Социально - политическое состояние Руси




 

Образовавшееся молодое государство продолжало расширяться и укрепляться преемниками Олега - князем Игорем (сыном Рюрика), а затем его вдовой - княгиней Ольгой, длительно правившей государством ввиду малолетства сына Святослава. Это довольно редкий случай женского правления в раннефеодальном обществе. Ольга в 957 г. посетила Константинополь и приняла там христианство (крестилась под именем Елена). Деятельность Ольги внесла значительный вклад в организацию древнерусского государства. Она провела реформу, по которой дань собиралась не путем объезда всех населенных пунктов, а только на погостах, куда она заранее свозилась населением. Тем самым исключались произвольные поборы с жителей, которые привели к гибели мужа Ольги - князя Игоря.

Значительного увеличения территории Русь достигла в период правления сына Ольги и Игоря - Святослава Игоревича. Он проявил себя неутомимым, храбрым воином и выдающимся полководцем. Сначала он расширил и обезопасил восточные границы древнерусского государства: нанес ряд тяжелых поражений хазарам, подчинил себе самое восточное славянское племя - вятичей, покорил северокавказские племена ясов и касогов. Владения Святослава расширились. Древнерусское государство стало играть важную роль в политической жизни Восточной и Центральной Европы. Укрепившись на востоке, Святослав обратился на запад. Византия просила его о помощи в борьбе с дунайскими болгарами, и в 967 г. он во главе большого войска двинулся на Дунай, нанес поражение Болгарии. В считанные годы в Восточной Европе появилось обширное славянское государство, сравнимое по уровню социально-экономического развития с государством Каролингов, утвердившим свою власть над большей частью Европы на рубеже IX и X вв.

Византия, опасаясь роста могущества Руси, вступила в войну со Святославом. Одновременно в русские земли стали вторгаться с юго-востока новые кочевые орды - печенеги. Война с Византией сложилась неудачно. Святослав был окружен на Дунае превосходящим греческим войском, вынужден заключить мир и вернуться в Киев. При возвращении в 972 г. его подстерегли на Днепровских порогах печенеги. Пользуясь численным преимуществом, они истребили княжескую дружину и убили Святослава. Печенежский хан Куря обзавелся окованной золотом чашей из черепа князя.

Созданное в ходе войн X в. огромное древнерусское государство достигло в первой половине XI в. своего расцвета при великих князьях Владимире Святославиче (Святом) (980 - 1015) и Ярославе Владимировиче (Мудром) (1019 - 1054). Государственное устройство Руси представляло собой особую систему во главе с киевским князем. В крупных городах княжили его родственники. Но подвластные им области не становились их наследственными владениями. Лишь одно княжество - Полоцкое - приобрело некоторую внутреннюю независимость, но оно должно было участвовать во всех внешнеполитических акциях киевских князей.

Княжеская дружина состояла из свободных людей, профессиональных воинов, связанных с князем личным договором службы и верности («войсковым товариществом»). Дружина - ядро войска. Вокруг него создавалось вспомогательное ополчение из свободного городского населения. В случае необходимости в него призывались и сельские жители - «смерды». Князь - высший судья в своем княжестве, обязанный судить «по правде», он назначал «посадников», которые управляли на местах. Князья пользовались советами старших дружинников - бояр, а иногда собирали и всю дружину.

Развитие феодальных отношений отражалось в социальной структуре общества. Высший слой населения составляли бояре - военное сословие, обладавшее преимущественным правом на занятие административных должностей, которые гарантировали получение дани с населения, судебную власть, взимание судебных пошлин. Причастность к власти способствовала обогащению и приобретению земельных владений боярами. Однако этот процесс был постепенным, медленным. На первых порах господствующий класс основывал свое экономическое и социальное могущество не на частном владении землей (вотчинах), а на «кормлениях», обогащении за счет взимания налогов с населения. Оно предоставлялось как вознаграждение за службу.

Низший класс - городское и преимущественно сельское простонародье (именуемое «смердами») - составлял основную массу населения Руси. Местное свободное население (сельское и городское) входило в общины («верви»). Они имели выборных старост для защиты общины перед княжеской администрацией. Заметна была и прослойка несвободных людей - холопов. Процесс расслоения в общинах привел со временем к появлению обширного слоя полузависимого сельского населения, известного под именем «ролейных закупов», которые проживали на землях знатных землевладельцев, получая от них ссуду и обязуясь за нее работать в их хозяйстве. В. О. Ключевский считал, что это были «сельские рабочие, селившиеся на землях собственников со ссудой от хозяев». Согласно «Русской правде», господин мог «за дело» побить «закупа». Но не мог обратить его в холопство или «наказать без вины» (за это на него можно было подать в княжеский суд).

На Руси еще долго сохранялось домашнее рабство. Рабы - холопы, или челядь - обслуживали княжеские и боярские дворы и были одним из ходовых «товаров» во внешней торговле. Источники рабства: плен, рождение от холопа, долговая несостоятельность, женитьба на рабе и поступление в домашнее услужение без договора. Право господина распространялось на труд, личность и жизнь холопа. Как отмечают источники, славяне давали пленным право на освобождение от рабства за выкуп по истечении определенного времени и гуманно обращались с ними. Рабский труд не был ведущей формой хозяйствования. Он оставался невыгодным в суровых условиях земледелия на Восточно-Европейской равнине.

Большое влияние на общественное развитие восточных славян оказало, как и на Западе, распространение христианства. Принятие христианства как государственной религии (крещение Руси) проведено великим князем Владимиром в 988 - 989 г. По рассказу летописи, двор князя перед этим посещали многие религиозные посольства: «немцы» (католики), булгары (мусульмане), хазарские иудеи; греческий «философ», проповедь которого произвела на Владимира особое впечатление. По совету дружины князь послал своих послов в разные страны для знакомства с различными религиями. Обсудив результаты на совете бояр, он решил принять греческое (византийское) христианство - православие. Владимир крестился сам и женился на греческой царевне Анне. После чего крестил киевлян в водах Днепра. Выбор православия не случаен. Православие привлекало Рюриковичей не только пышностью церковной службы. Оно импонировало признанием «божественности» верховной светской власти (как объединяющий государственный фактор), а также, вероятно, своей соборностью, созвучной коллективистскому характеру славянской общественной жизни, сохраняемому в сельских общинах и княжеских дружинах. Кроме того, принятие христианства из Византии обусловлено давними устойчивыми связями с нею. А пример крещения великой княгини Ольги еще был свеж в воспоминаниях ее внука Владимира.

Своеобразная роль православной церкви в развитии восточных славян определялась тем, что в отличие от «варваров» Запада они не имели прямого контакта с римской культурой. Церковь становилась главным каналом влияния античной цивилизации и приобщения к ее духовным ценностям. Многовековое обособление православия от католичества отделило и социокультурную среду восточных славян от складывающейся западноевропейской цивилизации, заложило основу формирования особой восточнославянской, русской цивилизации. В ней преобладало влияние не романской, западноримской, а византийской, греко-римской культуры. Православная церковь взяла на себя функции просвещения на Руси. Особенность этого просвещения состояла в том, что христианство явилось на Русь не в латинском, а в «славянском» облачении, со славянским богослужебным языком, близким и понятным всему народу. Поэтому византийское христианство-православие быстро стало национальной русской религией. Церковь принесла на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном во второй половине IX в. «святыми братьями», просветителями славян - монахами Кириллом и Мефодием. Этот алфавит оптимально соответствует фонетике русского языка, в гораздо большей степени, чем латинский алфавит. Церковно-славянская (или болгарская) письменность послужила основой для развития древнерусской письменности и древнерусского литературного языка. Князь Владимир основал в Киеве школы для «учения книжного», где обучались дети знати. Так возникла традиция регулярного просвещения. Но главными носителями и распространителями просвещения на Руси, как и на Западе, стали епископские кафедры и монастыри. Там собирались библиотеки рукописных книг. Строительство церквей дало начало русскому архитектурному и изобразительному искусствам - развитию храмовой архитектуры, мозаики и живописи.

В последовавшей после смерти Владимира (в 1015 г.) междоусобной борьбе за киевский престол приняли участие внешние силы - поляки и печенеги. Победил в 1019 г. Ярослав Владимирович. Он успешно завершил борьбу с печенегами, создав линию укрепленных городов на юге на границах «Великой степи». Главным же делом Ярослава Мудрого стало расширение государственной территории, строительство городов, укрепление христианства, развитие просвещения, налаживание широких международных связей. Призывая мастеров из Византии, он строил храмы, в частности, кафедральный собор Св. Софии в Киеве, основывал монастыри. Киев, расширившийся и окруженный стенами, стал при нем одним из самых богатых и красивых городов Европы, находясь в центре оживленной международной торговли. Киевская Русь была широко признана в Европе и имела разветвленные дипломатические отношения со многими странами. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде; три его дочери выданы замуж за королей норвежского, венгерского, французского; его внучка Евпраксия Всеволодовна вышла замуж за германского императора Генриха IV. Иностранные принцы и короли в XI - XII вв. женились на русских княжнах, русские князья - на польских, венгерских, византийских, немецких и скандинавских принцессах.

Показателем формирования правовых отношений в сложившемся раннефеодальном обществе стало начало оформления (при Ярославе) норм обычного русского права, которое впоследствии образовало юридический сборник под названием «Русская правда». Этот юридический памятник оставался действенным до конца XV в.

В 1030 г. после успешного похода на чудь Ярослав основал возде Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), укрепив русские позиции в Прибалтике. В 1036 г. он присоединил земли восточнее Днепра на юге, став единодержавным правителем Руси, которого называли подобно правителям «Священной Римской империи» кесарем (цезарем), в древнеславянском произношении - царем. Над саркофагом Ярослава на стене Софийского собора в Киеве можно прочесть надпись, выполненную в XI в.: «Успенье царя нашего».

Ярослав перед смертью разделил свои владения между несколькими наследниками, завещав им «жить в мире и любви» и во всем «слушаться» старшего брата Изяслава и не ссориться. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода - княжеские распри усилились и способность князей к сопротивлению половцам ослабла. По инициативе киевского князя Святополка Изяславича в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, который принял решение прекратить усобицы и провозгласил принцип: «Каждый да держит отчину свою», что означало закрепление за участниками съезда владений их отцов и отказ от претензий на соседние земли в будущем. Необходимость отпора кочевникам-половцам заставляла правителей Руси предпринимать коллективные шаги для обеспечения своей безопасности. Однако территориального и владельческого единства уже не существовало.

Развитие производительных сил, рост народонаселения, расширение территории государства усиливали местную княжескую власть. Крепнувшие центры регионов не хотели платить дани Киеву и посылать войска в походы киевских князей. Так складывались предпосылки феодальной раздробленности, свойственной всем раннефеодальным империям. Особенности государственности Руси придали этому процессу характер междоусобной борьбы. «Лествичный» (или «очередной») порядок престолонаследия великокняжеской власти, при котором престол переходил к старшему по возрасту князю в роду Рюриковичей от брата к брату, запутывал династические расчеты, вызывал споры, усиливал личные амбиции, разжигал вражду.

Владимиру Мономаху (1113 - 1125), ставшему киевским князем, удалось объединить под своей властью подавляющее большинство русских земель. При нем утихли городские волнения и княжеские междоусобицы, укрепился и международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха, а первой его женой стала английская принцесса. При нем создан «Устав Владимира Мономаха», ставший частью «Русской правды». В нем упорядочено взимание процентов ростовщиками, улучшено положение купечества, строго регламентирован переход в холопство (рабство). Сын Владимира Мономаха Мстислав Великий (1125 - 1132) еще удерживал за собой владения отца, но после его смерти Русь окончательно распалась на независимые княжества-государства.

Древнерусское государство просуществовало около двух столетий. За это время из восточнославянских племен начала складываться древнерусская народность. Она прошла стадию быстрого становления и утверждения раннефеодальных отношений и соответствовала уровню государственного развития своих европейских соседей. Первое крупное государство Восточной Европы изначально было многоэтническим (многонациональным), хотя славянский элемент в нем преобладал. Даже в легенде о «призвании варягов» упомянуты «меря» (предки марийцев) и «чудь» (предки эстонцев и других финно-угорских народов) как участники решения о приглашении Рюрика. В те далекие времена формируется традиция сосуществования многих народов восточноевропейской равнины. Языком-посредником между ними стал древнерусский язык.


Заключение

 

Исторические корни и условия формирования западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и индивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений с ростом населения, господство католической религии придают этой цивилизации особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателен в этом отношении лозунг ордена меченосцев: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты западноевропейской цивилизации отметил еще Н. Я. Данилевский, дав ей характеристику как «уничтожительной» для других народов. Такие свойства цивилизации определили экспансию западноевропейских стран со стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер западноевропейской цивилизации как в материальной, так и в духовной сферах развития человечества в последующие периоды.

На Руси сложился свой тип раннего феодализма. В нем сохранялись сельские общины свободных крестьян, различные формы организации горожан, практиковались «кормления» знати, ее военная служба, возникла иерархия дружинников. Принятие христианства в виде византийского православия как бы вписывалось в эти особые формы формирующейся цивилизации, одновременно внося в них духовные традиции эллинской (греческой) античной, а также и древневосточной цивилизации, освоенные Византией. Православное ядро этой цивилизации, вобравшей многие элементы славянской религии и славянские народные черты, сохранялось в условиях раздробленности и последующего длительного иноземного ига. Оно стало могучим средством национального объединения и национального освобождения в период создания нового Российского государства.

Этот тип цивилизации назван Н. Я. Данилевским «славянским культурно-историческим типом» задолго до современного английского историка А. Тойнби, разработавшего теорию цивилизаций. Сейчас принято называть сложившийся на Восточно-Европейской равнине в конце I - начале II тысячелетий тип «русской цивилизацией», принимая предков русских, белорусов и украинцев за единую древнерусскую этническую общность. Впоследствии она переросла в «российскую цивилизацию». Этот термин относится ко всем народам, объединенным общей исторической судьбой - развитием Российского государства.


Источник

 

Официальный сайт «История» https://www.tuad.nsk.ru/~history



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: