Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни,
а состояние физического, и социального благополучия.
Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.
Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.
Многие думают, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению, они глубоко заблуждаются. Если подойти к этой проблеме поближе, то можно сказать, что важнейшей характеристикой педагогических технологий является воспроизводимость.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми:
1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.
3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.
5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.
6. Эмоционально – положительный микроклимат.
7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Из практики замечено, что дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.
В работе с детьми по нетрадиционному рисованию
рекомендуется использовать следующие изобразительные и бросовые материалы:
• поролон;
• зубная щетка;
• деревянные палочки;
• целлофан;
• листья деревьев;
• овощные штампы;
• пряжа;
• парафин;
• песок, соль, крупы;
• бумага, разная по структуре (гофрированная, глянцевая, бархатная, самоклеящаяся, цветная ксероксная и многие другие).
· гуашевые и акварельные краски;
· кисти № 2,3,5; кисти из щетины;
· восковые и цветные мелки;
· маркеры, фломастеры;
· простые и цветные карандаши;
· графитный карандаш или уголь, свеча;
· глина, пластилин, соленое тесто.
Рекомендуется использовать разные техники и приемы
нетрадиционного рисования:
1. «Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);
2. «Ладоневая живопись» (рисование ладошками);
3. Рисование ножками;
4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки);
5. «Эстамп – оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей, из бусин, катушки, из листочков любых других доступных бросовых материалов);
6. Рисование пластилином сухим способом и горячим (только показ взрослого);
7. Пластилиновый налеп;
8. Рисование поролоном как использование для фона, так и самостоятельного изображения;
9. «Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки или жесткой кистью на бумаге);
10. «Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой);
11. «Точкография» (рисование ватными палочками, корректором);
12. «Кляксография» (рисование цветной тушью);
13. «Штрихография» (рисование штрихами);
14. «Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);
15. «Абстракция» (мозаика);
16. «Монотипия» (двойная печать на бумаге);
17. «Диатипия» (сквозная печать на бумаге);
18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем);
19. «Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока);
20. «Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями);
21. «Коллаж» (сочетание рисования, лепки и аппликации из разных материалов);
22. «Батик» (рисование на ткани);
23. «Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками);
24. «Нитевая графика» (рисование нитками);
25. Рисование бусинками, шариками, камешками;
26. «Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге);
27. Рисование по мятой бумаге;
28. «Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике);
29. «Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:
развивает мелкую моторику руки;
вызывает целый комплекс положительных эмоций;
проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
многообразие способов рисования;
многообразие средств рисования;
прививает любовь к изобразительному искусству;
непринужденно развивает творческие, креативные, художественные способности;
развивает сенсорное восприятие;
развивает речь;
развивает органы дыхательной системы;
интеллектуальное развитие ребенка;
происходит коррекция психических процессов и личностной сферы дошкольников;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
дети учатся свободно выражать свой замысел.
Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой), положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.
Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.
Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью - изотерапия. На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт – терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеяно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Рекомендации:
Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.
Ø Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.
Ø Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается.
Ø Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.
Ø Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.
Ø Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность в рисовании, лепке, аппликации. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.
Маленькие школьники часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 7-8-летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту», «Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.
Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам.