Прочитайте текст и выполните задания 22-27.




(1)В Болдине, как никогда раньше, столкнулся Пушкин с нищетой и бесправием крепостных крестьян, он пристально вглядывался в их жизнь, узнавал о крестьянских волнениях, которые всё усиливались. (2)Глубже задумывался он над вопросами крепостного права, над отношениями крестьян и помещиков. (3)Пушкин начал работать над повестью, которую назвал: «История села Горюхина». (4)Он хотел показать в ней правдивую картину жизни крепостной деревни — недаром назвал он эту деревню «Горюхино». (5)Но повесть осталась незаконченной; в ней было много той правды, о которой запрещалось говорить.

(6)Так одно за другим оставались незавершёнными произведения Пушкина. (7)И много надо было иметь мужества, светлой веры в жизнь, любви к своему отечеству, чтобы продолжать жить и работать.

(8)Новые задачи, новые темы снова занимают Пушкина — он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о провинциальном дворянстве, о городской бедноте. (9)Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая её.

(10)«Лета к суровой прозе клонят», — писал он несколько лет назад. (11)И ему казалось, что читатель легче и лучше поймёт прозу, что повести и романы читаются всеми и везде. (12)И здесь, в Болдине, он говорит со своими читателями не только стихами, но и прозой и пишет маленькие повести: «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка». (13)Вот по большим проезжим дорога на почтовых станциях стоят бедные домики станционных смотрителей. (14)Часто Пушкин во время своих вольных и невольных странствований по России заходил в эти домики, беседовгш с их обитателями.

(15)А вот где-то в городе скромная вывеска «Гробовых дел мастер». (16)Как живут люди в этом доме, за этой вывеской? (17)О чём они думают, чему радуются? (18)А вот маленькое местечко, где стоит армейский полк. (19)Вот деревня небогатого дворянина. (20)И везде люди с их счастливой и несчастной судьбой, с их думами, мечтами...

(21)Пушкин верит, что маленькие его повести заставят многих серьёзно задуматься над окружающей жизнью. (22)Разве правильно, что честный человек Вырин в повести «Стгшционный смотритель» погибает? (23)Разве не возмутительно отношение к нему гусарского офицера Минского, который отнял у него дочь и хотел деньгами откупиться от него? (24)Правильно ли поступил Сильвио в другой повести — «Выстрел», когда целью своей жизни ставил мщение, удовлетворение своих личных мелких чувств? (25)В конце повести он начинает понимать, что не в этом честь, смысл и счастье жизни, — он уходит сражаться за освобождение Греции и погибает.

(26)Так в своих коротеньких повестях Пушкин сумел поставить много больших вопросов, вызвать у читателей много мыслей о суровой правде жизни, сочувствие и уважение к маленьким, незаметным русским людям, ненависть ко всякому насилию, произволу.

(27)Пушкин понимал, что не так легко будет добиться разрешения на выпуск повестей, ведь царь сам был его цензором — неумным, придирчивым. (28)Тогда Пушкин решил печатать повести под чужим именем. (29)Он выдумал автора, назвал его Иваном Петровичем Белкиным, придумал ему биографию, написал предисловие от его имени. (30)И повести были напечатаны.

(31)Один из знакомых Пушкина рассказывает, что как-то зашёл он к Пушкину, а на столе лежали «Повести Белкина». (32)Он не знал, что автор их сам Пушкин.

(33)«Какие это повести? (34)И кто этот Белкин?» — спросил он, заглядывая в книгу. (35)«Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко, ясно», — ответил Пушкин.

(36)Повести эти стали образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов... (37)Лев Николаевич Толстой говорил, что их надо изучать каждому писателю, что он перечитывает их постоянно, что Пушкин — его учитель. (По Н.С. Шер*)

* Надежда Сергеевна Шер (1890-1976) — писательница, автор весьма популярных «Рассказов о русских писателях», «Рассказов о русских художниках».

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В произведении «История села Горюхина» А.С. Пушкин хотел показать правдивую картину жизни крепостной деревни.

2) А.С. Пушкину казалось, что читатель легче и лучше поймёт поэзию, поэтому в Болдине он говорит со своими читателями не только прозой, но и стихами.

3) А.С. Пушкин верит, что маленькие его повести заставят многих серьёзно задуматься над окружающей жизнью.

4) А.С. Пушкин надеялся, что легко будет добиться разрешения на выпуск повестей, ведь царь сам был его цензором.

5) Чтобы читателям интересно было знакомиться с маленькими повестями, А.С. Пушкин выдумал автора, назвал его Иваном Петровичем Белкиным, придумал ему биографию, написал предисловие от его имени.

Ответ: ____________________________

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-7 представлено рассуждение.

2) В предложениях 8-9 представлено повествование.

3) В предложении 13 содержится описание.

4) Предложение 22 противопоставлено по содержанию предложению 21.

5) Предложение 37 поясняет смысл предложения 36.

Ответ: ____________________________

24. Из предложения 26 выпишите слово со значением «почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств».

Ответ: ____________________________

25. Среди предложений 13-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ____________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной па основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Н.С. Шер, рассказывая о творчестве А.С. Пушкина, использует такоп приём, как (А)___ (предложение 26). Чувства автора помогают передать синтаксические средства, в частности (Б)___(предложения 1, 8) и (В)___(предложения 22, 23). В тексте редко, но встречаются тропы, например (Г)___(«светлой веры» в предложении 7, «суровой правде» в предложении 26)».

Список терминов:


1) восклицательные предложения

2) эпитеты

3) ряды однородных членов предложения

4) синтаксический параллелизм

5) метафоры

6) олицетворения

7) антитеза

8) риторические вопросы

9) ассонанс


А Б В Г
       

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: