Сущность досуговой деятельности
Свободное время – это временное пространство жизни ребёнка, та его часть, что остаётся от учения в школе, выполнения домашнего задания, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных домашних поручений и обязанностей.
Отдых – это состояние покоя, такой род деятельности, который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности.
Функции отдыха: 1. релаксации (расслабления) – резкое снижение физиологического тонуса. 2. рекреационная – направлен на восстановление и развитие физических и духовных сил, израсходованных в процессе учения, труда, общественной деятельности. 3. компенсаторная – компенсирует (возвращает) детям утраченные силы.
Досуг – это развлечение; мероприятия, организованные в свободное время детей.
Досуговая деятельность – это деятельность, организованная в свободное время, направленная на удовлетворение личных интересов и притязаний детей.
Признаки досуга: добровольность, развлекательность, соответствие интересам детей.
Функции досуга: 1. даёт детям самостоятельность, удовлетворяет многие социально-психологические потребности; 2. дети начинают сами предъявлять к себе воспитательные требования; 3. позволяет раскрыть детям естественные потребности в свободе и независимости.
Законы детского досуга
1. закон сочетания продуктивного и непродуктивного – досуг ориентирован на удовлетворение удовольствия, но можно и достичь конкретного результата.
2. закон творческой энергетики – досуг реализует все виды энергии человека.
3. закон «зеркальности» и универсальности досуга – досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и уникален.
|
Принципы организации детского досуга.
Принцип интереса, рекреации и познания, совместной деятельности
1. принцип «красной линии» - «красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем. За «красной линией» - панибратство, лжедружба и т.д.
2. принцип «могучей кучки» - досуг преимущественно дело коллективное.
3. принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызывать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Так поступал Михаил Кутузов в войне 1812 года с французами. Он побеждал тем, что просто ждал, как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но одерживал победу. Мы много суетимся, блефуем, делаем вид, вечно подгоняем ребят. А ведь досуг – их личное добровольное дело.
4. «принцип горы» - в работе, сотрудничестве с людьми нельзя терять высоты.
5. «принцип антиканонов» - неэффективен трафаретный досуг.
6. «принцип камня, брошенного в воду». Любой ребёнок должен реализоваться. Значит, каждого надо «бросить, как камень в воду», в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
7. принцип опоры на положительные эмоции ребёнка.
Методы досуговой педагогики:
1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – самостоятельный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребёнка, становясь его воспитательным тренингом.
|
«К концу нашего столетия, - считает Ш.Амонашвили, - целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения».
Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («третий лишний», «ручеёк», «колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т.п.
2. Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, «посиделок», «завалинки», «театральной гостиной», пира-бала именинников, вечера этикета, «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т.д. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – чисто детская привилегия. Это внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, открытию, победам над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребёнка, кроме нравственной сферы.
|
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети – члены школьных клубов, драм коллективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении.
5. Методы воспитывающих ситуаций. То есть вызванных к жизни процедур, самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п.
6. Методы импровизации. Жизнь детей импровизирована. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень внушаемы. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. Импровизация – действие не осознанное, не подготовленное заранее, так сказать, экспромтом. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.