Структура деловой игры
При конструировании деловой игры разработчик может опираться структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
· цели,
· предмет игры,
· графическая модель взаимодействия участников,
· система оценивания.
Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
· цели,
· комплекс ролей и функций игроков,
· сценарий,
· правил игры.
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть освоено индивидуально.
Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.
Общая типология деловых игр
1. Среди деловых игр, в зависимости от их функций и целевого назначения различают:
· обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры.
· деловые игры для решения практических задач
|
· проектные деловые игры.
· исследовательские деловые игры.
2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач.
· Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов.
· Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индивидуальной деятельности членов группы.
3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть различной.
4. B зависимости от степени неопределенности ситуации деловые игры подразделяются на детерминированные и вероятностные.
· Для детерминированных характерна определенность ситуации, заданность ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно правильные или неправильные решения.
· Вероятностные же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.
5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма.
6. Области применения характеризуют сферу, в которой используется1 игра, с точки зрения функционального подхода.
· Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться.
· Функциональные игры служат обработке действий по выполнению определенной функции организации (например, функции службы персонала по освобождению сотрудников - игра, имитирующая изучение возможностей использования сокращаемых работников на других видах работ, оказание им помощи в трудоустройстве, проведение разъяснительной беседы и т.п.)
|
7. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками.
· Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи (например, игра «Полет на Луну» или игры, использующие метод «Мозговая атака»).
· Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.
8. B зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные.
9. По форме, или регламенту, проведения деловые игры делятся на очные и заочные.
Их вышеназванные характеристики едва ли нуждаются в дополнительных комментариях. В России в последние годы в связи с развитием дистанционного обучения и распространением сети Интернет значительно расширяются возможности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных технологий.
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный) контекст будущей профессиональной деятельности.
Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:
|
· получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
· систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам;
получение опыта социальных отношений;
· формирование профессионального творческого мышления.
Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны к тренажу, с другой стороны к азартной игре.
Преподаватель должен быть активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.
Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему