Лабораторная работа №12.
Поиск неисправностей, диагностирование цепейэлектрооборудования
Автомобиля с помощью средств диагностики.
Цель работы: ознакомиться с устройством и принципом действия электронной
системы зажигания и методами проверки их технического состояния.
Организация рабочего места: техническая документация, ис-
точник питания с напряжением 12 В, действующая система управ-
ления двигателем, цифровой осциллограф MotoDocIII, набор
слесарного инструмента.
Общие положения
Первый отечественный коммутатор с нормируемой скважностью им-
пульсов выходного тока 36.3734, применяемый на автомобиле ВАЗ-2108,
выполнен также по дискретной технологии. Коммутатор рассчитан для
работы с бесконтактным датчиком на эффекте Холла. В качестве на-
грузки используется катушка 27.3705 (W2/Wx = 85, Rx = 0,5 Ом, L, =
3,8 мГн). В коммутаторе 36.3734 реализовано программное регулиро-
вание времени накопления энергии в первичной обмотке катушки зажи-
гания, активное ограничение уровня первичного тока (8... 9 А), ог-
раничение амплитуды импульса первичного напряжения (350... 380 В),
безыскровое отключение первичного тока при остановленном двигателе
( Тоткл = 1,5... 3 с). Последнее предназначено для плавного запира-
ния коммутационного транзистора с целью предотвращения искрообразо-
вания при остановке двигателя, когда катушка зажигания осталась под
током.
На рис. 3.56 приведена электрическая принципиальная схема комму-
татора 36.3734.
Основные функциональные узлы
схемы выполнены
на
операционных усилителях DA1.1... DA1.4, которые являются компонен-
тами микросхемы К1401УД1. На базе усилителей DA1.2 и DA1.3 реализо-
|
ваны интегратор и компаратор схемы нормирования скважности импуль-
сов выходного тока. На усилителе DA1.1 собрана схема безыскрового
отключения тока, на усилителе DA1-4 — компаратор схемы ограничения
амплитуды выходного тока. В качестве выходного транзистора применен
транзистор Дарлингтона типа КТ848А.
Конструктивно коммутатор представляет собой печатную плату, на
которой размещены радиокомпоненты схемы, за исключением выходного
транзистора VT4, защитного диода VD7 и стабилитрона ограничителя
напряжения питания VD4, которые смонтированы на корпусе коммутато-
ра. Для подключения коммутатора к бесконтактному датчику Холла, к
катушке
зажигания и источнику питания используется семиконтакт-
ный разъем.
К недостаткам коммутаторов первой группы можно отнести большие
габаритные размеры и массу изделий, а также при крупносерийном про-
изводстве низкую технологичность и недостаточную надежность в связи
с большим количеством радиокомпонентов. Существенного снижения мас-
согабаритных показателей можно добиться при изготовлении коммутато-
ров по толстопленочной технологии с применением стандартных бескор-
пусных компонентов. В то же время они относительно дороги, трудоем-
ки в производстве и поэтому не нашли широкого применения.
Наилучшими показателями с точки зрения трудоемкости, технологич-
ности и надежности обладают коммутаторы третьей группы. Они содер-
жат специальную заказную микросхему, на которой реализуются основ-
ные функциональные узлы: схема нормирования скважности с адаптаци-
|
ей по уровню выходного тока, схема безыскрового отключения тока,
устройство ограничения тока и некоторые другие узлы. По гибридной
толстопленочной технологии выполняется силовая часть схемы комму-
татора с элементами защиты от импульсных перегрузок по цепи пита-
ния. Примером использования этой технологии может служить коммута-
тор 0.227.100.103 фирмы "Бош" (ФРГ) (рис. 3.57).
Схема содержит следующие основные элементы: бескорпусный выход-
ной транзистор VT1; специализированную микросхему DA1 (MA 7355)
совместно с навесными миниатюрными конденсаторами С2... С5, вы-
полняющую основные функции коммутатора; корпусные диод VD1, стаби-
литрон VD2, миниатюрный конденсатор С1 и толстопленочные резисторы
R3, R4, выполняющие функции защиты от импульсных перенапряжений в
бортовой сети и перепутывания полярности батареи. Схема также со-
держит толстопленочные резисторы, служащие для измерения и под-
стройки требуемых уровней первичного тока R6, R7, R10 и первичного
59
напряжения R8, R9. RС-цепь защиты выходного транзистора выполнена
на дискретных элементах С7, R11.
Рис. 3.57.
Электрическая
схема
гибридного
коммутатора
фирмы
"Бош" (ФРГ)
Отечественной промышленностью также осваивается выпуск аналогич-
ных коммутаторов, выполненных в виде большой гибридной интеграль-
ной схемы (БГИС), представляющей собой толстопленочную микросборку
операционной части и микросборку силовой части коммутатора, смон-
тированные на медном основании корпуса из полимерного материала.
|
Причем корпус выполнен заодно с семиштырьковым разъемом. Корпус
герметизируется приклеиваемой крышкой. Подложками толстопленочных
сборок служит алюмооксидная керамика (А1203).
Внешний вид одноканального и двухканального коммутаторов пока-
зан на рис. 3.58.
В
основе
одноканального
транзисторного
коммутатора
3620.3734
(рис. 3.59, а) лежит специализированная микросхема КР1055ХШ, вы-
полняющая его основные функции.
Рис. 3.58. Общий вид гибридных интегральных коммутаторов:
а — одноканальный; б — двухканальный
Неисправности бесконтактной системы зажигания
Не запускается двигатель
Бесконтактный диск не работает.
Между коммутатором и распределительным датчиком зажигания случился обрыв в проводах.
Коммутатор вышел из строя.
Нарушена работа выключателя зажигания.
В соединяющих с катушкой зажигания коммутатор с выключателем проводах произошел обрыв.
Повредило провода, изоляция недостаточна.
В проводах случилось окисление наконечников либо они закреплены неплотно.
Износ, зависание или повреждение контактного угля случилось в верхушке датчика, контролирующего зажигание.
Катушка зажигания получила повреждения.
В роторе распределительного датчика резистор перегорел.
В роторе распределительного датчика зажигания перегорел резистор.
Наблюдается утечка тока через прогары либо трещины в роторе распределительного датчика зажигания либо на его верхушке, или же на ней скопился нагар, влага.
Неправильно монтирован момент зажигания.
К выводам вышеупомянутой крышки провода высокого напряжения подсоединены в неправильном порядке.
Нарушение в целостности свечей зажигания.
Электроды замаслились в свечах зажигания либо между ними просматривается чрезмерно большой зазор.
Двигатель глохнет на холостом ходу либо функционирует неустойчиво
Зажигание в цилиндрах двигателя характеризуется как чрезмерно ранее. В свечах зажигания (а именно между электродами) наблюдается чрезмерно большой зазор.
На высоких оборотах наблюдается нестабильная работа двигателя
Пружины грузиков РОЗ ослабли в распределительном датчике.
На всех режимах перебои в функционировании двигателя
Существенный нагар.
Свечи зажигания замаслены либо износились.
Трещины на свечном изоляторе.
Вышел из строя коммутатор.
В крышке распределительного датчика произошло повреждение либо случился износ контактного уголька.
В системе зажигания крепление проводов ослабилось, повреждены провода или случилось окисление наконечников.
В роторе или крышке наблюдаются прогары, загрязнение или трещины.
В роторе распределительного датчика чрезмерно подгорел центральный контакт.
Полной приемистости и мощности двигатель не развивает
Момент зажигания установлен неверно.
Коммутатор не работает.
Грузики РОЗ заели, их пружины ослабли.