Подготовка к практическому занятию семинара в рамках областного похода по местам боевых сражений участников патриотических клубов, центров и объединений




Практическое занятие семинара направлено на подготовку к областной патриотической конференции «Возвращенные из небытия». Участниками семинара являются представители муниципальных районов, которые ведут системную работу в рамках исследовательской деятельности.

Участникам семинара областного похода по местам боевых сражений участников патриотических клубов, центров и объединений необходимо:

1. Изучить методические рекомендации по представлению и обсуждению результатов исследовательской работы.

2. Составить текст выступления на практическом занятии в соответствии с методическими рекомендациями по любому завершенному ранее исследованию в краеведческой, патриотической сферах (одно выступление от участника делегации (представителя объединения), регламент - до 10 минут).

3. Составить по одному вопросу каждого вида к своему выступлению и тексты ответов на каждый вопрос.

4. При себе иметь текст выступления (обязательно, даже если это не окончательный вариант) и текст исследовательской работы.

5. При выполнении заданий рекомендуем придерживаться следующей тематики:

«Народы СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на Новгородской земле». Исследования, направленные на сохранения исторической памяти о защитниках Отечества многонационального советского народа, о событиях, происходивших на новгородской земле во время Великой Отечественной войны;

«Обелиски памяти». Исследования, связанные с выверкой списков воинских захоронений;

«Без срока давности». Исследования, связанные с темой трагедии мирного населения на оккупированной территории, партизанского и подпольного движения, возникших в 1941 году как факта противодействия жестокости и зверствам немецко-фашистских захватчиков;

«Неизвестные страницы войны». Исследования, связанные с выявлением малоизвестных фактов Великой Отечественной войны на территории региона;

«Забытый подвиг». Исследования, в ходе которых удалось установить неизвестные страницы Великой Отечественной войны, связанные с героическим прошлым наших соотечественников;

«Часовые памяти». Исследования по уточнению судеб участников Великой Отечественной войны.

 

Методические рекомендации по представлению и обсуждению результатов исследовательской работы

 

Любой ученый должен уметь заявить о себе: грамотно представить результаты исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность сделанных выводов. На практике часто бывает так: работа отличная, но автор не может достойно ее показать. Создается впечатление о том, что он впервые видит текст, никогда не занимался ничем подобным.

Руководителю школьных исследований необходимо помнить о подготовке своих воспитанников к ведению дискуссии.

Мы предлагаем следующую методику.

1. Представление результатов исследовательской работы. Апробация – проверка результатов на прочность. Методы апробации. Выступление. Специфика работы над текстом выступления на научной конференции. План выступления. Работа над текстом.

Задание: написать текст для своего выступления на научной конференции.

2. Обсуждение результатов исследовательской работы. Общение. Требования к формулировкам вопросов и ответов. Реакция на задаваемые вопросы. Обсуждение составленного выступления. Анализ вопросов и ответов.

Задание: сформулировать ответы на предполагаемые вопросы.

 

Занятие № 1

Апробация – это проверка результатов на прочность. В рамках исследования самый действенный метод апробации – выступление на научных конференциях.

Риторики прошлого и современная наука о красноречии различных времен и народов дают возможность составить схему подготовки устного выступления. Ориентируясь на семь вопросов, входящих в нее, можно написать речь, отвечающую всем канонам ораторского искусства.

Какие это вопросы?

 

1. О чем говорить? Тема выступления - вектор развития мыслей. Чтобы не утонуть в словесном потоке, надо выбрать «красную нить», то есть сформулировать основной тезис, определить то, о чем нужно сказать в первую очередь. Это сделать не просто. Большинство школьников нуждается в конкретной помощи со стороны руководителя. Необходимо научить юных ученых выражать свои мысли четко, кратко и выразительно.

Определение идеи начинается с анализа темы, выделения спорного понятия. Учащийся должен хорошо представлять то, о чем он собирается говорить. Для этого ребенок должен обратиться к источникам, выбирать научную трактовку опорного понятия. Тем самым его представление о предмете речи расширится.

Разрабатывая тему, он может натолкнуться на другие важные мысли или определения, которые лягут в основу его доклада.

Мало вычленить главную мысль. Ее надо сформулировать, определиться в понимании исследуемого феномена через систему различных определений, причем это нужно сделать кратко и лаконично. Каких правил тут следует придерживаться?

Во-первых, фраза должна утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения для более полного раскрытия.

Во-вторых, если это суждение, то оно должно быть кратким, ясным, не содержащим противоречий.

В-третьих, тезис непременно содержит выделенное опорное понятие.

Сразу облечь мысль в ударную словесную форму могут немногие. Как правило, начинают с рабочего, расширенного варианта, довольно многословно и даже состоящего из нескольких предложений. Ребята склонны включать в тезис все привлекательное. Поэтому советуем контролировать себя вопросами: что же конкретное и важное я сообщу? О чем совершенно необходимо сказать? Чего слушатели ждут от меня? Отвечая на эти вопросы, сжимаем тезис, пока он не достигнет необходимого лаконизма и четкости.

Сформулировать тезис - значит ответить на вопрос: «О чем говорить?».

 

2. Зачем говорить? Выходя на аудиторию, необходимо осознавать цель своего выступления. Цель - это ориентир, осознанное желание, «голова» речи.

Цель также предполагает ответную реакцию слушателей: согласие с выступающим или неприятие его доводов; одобрение или осуждение. В конкретности проявляется устремление оратора, его воля. Формулируя цель, подбирайте глагол, точно выражающий ожидаемое воздействие на аудиторию: рассмотреть, доказать, определить, обнаружить и т.д.

Необходимо предупредить учащихся о возможных последствиях ведения дискуссии: «В малочисленной аудитории или в большом зале, когда слушатели удалены друг от друга, не рассчитывайте на скорые аплодисменты. Не ждите бурных эмоций на научной конференции. В этих и других случаях подобные реакции практически недостижимы. Не надейтесь на поддержку оппозиции. Сформулируйте, чего бы вы хотели достичь вашим выступлением хотя бы по минимуму. Запрограммируйте реакцию аудитории и по ней оцените степень достигнутого. Скромный успех все же лучше провала».

Такие установки исследовательской работы школьников, как научная новизна, теоретическая значимость вызывают яростное неприятие со стороны преподавателей вузов. С их стороны слышатся негативные высказывания типа: «Научная новизна в учебно–исследовательской работе? Смешно!». Однако считается невозможным отказаться от таких формулировок, поскольку именно они отвечают на вопрос: «А зачем я все это делаю?». Новизна исследования школьника может быть не нова для фундаментальной науки. В детской исследовательской работе важнее другое – приобщение ребенка к научному поиску.

Соответствие запросам слушателей обеспечит внимание к выступлению. Если человек удостоверится, что речь затрагивает его личные интересы, он будет внимательно слушать, критиковать, высказывать недовольство, задавать вопросы.

Затроньте личные интересы и переходите к запросам групп, коллективов. Покажите, что ваши интересы полностью совпадают с потребностями слушателей. Удастся вам преодолеть предубеждение аудитории – добьетесь успеха.

 

3. Сколько говорить? Время публичной речи всегда строго ограниченно, поэтому продумывайте, сколько необходимо аргументов для доказательства основного тезиса и достижения поставленной цели. И ничего лишнего, поскольку время выступления ограничено всего 8 – 10 минутами. Для этого нужно отобрать самое существенное. Принцип простой – лучше меньше, да лучше. Не стоит утомлять присутствующих известным материалом и мелочами. Больше внимания следует уделить экспериментальной части и выводам.

Если оратор не располагает новой информацией, необходимо создать эффект новизны. Возможны такие приемы:

оживление факта ярким его описанием (история вопроса, развитие

данной темы);

новая интерпретация общепринятых взглядов (новейшие технологии,

оригинальные концепции);

контрастное сопоставление статистических данных (динамика исследуемого феномена в течение нескольких десятилетий);

оригинальная трактовка знакомых мыслей (выделение сущностных

характеристик исследуемого предмета);

смелые суждения и свежие факты (формулировка научной новизны

исследования);

личная позиция оратора (практическая значимость исследования) и др.

Отбирая материал, нужно определить, от чего можно безболезненно отказаться. Контролируйте себя вопросом: а что от меня ждут?

 

4. Кому говорить? Необходимо выбирать тактику убеждения, тот или иной стиль. Для заинтересованных слушателей подходит один стиль, а для равнодушных или настроенных враждебно – другой. Если выступление проходит перед учащимися, речь не должна быть перегружена терминами, лучше все изложить доходчиво.

 

5. Где говорить? Условия произнесения речи даже на одну и ту же тему могут значительно изменять не только цель, план выступления, но и тактику поведения оратора. Кто забывает предусмотреть возможные изменения в обстановке, тот оказывается захваченным врасплох, не может перестроиться и терпит поражение.

 

6. Как говорить? Этот вопрос заставляет позаботиться о подходящем способе убеждения и вариантах аргументации. Оратор выбирает ведущий способ воздействия на ум и чувства людей. Выступая перед юными исследователями, нужно говорить не очень быстро. Если аудитория однородна, то цели достичь гораздо легче, чем в разнородной массе людей.

7. Что говорить? Для реализации замысла речи и достижения цели нужны средства – надежные аргументы. Тезис без аргументов – как снаряд без порохового заряда. Он «останется в стволе», если в речи будет голословное утверждение.

Вся сила и мощь оратора – в аргументах и способе их воздействия на аудиторию. Это чрезвычайно важная стадия подготовки, поэтому на последних двух вопросах мы остановимся подробнее.

При восприятии речи, как показывают исследования, у слушателя образуются различные уровни понимания предмета. На самом низком уровне – понимание того, о чем говорил оратор (человек запоминает основную мысль), более высоком – понимание того, о чем шла речь и что говорилось по этому поводу (помнит главные аргументы) и на высшем – когда слушатель еще сохраняет впечатление, т.е. помнит о том, как оратор говорил. Выступающий готовит свою речь в зависимости от желания добиться того или иного уровня восприятия предмета изложения.

Для воздействия на первом уровне основное понятие, несущее главную мысль, необходимо повторить не менее семи раз на протяжении речи (разъяснить), а тезис не менее четырех раз.

Для воздействия на втором уровне следует провести впечатляющие аргументы, примеры, факты, которые закрепились бы в памяти слушателей, например, поделиться результатами и выводами.

Для воздействия на третьем уровне необходимо произвести глубокое впечатление ораторским искусством.

Когда найдены ответы на вопросы, о чем говорить, зачем говорить, сколько говорить, можно надеяться, что тема выступления будет раскрыта. Теперь предстоит определить замысел воздействия и разработать план речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: