Практическая работа
Тема занятия: Своеобразие воплощения авторской позиции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Символические образы в романе «Преступление и наказание».
Цель занятия: раскрыть богатство, сложность, противоречивость образов в романе «Преступление и наказание»; проследить, в чём проявляется творческое отношение писателя к образам в романе.
Ход выполнения задания, методические указания
Задание 1. Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни.
Каморка Раскольникова ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Комната Сони Мармеладовой ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Комната Мармеладовых _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Трактиры_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Катерина Ивановна с детьми на улице ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Описание улиц Петербурга _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Панорама Петербурга с Николаевского моста_____________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сцены уличной жизни _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 2. По цитатной характеристике портрета определите героя романа.
1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными
глазами, тѐмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен.
___________________________________________________________________________
2. Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно
хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.
___________________________________________________________________________
3. Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый,
черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача. ___________________________________________________________________________
4. Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная,
самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте еѐ и что, впрочем, не отнимало у еѐ движений мягкости и грациозности.
___________________________________________________________________________
5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми
глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы еѐ были жирно смазаны маслом.
___________________________________________________________________________
6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с
проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.
___________________________________________________________________________
7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная,
еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза еѐ блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо... Раскольникову она показалась лет тридцати.
___________________________________________________________________________
8. Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с
длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неѐ такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.
___________________________________________________________________________
9. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих
сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем, чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида...
___________________________________________________________________________
10. Лицо еѐ всѐ ещѐ сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она
казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щѐки впали и высохли от заботы и горя, и всѐ-таки это лицо было прекрасно.
___________________________________________________________________________
Задание 3. Решите кроссворд.
По горизонтали: 4. Имя Мармеладова. 5. Имя Лужина в переводе с греческого и, кроме того, деталь произведения, связанная и с Раскольниковым: именно туда он спрятал украденные вещи. 7. Жанр «Преступления и наказания». 10. Принцип, согласно М.М. Бахтину, лежащий в основе «Преступления и наказания» (по М.М. Бахтину). 12. Одно из наименований комнаты Раскольникова. 14. Один из важнейших композиционных элементов «Преступления и наказания»: эпизод, играющий большую роль в раскрытии характера Раскольникова. 15. Книга, читаемая на каторге Раскольниковым и сыгравшая существенную роль в жизни самого Достоевского. 19. Герой, противопоставленный другому, непримиримый противник. 20. Орудие убийства Раскольникова.
По вертикали: 1. Один из «двойников» Раскольникова. 2. Площадь в Петербурге, одно из мест действия «Преступления и наказания». 3. Элемент авторского повествования в произведении: описание помещения. 6. Страна, в которую «собирался поехать» Свидригайлов. 8. Имя героя, который взял на себя вину Раскольникова. 9. Имя сестры старухи-процентщицы. 11. Имя следователя, занимавшегося делом об убийстве Алѐны Ивановны. 13. Религиозная деталь, имеющая в романе символическое значение. 16. Время года, в которое происходит действие произведения. 17. Кумир Раскольникова. 18. Предмет, который Раскольников закладывал у Алѐны Ивановны
ОТВЕТЫвнесите в таблицу
По горизонтали | По вертикали | ||
№ вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ |