Тема 4. Межбюджетные трансферты и их роль в межбюджетном




выравнивании.

Понятие межбюджетных трансфертов. Виды межбюджетных трансфертов. Механизм распределения межбюджетных трансфертов: сущность, особенности его реализации механизма. Условия и ограничения предоставления межбюджетных трансфертов. Порядок взаимодействия между органами власти и органами местного самоуправления при предоставлении межбюджетных трансфертов.

 

1. Понятие межбюджетных трансфертов. Виды межбюджетных

трансфертов.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субвенция – средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

· дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

· субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

· субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

· иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

· межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов;

· бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. (является формой предоставления межбюджетных трансфертов)

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

Можно отметить, что в соответствии с действующими методологиями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации распределяются по двум принципам:

1) первая часть дотаций распределяется среди субъектов Российской Федерации, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 65% среднероссийского уровня;

2) вторая часть дотаций распределяется уже среди большего количества регионов, право на получение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, для которых ограничивается средним уровнем расчетной бюджетной обеспеченности.

В результате для решения одной и той же задачи выравнивания применяются различные методы, что приводит к некоторому снижению результативности использования дотаций.

Другим видом межбюджетных трансфертов, который необходимо выделить, являются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

Субсидии обладают такими характеристиками, как:

- целевой характер расходования;

- наличие условий для получения средств;

- обязательства получателей субсидий по обеспечению софинансирования соответствующих расходов.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. (определение субсидий давалось выше)

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

Следующей характеристикой субсидий являются условия их получения:

– представление отчета о выполнении программы или ее этапа и отчета об исполнении плана использования средств, выделяемых на реализацию программы;

– выполнение программы или ее этапа, выполнение плана использования субсидий или его этапа;

– отсутствие критериев дисквалификации

Все это также позволяет рассматривать данный межбюджетный трансферт как стимулирующий механизм бюджетного федерализма.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. (понятий субсидий было раскрыто)

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

При этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

Их размер для конкретного субъекта Российской Федерации не зависит от уровня бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (объема доходов) и не включается в состав собственных доходов региональных и местных бюджетов.

Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов РФ могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований. (этот момент, на наш взгляд, необходимо отметь для более полного понимания вопроса)

 

2. Механизм распределения межбюджетных трансфертов: сущность,

особенности его реализации механизма.

Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

В российской практике межбюджетные трансферты осуществляются в основном по вертикали (сверху вниз), в связи с чем в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств субъектам РФ по разделу функциональной классификации расходов бюджета «Межбюджетные трансферты».

Осуществляются трансферты через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Основным условием предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ является соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного и налогового законодательства.

Межбюджетные трансферты выполняют следующие функции:

· выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;

· компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

· стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

· поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории, стимулируют к усилению налогового потенциала местные власти;

· устраняют горизонтальные диспропорции между бюджетами, в том числе дают возможность разрешить некоторые социальные проблемы, которые возникают во время экономических спадов, наблюдающихся в регионах; (также является одной из функций межбюджетных трансфертов)

· снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ –это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

субсидий бюджетам субъектов РФ –это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Отчисления осуществляются за счет средств Федерального фонда софинансирования расходов;

субвенций бюджетам субъектов РФ это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Отчисление субвенций происходит из Федерального фонда компенсаций; (считаем нецелесообразным повторять данную информация, так как выше об этом говорилось)

- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов;

– бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставляются не более чем на год. Это отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов.

Объем кредита определяется при составлении проекта федерального бюджета. Каждый субъект имеет право на приобретение такого рода финансовых поступлений.

Одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов РФ от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:

· формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных согласований;

· четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем социально- экономической жизни регионов;

· отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования;

· расширение налоговых полномочий субъектов РФ в рамках единого налогового пространства;

· внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи субъектам РФ;

· усиление контроля за целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов дотационных регионов.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ХОТЕЛОСЬ БЫПРИВЕСТИ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ:

Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2020 году - 2,552 трлн руб., в 2021 году - 2,566 трлн руб., в 2022 году - 2,482 трлн руб.

 

 

Речь идет, в том числе, о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2020 году - 717,9 млрд руб., в 2021 году - 730,8 млрд руб., в 2022 году - 743,5 млрд руб:

 

 

Предусматриваются бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) из федерального бюджета: в 2020 году - 0,97 млрд руб. ($14,7 млн), в 2021 году - 2,1 млрд руб. ($31,7 млн). Эти средства планируется направить на строительство и эксплуатацию части транспортного коридора, соединяющего автомобильные дороги федерального значения М-5 "Урал" и М-7 "Волга". Предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов в 2022 году не планируется.

 

Также, субсидии на реализацию программы "Земский доктор": по 6,6 млрд рублей ежегодно в 2020-2022 годах, субсидии на реализацию программы "Земский учитель": в 2020 году - 1,7 млрд руб., в 2021 году - 1,2 млрд руб., в 2022 году - 1,2 млрд руб.

 

3. Условия и ограничения предоставления межбюджетных трансфертов

Условия предоставления межбюджетных трансфертов В целях эффективного и целевого использования бюджетных денежных средств БК РФ определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Согласно ст. 130 БК РФ общим условием для предоставления трансфертов всем субъектам РФ выступает соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Названные условия распространяются на все формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций, что обусловлено спецификой полномочий, на финансирование которых выделяются бюджетные средства из бюджета одного уровня в бюджеты другого уровня бюджетной системы РФ.

При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ условий предоставления межбюджетных трансфертов Минфин России вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов соответствующим субъектам РФ.

Учитывая высокую политическую и публичную значимость субвенций на реализацию делегированных полномочий, федеральный законодатель установил для субъектов РФ льготный правовой режим их получения и использования. Так, на предоставление субвенций из Федерального фонда компенсаций не распространяется условие соблюдения региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 130 БК РФ). Как следствие, при несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления определенных бюджетным законодательством условий предоставления межбюджетных трансфертов, Минфин России не вправе приостановить выделение субвенций из Федерального фонда компенсаций соответствующим территориальным образованиям.

Бюджетное законодательство содержит запреты и ограничения для субъектов РФ, получающих межбюджетные трансферты (за исключением субвенций), направленные на обеспечение целевого использования полученных средств федерального бюджета, защиту финансовых ресурсов от неправомерного использования, а также способствующие повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению собственных доходов субъектов РФ.

Первое ограничение касается процедурных полномочий субъектов РФ по кассовому обслуживанию собственных бюджетов. Согласно п. 2 ст. 130 БК РФ субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. (информация, которая должна быть получена при самостоятельной работе). В соответствии со ст. 2151 БК РФ кассовое обслуживание бюджетов таких субъектов РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Второе ограничение касается высокодотационных субъектов РФ, т. е. тех, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Согласно п. 3 ст. 130 БК РФ такие субъекты РФ не имеют права:

1) запрещено устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ. Особенная часть и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

2) превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и (или) содержание органов государственной власти субъекта РФ.

Особые требования предоставления межбюджетных трансфертов предъявляются к депрессивным субъектам РФ, т. е. тем, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Таким субъектам РФ межбюджетные трансферты предоставляются на условиях, перечисленных в п. 3 и 4 ст. 130 БК РФ:

1) подписание соглашений с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ;

2) организация исполнения бюджета субъекта РФ с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта РФ и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в органах Федерального казначейства;

3) представление финансовым органом субъекта РФ в Минфин России в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ Счетной палатой РФ или Росфиннадзором.(информация доступна в электронном источнике, а именно Бюджетном кодексе РФ).

Названные меры являются дополнительными средствами обеспечения финансовой стабильности государства, сохранности и целевого использования

средств федерального бюджета и направлены на рациональное использование имеющихся бюджетных средств и повышение экономического потенциала депрессивных субъектов РФ. БК РФ оставляет открытым перечень таких мер, поскольку п. 4 ст. 130 Кодекса допускает введение иных мер, установленных федеральными законами.

Правила заключения соглашений между Минфином России и органами исполнительной власти субъектов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также по осуществлению контроля за их исполнением утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2005 г. № 149 «О порядке заключения соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением». Названные Правила регулируют отношения, связанные с заключением соглашений с субъектами РФ, для которых в течение двух из трех последних отчетных лет доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в общем объеме собственных доходов превышала 5%.

В случае если органы государственной власти субъектов РФ не соблюдают условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством РФ, а также в случае нарушения предельных значений дефицита регионального бюджета (п. 2 и 3 ст. 921 БК РФ) и предельного объема государственного долга субъекта РФ (ст. 107 БК РФ) Минфин России вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджетам субъектов РФ до приведения в соответствие с требованиями БК РФ положений, обусловливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Установленные ограничения и меры финансово-правового воздействия на субъекты РФ, получающие межбюджетные трансферты из федерального бюджета, могут быть отменены, если субъект РФ стал соответствовать критериям недотационного региона либо отказался от получения дотаций и субсидий из федерального бюджета.

Порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов РФ условий их предоставления утвержден приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 105н 1. Данный приказ Минфина России учитывает общеюридический принцип соразмерности наказания, поэтому устанавливает пропорциональное снижение межбюджетных трансфертов в зависимости от суммы нарушения и оставшегося срока финансового года.

Не использованные в текущем году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, подлежат использованию в следующем году на те же цели. Неиспользованные целевые средства, по состоянию на 1 января текущего финансового года (данные из БК РФ) потребность в которых в следующем финансовом году отсутствует, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Финансовая помощь из региональных бюджетов местным бюджетам предоставляется при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Названное правило установлено ст. 136 БК РФ и не распространяется на муниципальные образования в части получения ими субвенций. Такое исключение обусловлено назначением субвенций как средств финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Особые условия предоставления межбюджетных трансфертов зависят от уровня дотационности муниципального образования.

Так, п. 2 ст. 136 БК РФ устанавливает правило, распространяемое на муниципальные образования, являющиеся получателями межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% собственных доходов местного бюджета. Такие муниципальные образования начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Правило о соотношении сумм межбюджетных трансфертов и собственных доходов в местных бюджетах распространяется на все формы трансфертов (за исключением субвенций) из всех видов бюджетов бюджетной системы РФ. В соответствии с п. 2 ст. 58 БК РФ дополнительные нормативы отчислений налоговых доходов в местные бюджеты предусмотрены относительно налога на доходы физических лиц и могут быть установлены только законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Следующее правило предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ установлено п. 3 ст. 136 БК РФ и относится к высокодотационным муниципальным образованиям, которыми являются территории, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30% собственных доходов местного бюджета. Такие муниципальные образования начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Правило о соотношении межбюджетных трансфертов и собственных доходов местного бюджета, содержащееся в п. 3 ст. 136 БК РФ, касается только финансовой помощи, выделяемой муниципальному образованию из бюджета субъекта РФ; межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальному образованию из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в данном расчете не учитываются. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ высокодотационным муниципальным образованиям установлены п. 4 ст. 136 БК РФ, согласно которому таковыми являются территории, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов. (материал, полученный при самостоятельной работе).

Как и в предыдущем случае, правило о соотношении межбюджетных трансфертов и собственных доходов местного бюджета касается только финансовой помощи, выделяемой высокодотационному муниципальному образованию из бюджета субъекта РФ; межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальному образованию из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в данном расчете также не учитываются.

При выделении межбюджетных трансфертов таким муниципальным образованиям к ним предъявляются требования об ограничении самостоятельного установления расходных обязательств, а также осуществляются следующие дополнительные меры:

1) подписание соглашений с финансовым органом субъекта РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;

2) представление местной администрацией в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

3) проведение не реже одного раза в два года внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта РФ.

Названные меры не являются исчерпывающими, поскольку БК РФ предусматривает применение к высокодотационным муниципальным образованиям иных мер, установленных федеральными законами. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты иных уровней не могут содержать положения, регламентирующие условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ высокодотационным муниципальным образованиям.

Установленные ограничения и меры направлены на рациональное расходование средств местных бюджетов, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств и наращивание собственного налогового потенциала в дотационных муниципальных образованиях.

Бюджетным законодательством установлены гарантии соблюдения прав субъектов РФ при предоставлении ими межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям. При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, определенных бюджетным законодательством РФ, а также при нарушении предельных значений дефицита местного бюджета и предельного объема муниципального долга финансовые органы субъектов РФ вправе принять решение о приостановлении или сокращении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями БК РФ положений, обусловливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Порядок приостановления или сокращения предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ устанавливается соответствующим субъектом РФ самостоятельно. Например, ст. 31 Закона Республики Башкортостан от 3 ноября 2007 г. № 474-3 «О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год» установлено, что в случае принятия органами местного самоуправления решений, нарушающих порядок зачисления налогов и иных доходов в бюджет Республики Башкортостан, а также иным образом нарушающих положения бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах Российской Федерации и Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан вправе приостанавливать и (или) уменьшать финансирование за счет средств бюджета Республики Башкортостан расходов, предусмотренных по разделу «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов РФ (за исключением средств фонда компенсаций Республики Башкортостан), а также предоставление бюджетных кредитов. Правительство Республики Башкортостан вправе направить средства, высвобождаемые по основаниям, предусмотренным названной статьей, на оказание дополнительной финансовой помощи местным бюджетам в связи со сложной социально-экономической ситуацией в отдельных муниципальных образованиях. (материал, полученный при самостоятельной работе).

4. Порядок взаимодействия между органами власти и органами

местного самоуправления при предоставлении межбюджетных трансфертов

1. Виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям

В соответствии с Бюджетным кодексом, которым введено расширенное понимание межбюджетных отношений как взаимоотношений между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса, под межбюджетными трансфертами понимаются средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету.

В соответствии с Бюджетным кодексом муниципальные образования могут получать следующие виды межбюджетных трансфертов:

1) из бюджетов субъектов Российской Федерации:

– дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки;

– субвенции из региональных фондов компенсации;

– субсидии из регионального фонда муниципального развития;

– субсидии из регионального фонда софинансирования социальных расходов;

– иные дотации и субсидии из регионального бюджета в пределах 10% общего объема финансовой помощи местным бюджетам из регионального бюджета;

– бюджетные кредиты;

– 2) из местных бюджетов:

– дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений;

– субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на выполнение межмуниципальных функций;

– субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов в рамках передачи полномочий с уровня поселений на уровень муниципального района;

– средства на погашение и (или) обслуживание муниципального долга;

– бюджетные кредиты.

Введение новой редакции БК РФ расширило рамки межбюджетного регулирования между бюджетами муниципальных районов и бюджетами поселений. Так, муниципальные районы имеют право предоставлять бюджетам поселений бюджетные кредиты на срок до одного года. Установление данного права, наряду с предоставлением бюджетных кредитов поселениям из бюджета субъекта РФ, было вызвано необходимостью оперативного решения вопросов оказания в течение года дополнительной финансовой помощи поселениям, что при наличии их большого количества в регионах весьма затруднительно.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации мунипипальног



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: