Схема чинопоследований Таинств Крещения и Миропомазания




1. Таинство Крещения
Чин Символические действия Объяснение символических действий
1.1 Оглашения   Священник испрашивает у Святой Троицы о удалить от крещаемого «древнего заблуждения» и наставления на истинные пути богопознания, внесении сего человека в «книгу жизни» для обретения вечного спасения.
1.1.1. Молитва оглашения 1. Священник раздевает или повелевает совлечься одежды (должен быть разутым, непрепоясанным и без верхней одежды) и встать лицом к востоку. Младенцы на руках должны быть в пеленах. 2. Священник троекратно дует на крещаемого. 3. Священник трижды благословляет, возлагает руку на крещаемого и читает молитву. 1. Покорность и смирение, совлечение всего мирского. 2. Сообщение человеку духа жизни, согласно библейскому повествованию о сотворении человека (Быт. 2:7). 3. Рука Самого Христа осеняет крещаемого в знак защиты и благословения.
1.1.2. Молитва запрещения злых духов (экзорцизм) 1. Священник читает три запретительных молитвы. 2. Четвертая молитва к Богу за крещаемого. Ввиду присутствия греха в некрещеном человеке на него активно действуют демонические силы, от власти которых необходимо получить освобождение: 1. Первая молитва – отгнание диавола и его напастей Божественными именами. Вторая молитва – отгнание диавола Божественным Именем. Третья молитва – прошение к Богу о запрещении действия диавола на человека. 2. Прошение к Богу о принятии крещаемого в Царствие небесное, о подании человеку Ангела Хранителя.
1.1.3. Отречение от сатаны 1. Священник обращает крещаемого (или крестных ребенка) к западу. 2. Священник задает вопросы об отречении сатане (2 вопроса). 3. Священник просит дунуть и плюнуть в сторону запада, то есть сатаны. 1. Запад – символ тьмы, место обитания зла. 2. Крещаемый должен отречься от диавола и всех его дел, то есть от греха во всех его проявлениях. 3. Окончательное отречение от диавола и объявление ему брани длительностью во всю земную жизнь.
1.1.4. Сочетание Христу 1. Священник снова обращает крещаемого к востоку. 2. Священник задает вопросы об исповедовании верности Христу (3 вопроса). 1. Восток – символ света, рая, из которого был изгнан Адам. От туда грядет Христово Спасение. Это образ Самого Христа – Солнца Правды, Востока Свыше (Лк. 1:78). 2. В ответах на данные вопросы крещаемый дает клятву Христу, что становится его истинным и верным последователем. Христос для него становится «Царем и Богом».
1.1.5. Символ веры 1. Крещаемые читает символ веры, который состоит из 12 членов. 2. По прочтении священник задает вопросы крещаему о сочетовании Христу. 3. Символ веры читается во второй раз с теми к вопросами по окончании. 4. Символ веры читается в третий раз, задает трижды вопросы о сочетовании Христу и просит поклониться Ему (земной поклон). В настоящее время в основном символ веры читается единожды. 5. Священник читает молитву, которая завершает чин оглашения. 1-4. Крещаемый, читая Символ веры, утвержденный на I и II Вселеских Соборах (325г., 381г.), исповедует Православную веру, тем самым выражает готовность о вступлении в единый духовный организм – Церковь Христову. В конце крещаемый крестится и кладет поясной поклон, указывая на свое смирение и веру в истинного бога Иисуса Христа.  
1.2. Таинство Крещения Перед таинством священник облачается в белые одежды, совершает каждение купели и присутствующих. По средине храма устанавливается купели и возжигаются свечи, рядом ставят аналой, на котором находятся: Крест, Евангелие и крестильный ящик. Белы одежды – символ чистоты, Каждение – символ вознесения молитв и незримого присутствия Духа Святого. Освящение воды несет глубокий и таинственный смысл мироздания. Вода приобретает свое первозданное состояние, очищенное от всякой скверны греха.
1.2.1. Освящение воды 1. Священник дает возглас, после которого читает две молитвы на освящение воды в купели. 2. Священник трижды дует на воду и трижды крестит, погружая руку в воду. 3. Священник читает подготовительную молитву ко крещению. 1. Возглас «Благословенно Царство…» дается только в таинствах Крещения, Брака и Евхаристии. Вода является важнейшим символом, который несет в себе космический, разрушительный и очистительный смыслы. Первая молитва – священник просит о ниспослании ему сил «с высоты» и укреплению в служении перед таинством. Вторая молитва – призывание Духа Святого на освящение воды. 2. Рукою Божию осеняется крестообразно вода для изгнания из нее демонических сил и ее восстановления в первозданном состоянии, она становится святой. 3. Священник испрашивает у Бога достоинства для совершения великого таинства.
1.2.2. Освящение елея 1. Священник трижды дует и трижды осеняет крестным знамением сосуд с елеем. 2. Священник читает молитву и трижды крестообразно изливает его в купель с водой, воспевая «Аллилуиа». Елей обычно освящается заблаговременно и находится в крестильном ящике рядом со святым миром. 3. Священник помазует елеем крещаемого в трех местах: лоб, грудь и между лопатками. Елей так же имеет глубокое религиозное значение. Они имеет три символизма: исцеления, света и радости, примирения Бога и человека. 1. Изгнание демонических сил. 2. В молитве происходит воспоминание о значении елея и испрашивает его благословение. Происходит примирение мира (материи) и человека. И воспевается хвала Господу. 3. Происходит восстановление человека во всех его членах. Тем самым через помазание происходит примирение Бога и человека. Лоб – освящение ума. Грудь – освящение сердечных движений (желаний) человека. Между лопатками – освящаются действия человека.
1.2.3. Крещение Священник троекратно погружает крещаемого в освященную воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во Имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». В купели крещения человек приобщается к смерти Христовой, как об этом Говорил апостол Павел (Рим. 6:3). Которое знаменуется выходом из купели, то есть Воскресение со Христом. Это есть обличение в новую жизнь, в жизнь для Бога, иначе говоря произошло духовное рождение человека, Человек стал свободен от власти диавола и греховного проклятия (первородного греха и всех остальных, если это взрослый человек).
1.2.4. Облачение в светлые одежды 1. Читается 31 Псалом. 2. Священник облачает крещаемого в белоснежные одежды, произнося соответствующие слова: «Облачается раб Божий…». 3. По традиции РПЦ надевается освященный, нательный крест. 1. Знаменует радость очищения от грехов. 2. Облачение является знаком восстановление человека, его душа освобождена от грязи греха. 3. Знак Креста – есть знак веры в Распятого, в его искупительный подвиг. Отныне необходимо пронести возложенный на человека Крест, чтобы по смерти обрести Бога.
2. Таинство Миропомазания
Святое миро приготовляется особым образом из благовонных масел и освящается только епископом, после чего рассылается по храмам для совершения Таинства. В свое время апостолы возлагали руки на людей, после крещения, и тем самым происходило схождение Святого Духа на крестившегося для дальнейшей благодатной жизни во Христе. Вместе с увеличение верующих было решено заменить рукоположение миропомазанием, которое совершают по сей день священники и епископы во время Таинства.
2.1. Помазание святым миром Священник читает молитву, после которой крестообразно помазывает крещёного: лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При помазании священник произносит: "Печать дара Духа Святого. Аминь". Происходит запечатление крещённого человека Духом Святым в вечности. Он обретает способность к богообщению, которое некогда потерял Адам. Человек соделывается сосудом Божьим, храмом Святого Духа. Все это имеет важнейший сотереологический смысл в дальнейшей жизни человека - он стал способен к теозису (обожению). Это личная Пятидесятница каждого человека. Помазание частей тела означает: лоб - освящение ума и мыслей грудь - освящение сердца или желаний глаза, ноздри,уши и губы - освящение всех чувств руки и ноги - освящение дел и поведения человека
2.2. Хождение вокруг купли 1. Священник омывает руки, кадит купель. 2. Священник вместе с крещёным (восприемниками), у которых в руках находятся свечи, обходят троекратно купель под пение: "Елицы во Христа крестистися...". 3. Читается 91 зачало послания апостола Павла к Римлянам. 4. Священник читает Евангелие по Матфею, 116 зачало. 2.Праздничное хождение, напоминающее пасхальный крестный ход. 3-4. Апостол и Евангелие повествуют непосредственно о крещении, которое даровал человечеству Христос и преподали Апостолы.  
2.3. Омовение святого мира в восьмой день 1.Священник читает первую молитву во время снятия пелен и пояса с крещеного. 2.Священик читает вторую молитву и кладёт руку на голову крещёного. 3.Священник обмакивает края пояса и пелен, соединив их, и кропит крещеного со словами "Оправдался еси,..." 4.Священник смоченной в воде губкой омывает части тела, которые были показаны Миром и произносит молитвословия. Само название связано с историей Таинства, когда эти действия производились на восьмой день. Так же восьмой означает невечерний день Царствия Божия, и символизирует прельщение человека к вечности.   1. Первая молитва - священник испрашивает у Бога сохранение благодати у крещёного, защиты, верности, терпения. 2. Вторая молитва - священник просит чтобы Сам Господь возложил на крещёного руку и сохранил его для жизни вечной. 3-4. "оправдался еси" - прощание грехов, "крестился еси" - освещение полученное в Крещении, "просветился еси" - просвещение души верой, "миропомазался еси" - получил дар Духа Святого, "осветился еси" - в древности это было первое причастие, "омылся еси" - совершенный отряд омовения.
2.4. Пострижение волос 1.Священник совершает первую молитву 2.Священник совершает вторую молитву. 3.Священник крестообразно постригает крещёного со совами: "Постригается раб Божий...". 4.Заключение. 1. Первая молитва - восхваление восстановление человека Богом. 2. Вторая молитва - испрашивание благословения крещёному. 3. Символ послушания и жертвы Богу. 4. Саященник читает сугубую екетинью и говорит отпуст, говорящий об окончании Таинства.  
Воцерковление 1. Священник перед крещением читает молитву матери (если крещается ребёнок). 2. Священник после Таинств Крещения и Миропомазания берет ребёнка и в притворе храма изображает им крестное знамение и произносит первую молитву воцерковления. 3. Священник внутри храма с ребёнком произносит вторую молитву молитву воцерковления. 4. Свешенник по среди храма с ребёнком произносит третью молитву воцерковления. 5. Священник у Царских Врат Алтаря поднимает ребёнка и изображает им крестное знамение и произносит четвертую молитву воцерковления. 6. Мать ребенка кладет 3 поклона у солеи. Священник прикладывает ребенка и отдает матери, если это девочка. Если это мальчик, то священник заносит его в алтарь для поклонение Престолу. Если крестятся взрослые, то женщины крестятся и творят поклоны, а мужчины заводятся в алтарь для поклонения Престолу. 7. Священник читает молитву прав. Симеона. 8. Отпуст. В древности данный чин предшествовал Крещению, сейчас же воцерковление происходит после таинств и имеет более краткую форму.   1. Молитвы положенные для матери после 40 дней после рождения (дни очищения). После молитв мать может присутствовать на Таинствах. 2-6. Символическое приобщение крещеного человека к Матери Церкви, которое говорит о его высоком предназначении в деле служения Богу.

 

Использованная литература:

 

1. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. М., ПСТГУ, 2016.

2. Таинства Православной Церкви [Электронный ресурс] // https://www.verapravoslavnaya.ru/?Tainstva_pravoslavnoi_Cerkvi#k12

3. Таинство Миропомазания [Электронный ресурс] // https://www.liturgy.ru/tainstva_mirapomazanie



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: