Музыка народов Прибалтики




Прибалтика как страна янтаря была известна уже финикийцам и древним грекам. Янтарь в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои пути. Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря

Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога солнца Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь один день управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но когда неопытный возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю, загорелись леса и пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан. Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие сюда оплакать брата, превратились в лиственницы, а их слезы стали янтарем. С тех пор янтарь называют в мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона.

А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный парк «Гауя» в Латвии, по-своему видит историю янтаря. В глухом непроходимом лесу на берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица Гауя. Она прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре отражались древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной стороны; моря, горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны видны были облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой – персиковые деревья в садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский король, послал своего вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть ему волшебный янтарь. Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного моря, подкрался к гнезду Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл домой. Но Гауя настигла его, схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился тут Косо, чтобы не губила его птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл, земля дала тем людям, которые работают на ней своими мозолистыми руками и умеют добывать этот прекрасный камень своим умом и трудом, а не тем, кто имеет длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из них охотник. И хотя легким был янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора на дно. Испугался Косо и выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был жестоко наказан королем. Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря появились деревья, ветви которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной синей птице, и каждая слеза напоминает о том сказочном мире, который видел принадлежавший ей янтарь.

Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику в конце 12-начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной землей, деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие, поклоняющиеся им и силам природы, которые рождают, отнимают, учат.

Во всех трех республиках любят и сохраняют фольклор, в том числе народную музыкальную культуру. Народные музыкальные инструменты Латвии – кокле (гусли), дуда (волынка), джига (струнный смычковый инструмент), тридекснис (ударный)

 

 

Вообще, прибалтийцы старались привить любовь к музыке у своих детей с самого детства. У каждого мальчика и девочки был какой-нибудь небольшой рожок или другой инструмент, поскольку, верят эстонцы, в качестве звучащей и милой игрушки, та же флейта поможет развить музыкальный слух, память и координацию мелких мышц. И это действительно так. Мало какому ребенку будет интересно проводить дни, часы и минуты в музыкальной школе. А вот если вы подарили малышу красивую губную гармошку или флейту, он с радостью начнет на ней дудеть, свистеть, в общем, играть.В Эстонии музыкальные инструменты, помимо всего прочего, часто использовались и в качестве рабочего «оборудования». Например, для пастухов, которые буквально управляли своими рожками стадом. Или для охотников, который подавал определенный охотничий сигнал – тоже в музыкальный инструмент.

А когда вся семья собиралась вечером дома, после нехитрого, но сытного ужина, можно было и расслабиться. Молодежь, а то и глава семьи, доставали свои волынки, гитары или каннели, а вся остальная семья наслаждалась печальными и веселыми мелодиями. Да и все обряды, начиная от рождения ребенка и заканчивая свадьбами и похоронными процессиями, тоже сопровождались музыкой. В деревнях частенько устраивались танцы – и там, естественно, без музыки не обходилось.

Н ародные танцы – яндалс, руцавиетис, судмариняс, ачкупс, мугурданцис. Латышские народные песни, в основном, лирические; одни из особенно любимых - купальские, с припевом «лиго», распеваемые в ночь на 24 июня.

И в Литве популярен песенный жанр – дайна. Особый вид песни – сутартине. Во второй половине 18 века развивается многоголосие. Народные танцы Литвы: массовые – суктинис, ионкелис; мужские – ожялис, джигунас; женские – блездингеле, кепурине. Народные музыкальные инструменты – канклес (струнный щипковый), скудутис, бирбине, тримитас (деревянные духовые), ожрагис (рог).

Народная музыка Эстонии одноголосна, лишь на юго-востоке страны встречается многоголосие. Из народных танцев популярны лабаяла-вальс, полька, каэраян. Народные музыкальные инструменты – каннель (струнный щипковый), волынка, дудки, пастушьи рожки (духовые).

Певучая душа прибалтийских народов, возможно, особенно явственно выразилась в песне. Вероятно, поэтому в Прибалтике с особым вниманием и трепетом относятся к певческим фестивалям и праздникам, в подготовке которых занят, по выражению прекрасного латышского композитора Раймонда Паулса, «практически весь народ», в которых участвуют оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, солисты – десятки тысяч исполнителей и десятки тысяч слушателей.

 

Латышское народное творчество представлено многими музыкальными жанрами. Это и обрядовые песни (свадебные, похоронные, колядные) и трудовые (пахотные, пастушеские, рыбацкие)

Напевы латышских песен можно разделить на 2 группы: речетативные и песенного склада. Латышские мелодии никогда не начинаются с затакта. В них нет распевных слогов. Это зависит от особенностей латышского языка,где ударение приходится на первый слог слова.

Развитию латышской музыки способствовали связи с русской музыкой. Большинство композиторов Латвии училось в русских консерваториях.

- Эстония известна своими праздниками песни, которые проводятся в Таллине. На Певческом поле собираются до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей от мала до велика. На празднике звучат песни разных народов мира, а голоса певцов слышны на несколько километров.

Продолжим знакомство с прибалтийской культурой.

Р.Па́улс — советский и латышский композитор, дирижёр, пианист, политический деятель. Народный артист СССР. Автор музыки множества эстрадных хитов, мелодий к фильмам. Инициатор международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и «Новая волна». Песни Раймонда Паулса исполнялиЛ.Долина,Р. Ибрагимов,Э. Пьеха, А. Пугачёва, А.Малинин,В.Леонтьев,Т. Буланова, «детский ансамбль «Кукушечка Раймонд Вальдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора. Был министром культуры ЛССР, выдвигался на пост президента Латвии, однако снял кандидатуру.

Сегодня мы познакомимся с очень известным произведением композитора «Колыбельная песня».

(Если есть технические возможности, скачать «Колыбельную песню», послушать и нарисовать к ней иллюстрацию).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: