Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.




Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни,

а состояние физического, и социального благополучия.

Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.

Многие думают, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению, они глубоко заблуждаются. Если подойти к этой проблеме поближе, то можно сказать, что важнейшей характеристикой педагогических технологий является воспроизводимость.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми:

 

1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.

3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.

5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.

6. Эмоционально – положительный микроклимат.

7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

 

Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Из практики замечено, что дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.

 

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию

рекомендуется использовать следующие изобразительные и бросовые материалы:

 

• поролон;

• зубная щетка;

• деревянные палочки;

• целлофан;

• листья деревьев;

• овощные штампы;

• пряжа;

• парафин;

• песок, соль, крупы;

• бумага, разная по структуре (гофрированная, глянцевая, бархатная, самоклеящаяся, цветная ксероксная и многие другие).

· гуашевые и акварельные краски;

· кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

· восковые и цветные мелки;

· маркеры, фломастеры;

· простые и цветные карандаши;

· графитный карандаш или уголь, свеча;

· глина, пластилин, соленое тесто.

 

Рекомендуется использовать разные техники и приемы

нетрадиционного рисования:

1. «Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);

2. «Ладоневая живопись» (рисование ладошками);

3. Рисование ножками;

4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки);

5. «Эстамп – оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей, из бусин, катушки, из листочков любых других доступных бросовых материалов);

6. Рисование пластилином сухим способом и горячим (только показ взрослого);

7. Пластилиновый налеп;

8. Рисование поролоном как использование для фона, так и самостоятельного изображения;

9. «Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки или жесткой кистью на бумаге);

10. «Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой);

11. «Точкография» (рисование ватными палочками, корректором);

12. «Кляксография» (рисование цветной тушью);

13. «Штрихография» (рисование штрихами);

14. «Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);

15. «Абстракция» (мозаика);

16. «Монотипия» (двойная печать на бумаге);

17. «Диатипия» (сквозная печать на бумаге);

18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем);

19. «Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока);

20. «Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями);

21. «Коллаж» (сочетание рисования, лепки и аппликации из разных материалов);

22. «Батик» (рисование на ткани);

23. «Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками);

24. «Нитевая графика» (рисование нитками);

25. Рисование бусинками, шариками, камешками;

26. «Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге);

27. Рисование по мятой бумаге;

28. «Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике);

29. «Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:

развивает мелкую моторику руки;

вызывает целый комплекс положительных эмоций;

проявляет характер ребенка, его индивидуальность;

многообразие способов рисования;

многообразие средств рисования;

прививает любовь к изобразительному искусству;

непринужденно развивает творческие, креативные, художественные способности;

развивает сенсорное восприятие;

развивает речь;

развивает органы дыхательной системы;

интеллектуальное развитие ребенка;

происходит коррекция психических процессов и личностной сферы дошкольников;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

дети учатся свободно выражать свой замысел.

Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой), положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.

 

 

Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью - изотерапия. На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт – терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеяно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

 

Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

 

Рекомендации:

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Ø Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.

Ø Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается.

Ø Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.

Ø Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

Ø Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность в рисовании, лепке, аппликации. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.

 

Маленькие школьники часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 7-8-летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту», «Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: