Влияние древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков




 

Перед тем как преступить к непосредственному изучению влияния древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков, нужно узнать и о достижениях древнегреческой культуры.

А эти достижения очень сложно недооценить. Ведь по сути дела древнегреческая культура лежит в основе современной европейской культуры. Практически все искусство Средних Веков, Нового Времени, да и Новейшего Времени имеет в своей основе принципы, которые были заложены древними греками. Без трудов Эвклида, Пифагора, Архимеда не был бы возможен тот уровень наук и техники, который мы сейчас имеем. Без Геродота, Фукидида, Плутарха мы бы многого не знали о прошлом человечества. Идеи Сократа, Пифагора, Аристотеля стали основой для таких великих философов как Гегель, Ницше, Кант. Да и не стоит забывать, что политическая основа современного мира - демократия так же зародилась в Греции…

Список этих достижения можно продолжать очень долго. Но сейчас нам важен не он. Сейчас нам важно то как это воистину великая культура повлияла на развитие культуры такого загадочного народа, как этруски.

Для начала нам надо понять каким образом этруски совершили контакт с греками. А это произошло в эпоху Великой греческой колонизации. Начиная с VIII века до н.э греки стали активно колонизировать побережья Италии, Галлии, Испании и других регионов. Главным образом они это делали для того что бы приобретать и добывать необходимые им ресурсы: зерно, металлы, древесину, Понятное дело, что регионы которые они колонизировали не были необитаемыми. И умные греки стали активно сбывать местным жителям товары своего производства: вино, керамику и оливковое масло. В процессе обмена товарами, стал происходить и культурный обмен. Местные жители стали переменять у греков некоторые их обычаи и их культуру. В некоторых случаях они переменили относительно немногое, и их цивилизации не претерпели сильных изменений (к примеру кельты и иберы). А вот в случае этрусков изменения в культуре были куда более существенные. Но стоит отметить, что эти изменения коснулась только внешних форм. На мировоззрения и менталитет этрусков греки повлиять так и не смогли. Уж слишком сильны были различия между этими двумя культурами.

Письменность является одним из признаков того, что цивилизация развивается. Без неё не возможен технический и научный прогресс. Все- таки невозможно вечно хранить в памяти схемы, формулы и описания определенных устройств и механизмов, так как они крайне сложны. А если будет забыта хоть одна малейшая деталь в конструкции, то тогда механизм не заработает. Письменность так же позволяет не забывать определенные наши мысли, размышления и наш жизненный опыт. А если эти мысли умны и полезны для людей, то их запись позволит сохранить их на века, для того что бы потомки смогли что то почерпнуть для себя из них. Археологических свидетельств о том, что у этрусков была письменность до контактов с греками, нет. Так что вполне возможно утверждать, что первая письменность у этрусков появилась именно благодаря грекам. Предположительно этрусский алфавит появился в VII веке до н.э. Базой для него служил не классический греческий алфавит, который состоит из 24 букв, а его более ранний, эвбейский вариант, в котором присутствуют 26 букв. Древнейшим памятником этрусской письменности являются табличка из Марсилианы.

Назначение этой таблички не совсем понятно археологам. Возможно ее использовали для обучения детей. На ней представлен древний, архаичный вариант этрусского алфавита. Примечательно, что порядок букв в этой табличке идет не слева направо, а справа налево. Со временем, этрусский алфавит претерпел изменения, и к IV веку до н.э в нем осталось только 20 букв. На сегодняшний день известно около десяти тысяч надписей, выполненных с помощью этрусского алфавита. Главным образом они сохранились на надгробных плитах, зеркалах, вазах, статуях и драгоценностях. Достаточно оригинальным было и направления письма. Как я думаю, вам стала понятно из таблички, этруски писали справа налево. Но иногда применялся и другой способ написания: одна строчка писалась слева направо, вторая строчка - справа налево и т. д. Слова в этруском письме не всегда разделялись пробелом. Поэтому иностранцам этрусские надписи были непонятны (у римлян даже была пословица «etruscum non legitur» («этрусское не читается»).

Во все времена люди искали утешения и понимания именнов религии. Иной раз единственное, что оставалось у человека, была вера, в то, что некто или нечто защитит их от бед. Как правила этим «нечто» был какой-то дух или разум, который в человеческом понимании был всемогущ. Некоторым таким всемогущим сущностям люди стали молится, просить их о чем-то и приносить жертвы. И фактически, эти сущности стали богами. Люди наделили их определенным телесным обликам, им придали определенный характер, а с их именем связали разные легенды и некоторые явления природа (например, смену времен года)

Примерно вот так зарождалась религия и у этрусков. Как и практически везде в античном мире, для этрусской религии был характерен политеизм (многобожье) На каждое явление природы, и на каждую сторону человеческой жизни (рождение, свадьба, сбор урожая и т.д.) у этрусков был свой бог. У древних греков процесс зарождения религии и богов был такой же, как и у этрусков. Но в таком случаи встает вопрос: Каким образом древние греки смогли повлиять на религию этрусков? Ответ прост: Влияние древнегреческой культуры на этрусскую религию свелось лишь к внешнему воздействию (внешний образ богов и их имена) Функционально и сакрально этрусские боги практически не изменились.

 

Сравнительная таблица некоторых имен этрусских и греческих богов

Этрусский бог Греческий бог
Аплу Аполлон
Артими Артемида
Турмс Гермес
Аита Аид
Ферсифай Персефона
Хару Харон
Геркл Геркулес

 

Хотя в тезисе о неизменности функциональности этрусских богов есть и исключения. К примеру, до контактов с греками богиня Мнерва считалась только покровителям ремесел и ремесленников, а уже после контактов с греками она стала еще богиней мудрости (фактически она стала этрусским аналогом Афины) То есть, произошла небольшое функциональное изменение (хотя правильнее это будет назвать функциональное дополнение)

Скульптура всегда играла важную роль в изобразительном искусстве. Люди с самой древности мечтали делать изображения в объеме. Знать всегда мечтала сохранить свой образ на века, для того что бы потомки видели величие своих предков, а жрецы хотели что бы образ богов внушал обычным смертным покорность и страх. Но плоское изображение не всегда может внушать покорность, страх, да и оно не всегда передает величие прошлого. Все эти проблемы позволяла решить именно скульптура.

До первых контактов с греками, у этрусков практически не было потребностей в создании скульптур. Однако постепенное развитие общества и контакты с греками изменили эту ситуацию. Но стоит заметить, что этруски не целиком копировали греческую скульптуру. Они копировали, усваивали, смешивали различные стили древнегреческой скульптуры, пока эта смесь не стала отдельным стилем.

Одним из первых проявлений скульптуры этрусков были канопы - погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы. Древнейшие найденные урны датируются VII веком до н.э Подобные урны оставались популярны до самого заката этрусской цивилизации. С VI века до н.э начинается усиления греческого влияния на этрусскую скульптуру. Многие скульптуры этого времени выполнены в архаичной форме ионийского стиля. Нам известно лишь одно имя этрусского скульптора той эпохи - Вулка. Его руками была создана знаменитая статуя Аполлона Веийского. Ионийское влияние сказывается в тонкой проработке тела и фактуры самой статуи, а так же не в самой четкой проработки глаз и вытянутом лице. Правда подобные формы были характерны для греческой скульптуры VIII-VII века до н.э, но не для VI века. Но это не умиляет красоту этой статуи. Еще одной известной скульптурой той эпохи является «Саркофаг супругов». На ней изображена пара, которая возлегает на ложе. В этих статуях еще сильнее ощущается ионийское влияние, хотя в ней все еще присутствуют кое какие архаичные черты. Вершиной развития этрусской скульптуры является статуя Химеры из Ареццо, которая датируется V веком до н.э. Джулио Карло Арган (один из крупнейших итальянских искусствоведов) так описывает эту скульптуру: «„Химера из Ареццо“, один из крупнейших шедевров древней бронзовой скульптуры, станет доказательством усилившегося ионийского влияния, переходящего в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности. Выгнутая дугой спина, хвост-змея, напряженный, как пружина, делают форму более замкнутой: твердая и блестящая материя становится живой сущностью образа. Выступающие вены, сухожилия, мышцы и даже завитки гривы служат не столько для передачи анатомического строения тела, сколько для создания впечатления жизненной энергии, исходящей из бронзовой фигуры».

Наибольшее греческое влияние проступает в IV веке до н.э. Одним из самых ярких примеров этого является скульптура на саркофаге из Тарквиния. В ней уже отсутствуют архаичные черты ранних скульптур. Незнающий человек очень легко примет эту скульптуру за греческую или римскую.

Не менее сильно греческое влияние и на живопись. Главным образом, этрусская живопись представлена фресками. Тематика фресок - сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты. Такая же тематика присутствует и на греческих фресках. Но стоит отметить, что большинство этрусских фресок были найдены в гробницах. Это связано с тем, что культ мертвых у этрусков был в большом почете. Возможно, этруски считали что сцены пиров, охоты и мифов больше понадобится мертвым, чем живым.

Самая древняя этрусская фреска датируется началом VII веком до н. э.Она была найдена в небольшой гробнице Уток в Веийах. По сути дела эта фреска выполнена еще до контактов с греками, так как ее исполнение и тематика слишком архаична. Фрески VI века до н.э. (хотя они и выполнены уже после контактов с греками) все еще являются достаточно архаичными, хотя они и в плане тематики и в плане они намного прогрессивнее чем фреска из Уток. Примером этого прогресса является фреска из гробницы Быков. Сюжет этой фрески - Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама. Такой сюжет так же указывает нам на начало усиления греческого влияния. Конец VI и весь V век до н.э. является эпохой наивысшего расцвета этрусской живописи. Этот период совпадает с эпохой расцвета всей этрусской цивилизации. Все более начинает сказывается греческое влияние: контуры фигур утончатся, цвета становятся менее жесткими и разнообразными, движения фигур - более свободными. Самыми известными фресками того периода являются музыканты из гробницы Триклиния и сцена пира в гробнице Леопардов. С первого взгляда их легко можно перепутать с греческими фресками. В IV веке до н.э. сюжет фресок изменился. Сцены пиров и веселья исчисли, лица людей на фресках становятся более скорбными. Это связано с началом упадка этрусской цивилизации. Примером таких изменений является фреска из гробницы Тифона. Отчетливо видно что тела людей напряжены, а на их лицах нету улыбки и веселья.

Как я уже говорил, в VII веке до н.э. этрусские мастера разработали оригинальную керамику стиля «буккеро». Это была керамика черно-угольного цвета. Узоры на ней были крайне немногочисленны, но если они и были, то в основном это были различные животные и геометрические узоры. В VI веке до н.э. греки познакомили этрусков с чернофигурной керамикой, а в V веке в Этрурии появилась и краснофигурная керамика. По исполнению, сюжету и форме этрусские вазы не сильно отличаются от греческих.


Заключение

 

Целью данной работы было изучения влияния древнегреческой культуры на культуру этрусков. В ходе работы мною была дана основная характеристика этрусской цивилизации, были показана основные достижений древнегреческой культуры, а так же были выявлены основные области культуры этрусков, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

Мы прослеживаем влияние греческой культуры в письменности, религии, скульптуре, живописи, керамике.

Это естественно, так как в ходе греческой колонизации произошли контакты греков и этрусков. Думаю, что, например, изучение письменности этрусков, опираясь на древнегреческую письменность, поможет ученым найти «ключик» и прочитать этрусские письмена.

Однако хочу подчеркнуть, что влияние древнегреческой культуры коснулось лишь внешних форм и проявлений культуры этрусков. На их мировоззрение и менталитет, древние греки не смогли повлиять. Уж слишком было разное мировоззрение у обеих культур.

этрусский цивилизация древнегреческий культура


 

Библиография

 

Арган Дж. К. История итальянского искусства. 2000.

История древнего мира. Под ред. Дьяконова.И.М.,Нерновой. В.Д., Свиницкой. И.С. В 3-х томах. Москва. 1983.

Макнамара. Э. Этруски. Быт, религия, культура. 2006.

Мосиножик.Л.А. Антропология цивилизаций. Кишинев.2006.

Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. Москва.1983

Робер Ж.-Н. Этруски.2007.

 


 

Приложение

. Вазы стиля «буккеро»

 

 

2. Этрусское металлическое зеркало

 

 


3. Сравнительная таблица греческого и этрусского алфавита

 

4. Каноп


5. Аполлон Веийский

 

6. «Саркофаг Супругов»

 


 

7. Химера из Ареццо

 

8. Саркофаг из Тарквиния



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: