Рентабельность является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия.




Экономическая сущность и показатели рентабельности деятельности предприятия.

 

 

Высшей целью предпринимательской деятельности является достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.

Масса прибыли является важным показателем качества работы предприятия. Однако равная прибыль может быть получена при различных затратах материальных и трудовых ресурсов.

Прибыль – это абсолютный показатель, обладающий поэтому весьма существенным недостатком: показатели прибыли несопоставимы по различным хозяйствующим субъекта м. Прибыль в 1000 руб. одновременно может быть прибылью и крупного завода, и мелкой лавки. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в анализе гораздо большую ценность имеют индикаторы, связанные с прибылью и одновременно являющиеся относительными, т.е. потенциально сопоставимыми в пространственно-временном разрезе показателями.

Рентабельность – дословно означает возможность и способность «делать прибыль», т.е. обеспечивать прибыльность.

Относительный уровень прибыли представляет собой рентабельность, которая характеризует конечный результат деятельности предприятия за определённый период и определяется величиной полученной прибыли по отношению к функционирующему капиталу предприятия. Она означает доходность, прибыльность и экономическую целесообразность производства. Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также эффективность применяемых авансированных средств.

Рентабельность является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия.

Показатель рентабельности продукциип) исчисляется как отношение прибыли (ПР) к себестоимости продукции (Сб) и выражается в процентах:

 

Рп = ПР ´ 100 %. (1)
Сб

 

Данный показатель характеризует эффективность текущих затрат. Он не отражает эффективности использования всего авансированного основного и оборотного капитала. В развитых индустриальных странах в условиях стабильной экономики этот показатель колеблется от 3 до 5%.

В коммерческой деятельности чаще используют показатель рентабельность продаж, как отношение величины прибыли к объёму продаж предприятия:

 

Рпродаж = ПР ´ 100 %, (2)
ОП

 

где ПР - прибыль от продаж;
  ОП - объём продаж.

 

Показатели рентабельности продаж показывают, какую часть в каждом рубле выручки от продаж составляет соответственно валовая, операционная или чистая прибыль. Каких либо нормативов для этих показателей не существует, поэтому их значение сравнивают со среднеотраслевым, а также оценивают в динамике. В принципе считается, что рост рентабельности – положительная тенденция, однако необходимо всегда иметь в виду, за счет чего был достигнут рост, не было ли необоснованного снижения себестоимости продукции и других затрат, которое может сказаться на качестве производимой продукции.

В зарубежной практике используется показатель чистой нормы прибыли или коммерческой маржи, рассчитываемый как отношение чистой прибыли к чистому объему продаж. Экономический смысл его – отражение удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.

 

 

Рентабельность всех активов отражает, сколько получено прибыли от использования каждого рубля всех активов независимо от источника привлечения финансовых средств.

 

Ра = ПР ´ 100 %, (3)
АТ

 

где Ра - рентабельность активов, %;
  ПР - величина чистой прибыли;
  АТ - размер активов фирмы.

 

Рентабельность собственного капитала, рассчитанная как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственных средств, отражает взаимоотношения предприятия и налоговых органов.

 

Рск= ПР ´ 100 %, (4)
СК

 

где Рск - рентабельность собственного капитала, %;
  ПР - величина чистой прибыли;
  СК - сумма собственного капитала.

 

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, то есть чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия.

Рентабельность оборотных средств рассчитывается как отношение чистой прибыли к оборотным средствам, выраженное в процентах.

Фондорентабельность характеризует эффективность использования основных производственных фондов и рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств, выраженное в процентах.

Рентабельность персонала рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой численности персонала.

Определение резервов повышения рентабельности сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: