Тема 6 (2 часа): Целеполагание в педагогическом процессе. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.
Цель педагогического процесса (обучения, воспитания) – это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.
Целеполагание в педагогике построено на определенной иерархической системе, где высшей ступенью являются
1. государственные цели, отражающие представление общества о гражданине и о человеке в целом. Такие цели разрабатывают специалисты и принимает правительство. Следующую ступень занимают
2. цели-стандарты, то есть те цели, которые отражаются в образовательных стандартах и программах. Ниже всего –
3. цели темы совместной образовательной деятельности.
Цели-стандарты
Целеполагание в педагогике основывается на образовательных стандартах – требованиях к уровню и содержанию знаний учеников, которые описывают минимальные умения и знания выпускника. Стандарты обеспечивают качество образования и его соответствие международным нормам.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
|
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Цели урока, внеклассного мероприятия
Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели, задачи обучения; цели, задачи воспитания; цели, задачи развития.
Этапы целеполагания:
1. анализ (исследование) воспитательной ситуации;
2. диагностика актуального уровня воспитанности;
3. прогнозирование желаемого результата;
4. планирование деятельности по достижению цели (получению результата) (В.А. Сластенин).
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и
возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают
качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные. Описывающие желаемый результат.
|
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует
употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «
понять».
Обучающие цели
включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие
на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Воспитывающие цели
способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и
самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть
использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки;
Развивающие цели
содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию
мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся,
вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению
самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
|
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
Привлечение детей к целеполаганию
2 типа целеполагания: педагогическое целеполагание и целеполагание обучающихся.
Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные.
Взрослые ставят ребёнку цель тогда, когда его собственная цель ещё не сформировалась. Дети часто не понимают, зачем им нужно делать то или иное, учиться тому или иному. Взрослые должны объяснять ребёнку, что, научившись достигать цели, поставленные другими людьми, он сумеет поставить и реализовать собственные цели.
Сегодня чрезвычайно важно научить детей умениям самостоятельного целеполагания, поскольку конкурентоспособность – это способность наиболее эффективно достигать цели. И здесь нужно определить возрастной период, с которого можно начинать знакомить ребёнка с такими понятиями, как цель и средства её достижения.
Обратимся к одной категории, связанной с целеполаганием и конкурентоспособностью, – к категории «успех».
А.С. Белкин пишет, что успех – это радость от полученного результата, достижения поставленной цели.
Именно стремление к этой радости подталкивает человека к дальнейшим действиям независимо от возраста – с того момента, как он что либо научился делать. Когда человек получает радость от результата, достижения цели, он начинает стремиться к этому состоянию, ставя перед собой всё новые цели, а значит, постоянно развивается.
Теория и практика педагогики накопили достаточное количество приемов, помогающих учащимся самостоятельно ставить цели учебной деятельности и определять конкретные учебные задачи
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицируют на:
1. Визуальные: • Тема-вопрос • Работа над понятием • Ситуация яркого пятна • Исключение • Домысливание • Проблемная ситуация • Группировка. | 2. Аудиальные: • Подводящий диалог • Собери слово • Исключение • Проблема предыдущего урока. |
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.