света, воды, минеральных солей, углекислого газа.
2) Для животных: нехватка пищевых ресурсов, воды, неблагоприятные климатические условия, паразиты, враги (конкуренты, хищники).
3) Для микроорганизмов: нехватка пищевых ресурсов, неблагоприятные условия (температурный, водный, газовый режим, химические вещества (антибиотики для паразитов).

С4. Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для

реакций фотосинтеза?

Ответ:

1) свет – необходимое условие для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается;

2) углекислый газ необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез;

3) все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры.

С1. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?
Ответ:

1) являются хищниками, питаются сходной пищей;

2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга

 

C4. Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?

 

1) Пчела---липа,
2) Подберезовик---береза,
3) актиния---рак-отшельник,
4) осина---подосиновик,
5) сойка---дуб,
6) клевер---клубеньковые бактерии.

 

C4. Какие организмы являются симбионтами человека, их роль в организме?

1) Бактерии и простейшие в кишечнике человека,
2) помогают перевариванию клетчатки,
3) вырабатывают некоторые витамины. При их отсутствии нарушается пищеварение.

C4. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

1) Биотические факторы — факторы живой природы уменьшение численности шмелей;
2) увеличение численности растительноядных животных;
3) размножение растений — конкурентов (злаков и др.).

C4. Какие растения относятся к хищникам? Почему они стали хищниками?

 

1) Росянка круглолистная (на болотах), жирянка обыкновенная, венерина мухоловка, пузырчатка обыкновенная (обитает в воде).
2) Растения — хищники обычно обитают на бедных азотом почвах и поэтому в ходе эволюции перешли к хищничеству.
3) Имеют приспособления для привлечения насекомых и ловчие аппараты.

C4. Почему отношения между лосями и зубрами в экосистеме смешанного леса считают конкуренцией?

Это пример межвидовой конкуренции т.к. виды со сходными потребностями в:
1)Пище,
2)территории, убежищах,
3)воде.

C4. Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать близкие виды, как куница и соболь, обитающие на одной территории.

1) Пища (грызуны, мелкие птицы и др.),
2) место для гнезда (дупла, старые гнезда белок, ворон),
3) охотничья территория, убежища, вода во время засухи.

 

C4. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

1) Антропогенный,
2) недостаток травоядных (пищи),
3) болезнетворные организмы,
4) внутривидовая и межвидовая конкуренция.

C4. Почему растения болот (клюква, багульник), обитающие в условиях повышенной влажности, имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест (опушенность, восковой налет, мелкие кожистые листья)?

 

1) Болотная вода холодная,
2) плохо впитывается корнями,
3) возникает необходимость уменьшения испарения воды.

C4. Какова роль опушения стеблей, листьев, плодов и семян растений?

1) Волоски на листьях и стеблях защищают от высыхания, отражая свет, уменьшают радиацию, уменьшают испарение, создавая полузамкнутый слой воздуха.
2) Жесткие волоски и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
3) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

C4. Молодую березу с весны выращивают в комнатных условиях у окна, обеспечивая весь необходимый уход. Опадут ли на ней листья с наступлением осени или нет?

1) Листопад — это приспособление к изменению длины светового дня.
2) Длина светового дня осенью уменьшится.
3) Поскольку березу выращивают при естественном освещении, осенью листья пожелтеют и опадут.

C4. Почему при анабиозе организма в условиях низких температур клетки тела обезвоживаются?

1) При отрицательных температурах вода внутри клетки превращается в лед.
2) Кристаллы льда повреждают клеточные структуры,
3) что вызывает гибель организма.

 

C4. Объясните, почему прудовая лягушка, активна днем, а травяная — в сумерках и утром?

1) Высыхание кожи опасно для лягушки.
2) Прудовая лягушка постоянно находится около водоема, поэтому активна днем,
3) травяная — вдали от него, и поэтому активна во влажные периоды суток — утром и вечером.

 

C4. Почему в холодных регионах чаще встречаются темноокрашенные рептилии, а в южных районах — светлоокрашенные?

1) Рептилии холоднокровные и их активность зависит от температуры окружающей среды.
2) Темная окраска лучше поглощает тепло, поэтому в холодных зонах рептилии темноокрашенные,
3) на юге тепло, поэтому рептилии светлоокрашенные.

 

C4. Какие факторы влияют на самоочищение водоема?

1) Содержание кислорода (чем его больше, тем быстрее разлагается мертвая органика),
2) скорость течения (чем быстрее течение, тем больше кислорода в воде),
3) наличие животных, питающихся путем фильтрации воды (двустворчатые моллюски).

 

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Ответ:

1) 1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;

2) 4 – популяции являются элементарной единицей эволюции, а не движущей силой;

3) 5 – личинки комара не представляют собой популяцию, т.к. территория лужи мала, она недолговечна, личинка комара – это одна стадия в развитии комара, а популяция включает все возрастные группы.

C 2 № 13741. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность, плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая, про­стран­ствен­ная струк­ту­ра. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей био­сфе­ры. 4. По­пу­ля­ция — это эле­мен­тар­ная еди­ни­ца эво­лю­ции. 5. Ли­чин­ки раз­ных на­се­ко­мых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию.

Ответ:

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­сяосо­бей од­но­го вида, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию.

3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей вида.

5. Ли­чин­ки раз­ных на­се­ко­мых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, пред­став­ля­ют собой не­сколь­ко по­пу­ля­ций.

C4. Каковы свойства биогеоценоза?

1) Биогеоценоз — открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии.
2) Биогеоценоз — часть биосферы. Она состоит из абиотической и биотической составляющей, характеризуется, продуктивностью, биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов.
3) Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты, консументы и редуценты, благодаря которым в нем происходит непрерывный круговорот веществ и превращения энергии.

 

C4. В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?

1) Продуценты — производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии и хемосинтезирующие бактерии.
2) Консументы — потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации.
3) Редуценты — в ходе жизнедеятельности превращают органические остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.

C4. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

1) Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания,
2) в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов,
3) наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).

 

С1. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

Ответ:
1) совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка;

2)мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка.

 

 

С1. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
Ответ: 1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;

2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.

 

С1.Почему при изменении условий среды из биоценоза в первую очередь исчезают малочисленные виды?

Ответ:

1) у малочисленный видов небольшой спектр изменчивости и низкая возможность приспособления к новым условиям;

2) чем меньше численность вида, тем больше вероятность случайной гибели особей и исчезновения вида.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Экосистемы, сформированные в результате хозяйственной деятельности человека – это агроценозы. 2. В них обитают организмы производители органического вещества и его потребители, но отсутствуют организмы разрушители. 3. Для агроценоза характерно большое разнообразие видов 4. Между видами сформировались цепи питания. 5. Человек изымает из агроценоза основную массу органических веществ. 6. Поэтому круговорот веществ в агроценозе замкнутый.

Ответ:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – в агроценозе обитают все группы организмов: производители, потребители и разрушители органического вещества;

2) 3 – разнообразие видов в агроценозе небольшое, преобладает один вид – культурное растение;

3) 6 – круговорот веществ в агроценозе незамкнутый, так как человек изымает из круговорота значительную часть биомассы с урожаем.

 

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ответ:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – первым звеном являются продуценты;

2) 3 – консументы не способны к фотосинтезу;

3) 4 – кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

C4. В чем проявляется взаимосвязь продуцентов и редуцентов, входящих в состав любой экосистемы?

1) Продуценты создают органические вещества из неорганических,
2) редуценты используют органические остатки и минерализуют их.
3) Продуценты используют минеральные вещества.

C4. Какие организмы в экосистеме способствуют разложению органических отходов?

1) Под органическими отходами следует понимать мертвое органическое вещество.
2) Минерализуют (разлагают) мертвое органическое вещество деструкторы (редуценты),
3) Редуцентами являются бактерии, низшие грибы, некоторые черви.

C4. Какие организмы в экосистеме замыкают круговорот веществ, разлагая органические вещества?

1) Органические вещества до элементов разлагают микроорганизмы (одноклеточные грибы, бактерии).
2) Элементы поглощают растения, замыкая круговорот.
3) Эти микроорганизмы называются редуценты.

С3. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трёх изменений.

Ответ:

1) к увеличению численности растительноядных организмов;

2) к уменьшению численности растений;

3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.

С3. В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному проживанию в лесном сообществе? Укажите не менее 3-х примеров.

Ответ:

1) ярусное расположение, обеспечивающее использование растениями света;

2) неодновременное цветение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений;

3) различные формы отношений между растениями и другими организмами (симбиоз, паразитизм, конкуренция и др.).

С3. К каким изменениям в экосистеме луга может привести сокращение численности насекомых-опылителей?

Ответ:

1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений;

2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных;

3) сокращению численности насекомоядных животных.

С4. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее трёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.

Ответ:

1) сократилась численность не только кровососущих насекомых, но и насекомых опылителей растений;

2) уничтожение насекомых вызвало снижение численности насекомоядных птиц,

3) сократилась численность насекомоопыляемых травянистых растений.

С4. Чем характеризуется биологическое разнообразие, и какова его роль в природе?

Ответ:

1) биоразнообразие характеризуется разнообразием видов и экосистем;

2) разнообразие видов – основа пищевых связей, замкнутого круговорота веществ и устойчивости экосистем;

3) разнообразие экосистем – основа сбалансированного круговорота веществ в биосфере и её устойчивого развития.

C4. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

1) Количеством видов,
2) количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением,
3) саморегуляцией и самовозобновлением.

 

 

С4. В результате длительного применения ядохимикатов на полях иногда наблюдается резкое увеличение численности вредителей. Укажите не менее 3-х причин, способствующих увеличению их численности.

Ответ:

1) выживают отдельные особи вредителей, имеющие гены устойчивости к ядохимикатам, и со временем их численность возрастает;

2) ядохимикаты уничтожают естественных врагов вредителей насекомых, птиц и возможных конкурентов;

3) выжившие особи вредителей усиленно размножаются вследствие обилия корма.

 

С4. Приведите не менее 3-х изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.

Ответ:

1) увеличение численности насекомых;

2) сокращение численности растений, поедаемых и повреждаемых насекомыми;

3) сокращение численности хищных животных, питающихся насекомоядными птицами.

 

С4. Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасённой в нем энергии?

Ответ:

1) часть пищи организмами не усваивается;

2) часть усвоенных органических веществ окисляется в процессе дыхания, а освобождаемая энергия затрачивается на процессы жизнедеятельности (в виде АТФ);

3) большая часть освобождаемой энергии рассеивается в виде тепла.

C4. Зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150тонн? (пищевая цепь: фитопланктон---зоопланктон---кит)

 

150 000 х 10 х 10= 15 000 000 кг (15 000 тонн)

C4. Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?

1) Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов.
2) В каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду.
3) Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.

С4. Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса. Приведите не менее 3-х закономерностей.

Ответ:

1) при увеличении численности насекомых увеличивается численность насекомоядных птиц;

2) увеличение численности насекомоядных птиц приводит к увеличению численности хищных птиц;

3) увеличение численности хищных птиц приводит к сокращению численности насекомоядных птиц и возрастанию численности насекомых.

 

С4. К каким изменениям в экосистеме луга может привести сокращение численности насекомых-опылителей?

Ответ:

1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений;

2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных;

3) сокращению численности насекомоядных животных.

 

С4. В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) поверхностное расположение корней;

2) опушение и восковой налет на листьях;

3) низкорослость;

4) короткий вегетационный период.

 

С4. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Ответ:

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;

2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвлённые, чем в еловом;

3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

C4. Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?

1) В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие.
2) Несбалансированный круговорот веществ.
3) Непродолжительные сроки существования.

C4. Почему видовой состав кукурузного поля значительно беднее, чем леса?

1) В агроэкосистеме (кукурузное поле) небольшое биоразнообразие.
2) Несбалансированный круговорот веществ.
3) Непродолжительные сроки существования .

С4. Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчивые сообщества? Приведите не менее 3-х обоснований.

Ответ:

1) в них обитает небольшое число видов, преобладает монокультура;

2) неразветвленные сети и короткие цепи питания;

3) круговорот веществ незамкнутый, так как органические вещества частично изымаются человеком с урожаем.

C4. Каковы причины смены биогеоценозов?

1) Изменение организмами среды обитания,
2) деятельность человека.
3) Природные катаклизмы.

C4. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

1) В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов;
2) происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов;
3) биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

 

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1) Согласно В.И. Вернадскому, живое вещество – это совокупность живых организмов, существующих в данный момент, численно выраженное в весе и химическом составе. 2) Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы. 3) Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационную функции.

4) В ходе эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более разнообразными.

5) Некоторые функции живого вещества, такие, как усвоение молекулярного азота, окисление и восстановление элементов с переменной валентностью, могут выполнять только растения. 6) Живое

вещество организовано в биоценозы – живые компоненты экосистемы.

Ответ:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – живое вещество пронизывает всю гидросферу, но только часть атмосферы и литосферы;

2) 4 – функции живого вещества не изменялись;

3) 5 – функции усвоения молекулярного азота, окисления элементов с переменной валентностью способны выполнять только бактерии.

 

С4. Объясните, какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере.

Элементы ответа:

1) жизнь в атмосфере ограничена интенсивностью ультрафиолетового излучения, отсутствием кислорода, низкими температурой и давлением;

2) жизнь в литосфере ограничена высокой температурой (свыше 100 °С), плотностью и отсутствием кислорода;

3) гидросфера вся пронизана жизнью, но по мере увеличения глубины плотность жизни уменьшается, так как повышается давление, уменьшается освещённость и содержание кислорода

C4. Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?

1) Это происходит потому, что сокращается площадь растительного покрова Земли из-за вырубки лесов,
2) происходит гибель фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения,
3) увеличивается потребление кислорода при сгорании топлива (автотранспорта, промышленности и др.).

C4. В.И.Вернадский писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?

1) Образование почвы,
2) разрушение горных пород (например, лишайниками, которые выделяют органические кислоты),
3) формирование ряда полезных ископаемых (например, каменного и бурого угля, железосодержащих руд, торфа, известняка и др.).

 

C4. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?

1) Биоразнообразие — это основа разнообразных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы.
2) Разнообразие цепей и сетей питания — это основа сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы.
3) Сбалансированный круговорот веществ является основой устойчивости, саморегуляции и сохранения биосферы.

С1. Какие из перечисленных видов топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.

Ответ:

1) созданию парникового эффекта способствуют природный газ и каменный уголь;

2) при их сжигании образуется углекислый газ, который создает парниковый эффект.

С1.Что является причиной выпадения кислотных дождей?

Ответ:

1) в результате промышленных выбросов в атмосфере накапливаются оксиды серы и азота;

2) оксиды серы и азота взаимодействуют с содержащимися в атмосфере парами воды, что приводит к образованию кислот, выпадающих вместе с осадками на землю.

 

С4. К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий.

Элементы ответа:

1) загрязняют почву, воду;

2) накапливаются в растениях и передаются по цепям питания и вызывают отравления человека и животных;

3) могут привести к появлению мутаций у всех групп организмов

 

 

С4. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.

Ответ:

1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;

2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;

3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.

 

 

С4. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.

Ответ:

1) непосредственно повреждают органы и ткани растений;

2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;

3) понижают продуктивность растений.

 

C4. Школьники для озеленения территории взяли молодые ели из леса, а не из просеки. Посадили все правильно, но потом хвоя побурела и осыпалась. Почему?

1) Теневые и световые листья имеют отличия в строении
2) приспособлены к определенной освещенности.
3) После пересадки хвоинки не смогли быстро перестроиться к яркой освещенности и погибли.

 

C4. Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах — красной?

1) На поверхности водоемов зеленые пигменты — хлорофиллы поглощают световые лучи.
2) На большие глубины морей проникают не все лучи светового спектра, а только синие и фиолетовые.
3) Эти лучи поглощаются красными и желтыми пигментами, поэтому водоросли приобретают красную окраску.

 

C4. Какие приспособления для экономного расходования воды имеют животные суши?

1) Поведенческие: перемещение в тень, рытье нор, спячка в период жаркого сезона.
2) Роговые покровы пресмыкающихся, раковины улиток, хитиновый покров насекомых.
3) Физиологические: накопление жира — источника внутренней воды (верблюды), уменьшение потоотделения, экономия воды при выделении мочи и кала.

 

C4. Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ?

1) Смесь нельзя назвать почвой,
2) в ней нет живых организмов,
3) почва имеет определенную структуру.

 

C4. Почему наземные млекопитающие имеют ушные раковины, а у водных и почвенных — их нет или редуцированы?

1) Плотность воздуха низкая и чтобы улавливать звуковые волны животные имеют ушные раковины.
2) Вода и почва имеют большую плотность и звуки в них хорошо распространяются.
3) Ушные раковины в воде и почве препятствуют передвижению животных.

 

C4. Почему нельзя сжигать весной прошлогоднюю траву и растительный опад?

1) Могут возникнуть пожары, погибают многие насекомые и беспозвоночные, уничтожаются семена растений, кладки наземно гнездящихся птиц, повреждаются побеги молодых растений, замедляется их рост.
2) Усиливается эрозия почвы.
3) Нарушается экологическое равновесие, естественный круговорот веществ.

 

C4. Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?

1) После быстрого размножения растения отмирают, и при гниении используется кислород водоема.
2) Это приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей.
3) Некоторые сине-зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества при бескислородном разложении органических веществ: выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей

 

 

C4. Каково значение зеленых растений в жизни рыб?

1) Обогащают воду кислородом,
2) на растениях откладывают икру, строят из водорослей гнезда для укрытий (колюшка), обитают среди растений,
3) пища для растительноядных рыб,
4) при массовом размножении в малых водоемах могут привести к гибели рыб,
5) некоторые водные хищные растения (например, пузырчатка) питается мальками рыб, их икрой

 

C4. Как можно защитить урожай культурных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

 

1) С помощью биологических методов борьбы: использование паразитов и хищников вредителей (наездников, бактерий и вирусов, птиц, стрекоз, муравьев, божьих коровок).
2) Выпуск на природу стерильных (т.е. бесплодных) самцов вредителей (самки после спаривания не дают потомство.
3) Выведение устойчивых к вредителям сортов растений.
4) Отпугивание зерноядных птиц, распашка нор грызунов.

 

C4. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым и невозобновимым?

1) Нефть,
2) природный газ,
3) уголь,
4) торф,
5) разные виды руд (железные, медные, полиметаллические и другое)

 

C4. Почему вредители обитают больше на старых, больных деревьях сосны?

1) На молодых деревьях выделяется много смолы,
2) в составе смолы есть скипидар, отпугивающий вредителей.
3) Старые деревья являются более удобным убежищем.

 

 

C4. Почему от применения гербицидов страдают больше хищники?

1) Ядовитые вещества обычно не выводятся из организма
2) и передаются следующему звену, накапливаясь от звена к звену.
3) Хищники являются последним звеном в цепях питания и получают большую дозу вредных веществ, что приводит к заболеваниям их организма и гибели.

 

C4. Каковы преимущества и недостатки применения гербицидов против сорняков?

1) ПОЛЬЗА: уменьшают затраты ручного труда,
2) снижают число конкурентов культурных растений,
3) повышают урожайность.
4) НЕДОСТАТКИ: ядовиты для животных, полезных насекомых и человека,
5) дорогое производство,
6) действуют только на однолетние сорняки, а корневища многолетних остаются,
7) при неоднократном использовании у сорняков вырабатывается устойчивость.

 

C4. Какие изменения могут произойти, если в водоем с растительноядными рыбами случайно попадет икра хищных рыб?

1) Икра может не выжить;
2) в случае выживания и развития, из-за размножения хищных может уменьшиться численность мирных рыб,
3) но в итоге наступит определенное равновесие в численности всех рыб, так как в экосистеме все изменения идут в направлении установления равновесия (климакса).

 

C4. Почему исключение из экосистемы аквариума простейших и моллюсков приводит к резкому нарушению ее равновесия?

1) Простейшие служат пищей для мелких ракообразных,
2) ракообразные — для рыб,
3) а моллюски — самоочищают воду

 

 

C4. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц , млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?

1) Исходя из закона пирамиды биомасс,
2) самыми тяжелыми будут растения,
3) самыми легкими — хищные позвоночные (т.е. те кто находится на последних звеньях цепей питания).

 

C4. Какие экологические проблемы можно считать глобальными для человечества?

1) Увеличение численности населения Земли,
2) загрязнение Мирового океана,
3) аварии на АЭС,
4) «озоновые дыры»,
5) загрязнение атмосферы, парниковый эффект (изменение климата планеты),
6) сведение лесов (особенно тропических),
7) опустынивание,
8) сокращение энергетических ресурсов.

 

C4. Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов, электрическая?

1) Преимущества: они бесплатные, нескончаемые, не наносят вреда окружающей природе.
2) Недостатки: не могут удовлетворить все энергетические потребности,
3) не на всех территориях их можно использовать, так как зависят от климата и местности.

 

C4. Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?

1) Повышенное содержание вредных веществ в атмосфере и почве,
2) сильная запыленность, ухудшающая фотосинтез;
3) нарушение воздухообмена и водообмена при строительстве дорог и прокладывании асфальта и вытаптывания;
4) засоленность почвы;
5) механические повреждения деревьев;
6) отсутствие в почве нужного количества питательных веществ из-за нарушения круговорота веществ (опавшая листва не гниет, а собирается и выносится).

 

C4. Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?

1) Соль смывается с дорог в водоемы и в почву,
2) из-за увеличения их засоления растения и почвенные организмы обезвоживаются, что приводит к их гибели.
3) Почвы и водоемы становятся безжизненными.

 

C4. Нефть нерастворима в воде и слаботоксична. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

1) Тонкая нефтяная пленка препятствует газообмену между водой и атмосферой,
2) из-за кислородного голодания страдают все обитатели водоема, особенно обитающие на поверхности.
3) Покрывая перья водоплавающих птиц, она препятствует полету, птицы погибают.

 

C4. В чем преимущество замкнутых технологий по сравнению с самыми совершенными очистными сооружениями?

1) Самые совершенные очистные сооружения до конца не могут очистить канализационные и промышленные стоки вод.
2) В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду,
3) поэтому не загрязняет ее.

 

C4. Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, тратить топливо на транспортировку). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связаны в плоты, а сплавляются поодиночке?

1) При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен.
2) Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ.
3) Это приводит к массовой гибели рыб и других обитателей (особенно в летнее время).

 

C4. Почему сбор металлолома и макулатуры считается важным природоохранным мероприятием?

1) Вторичное использование сырья уменьшает изъятие его из природы,
2) в результате снижается отрицательное влияние на природу, связанное с добычей сырья, экономится само сырье, энергия, человеческий труд,
3) уменьшается загрязнение окружающей среды отходами.

 

C4. Почему ель чувствительна даже к низовым пожарам, когда горит только мох хвоя, трава?

1) У ели корневая система расположена на поверхности,
2) нижние ветки — близко к земле,
3) поэтому повреждаются корни и хорошо горят смолистые вещества на ветках.

 

C4. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?

1) Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора.
2) Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности.
3) Из-за отсутствия хищников копытные активно размножаются и между ними обостряется конкуренция, в результате которой многие особи погибают.

 





Читайте также:
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.094 с.