1. Таинство Крещения | ||
Чин | Символические действия | Объяснение символических действий |
1.1 Оглашения | Священник испрашивает у Святой Троицы о удалить от крещаемого «древнего заблуждения» и наставления на истинные пути богопознания, внесении сего человека в «книгу жизни» для обретения вечного спасения. | |
1.1.1. Молитва оглашения | 1. Священник раздевает или повелевает совлечься одежды (должен быть разутым, непрепоясанным и без верхней одежды) и встать лицом к востоку. Младенцы на руках должны быть в пеленах. 2. Священник троекратно дует на крещаемого. 3. Священник трижды благословляет, возлагает руку на крещаемого и читает молитву. | 1. Покорность и смирение, совлечение всего мирского. 2. Сообщение человеку духа жизни, согласно библейскому повествованию о сотворении человека (Быт. 2:7). 3. Рука Самого Христа осеняет крещаемого в знак защиты и благословения. |
1.1.2. Молитва запрещения злых духов (экзорцизм) | 1. Священник читает три запретительных молитвы. 2. Четвертая молитва к Богу за крещаемого. | Ввиду присутствия греха в некрещеном человеке на него активно действуют демонические силы, от власти которых необходимо получить освобождение: 1. Первая молитва – отгнание диавола и его напастей Божественными именами. Вторая молитва – отгнание диавола Божественным Именем. Третья молитва – прошение к Богу о запрещении действия диавола на человека. 2. Прошение к Богу о принятии крещаемого в Царствие небесное, о подании человеку Ангела Хранителя. |
1.1.3. Отречение от сатаны | 1. Священник обращает крещаемого (или крестных ребенка) к западу. 2. Священник задает вопросы об отречении сатане (2 вопроса). 3. Священник просит дунуть и плюнуть в сторону запада, то есть сатаны. | 1. Запад – символ тьмы, место обитания зла. 2. Крещаемый должен отречься от диавола и всех его дел, то есть от греха во всех его проявлениях. 3. Окончательное отречение от диавола и объявление ему брани длительностью во всю земную жизнь. |
1.1.4. Сочетание Христу | 1. Священник снова обращает крещаемого к востоку. 2. Священник задает вопросы об исповедовании верности Христу (3 вопроса). | 1. Восток – символ света, рая, из которого был изгнан Адам. От туда грядет Христово Спасение. Это образ Самого Христа – Солнца Правды, Востока Свыше (Лк. 1:78). 2. В ответах на данные вопросы крещаемый дает клятву Христу, что становится его истинным и верным последователем. Христос для него становится «Царем и Богом». |
1.1.5. Символ веры | 1. Крещаемые читает символ веры, который состоит из 12 членов. 2. По прочтении священник задает вопросы крещаему о сочетовании Христу. 3. Символ веры читается во второй раз с теми к вопросами по окончании. 4. Символ веры читается в третий раз, задает трижды вопросы о сочетовании Христу и просит поклониться Ему (земной поклон). В настоящее время в основном символ веры читается единожды. 5. Священник читает молитву, которая завершает чин оглашения. | 1-4. Крещаемый, читая Символ веры, утвержденный на I и II Вселеских Соборах (325г., 381г.), исповедует Православную веру, тем самым выражает готовность о вступлении в единый духовный организм – Церковь Христову. В конце крещаемый крестится и кладет поясной поклон, указывая на свое смирение и веру в истинного бога Иисуса Христа. |
1.2. Таинство Крещения | Перед таинством священник облачается в белые одежды, совершает каждение купели и присутствующих. По средине храма устанавливается купели и возжигаются свечи, рядом ставят аналой, на котором находятся: Крест, Евангелие и крестильный ящик. | Белы одежды – символ чистоты, Каждение – символ вознесения молитв и незримого присутствия Духа Святого. Освящение воды несет глубокий и таинственный смысл мироздания. Вода приобретает свое первозданное состояние, очищенное от всякой скверны греха. |
1.2.1. Освящение воды | 1. Священник дает возглас, после которого читает две молитвы на освящение воды в купели. 2. Священник трижды дует на воду и трижды крестит, погружая руку в воду. 3. Священник читает подготовительную молитву ко крещению. | 1. Возглас «Благословенно Царство…» дается только в таинствах Крещения, Брака и Евхаристии. Вода является важнейшим символом, который несет в себе космический, разрушительный и очистительный смыслы. Первая молитва – священник просит о ниспослании ему сил «с высоты» и укреплению в служении перед таинством. Вторая молитва – призывание Духа Святого на освящение воды. 2. Рукою Божию осеняется крестообразно вода для изгнания из нее демонических сил и ее восстановления в первозданном состоянии, она становится святой. 3. Священник испрашивает у Бога достоинства для совершения великого таинства. |
1.2.2. Освящение елея | 1. Священник трижды дует и трижды осеняет крестным знамением сосуд с елеем. 2. Священник читает молитву и трижды крестообразно изливает его в купель с водой, воспевая «Аллилуиа». Елей обычно освящается заблаговременно и находится в крестильном ящике рядом со святым миром. 3. Священник помазует елеем крещаемого в трех местах: лоб, грудь и между лопатками. | Елей так же имеет глубокое религиозное значение. Они имеет три символизма: исцеления, света и радости, примирения Бога и человека. 1. Изгнание демонических сил. 2. В молитве происходит воспоминание о значении елея и испрашивает его благословение. Происходит примирение мира (материи) и человека. И воспевается хвала Господу. 3. Происходит восстановление человека во всех его членах. Тем самым через помазание происходит примирение Бога и человека. Лоб – освящение ума. Грудь – освящение сердечных движений (желаний) человека. Между лопатками – освящаются действия человека. |
1.2.3. Крещение | Священник троекратно погружает крещаемого в освященную воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во Имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». | В купели крещения человек приобщается к смерти Христовой, как об этом Говорил апостол Павел (Рим. 6:3). Которое знаменуется выходом из купели, то есть Воскресение со Христом. Это есть обличение в новую жизнь, в жизнь для Бога, иначе говоря произошло духовное рождение человека, Человек стал свободен от власти диавола и греховного проклятия (первородного греха и всех остальных, если это взрослый человек). |
1.2.4. Облачение в светлые одежды | 1. Читается 31 Псалом. 2. Священник облачает крещаемого в белоснежные одежды, произнося соответствующие слова: «Облачается раб Божий…». 3. По традиции РПЦ надевается освященный, нательный крест. | 1. Знаменует радость очищения от грехов. 2. Облачение является знаком восстановление человека, его душа освобождена от грязи греха. 3. Знак Креста – есть знак веры в Распятого, в его искупительный подвиг. Отныне необходимо пронести возложенный на человека Крест, чтобы по смерти обрести Бога. |
2. Таинство Миропомазания | ||
Святое миро приготовляется особым образом из благовонных масел и освящается только епископом, после чего рассылается по храмам для совершения Таинства. В свое время апостолы возлагали руки на людей, после крещения, и тем самым происходило схождение Святого Духа на крестившегося для дальнейшей благодатной жизни во Христе. Вместе с увеличение верующих было решено заменить рукоположение миропомазанием, которое совершают по сей день священники и епископы во время Таинства. | ||
2.1. Помазание святым миром | Священник читает молитву, после которой крестообразно помазывает крещёного: лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При помазании священник произносит: "Печать дара Духа Святого. Аминь". | Происходит запечатление крещённого человека Духом Святым в вечности. Он обретает способность к богообщению, которое некогда потерял Адам. Человек соделывается сосудом Божьим, храмом Святого Духа. Все это имеет важнейший сотереологический смысл в дальнейшей жизни человека - он стал способен к теозису (обожению). Это личная Пятидесятница каждого человека. Помазание частей тела означает: лоб - освящение ума и мыслей грудь - освящение сердца или желаний глаза, ноздри,уши и губы - освящение всех чувств руки и ноги - освящение дел и поведения человека |
2.2. Хождение вокруг купли | 1. Священник омывает руки, кадит купель. 2. Священник вместе с крещёным (восприемниками), у которых в руках находятся свечи, обходят троекратно купель под пение: "Елицы во Христа крестистися...". 3. Читается 91 зачало послания апостола Павла к Римлянам. 4. Священник читает Евангелие по Матфею, 116 зачало. | 2.Праздничное хождение, напоминающее пасхальный крестный ход. 3-4. Апостол и Евангелие повествуют непосредственно о крещении, которое даровал человечеству Христос и преподали Апостолы. |
2.3. Омовение святого мира в восьмой день | 1.Священник читает первую молитву во время снятия пелен и пояса с крещеного. 2.Священик читает вторую молитву и кладёт руку на голову крещёного. 3.Священник обмакивает края пояса и пелен, соединив их, и кропит крещеного со словами "Оправдался еси,..." 4.Священник смоченной в воде губкой омывает части тела, которые были показаны Миром и произносит молитвословия. | Само название связано с историей Таинства, когда эти действия производились на восьмой день. Так же восьмой означает невечерний день Царствия Божия, и символизирует прельщение человека к вечности. 1. Первая молитва - священник испрашивает у Бога сохранение благодати у крещёного, защиты, верности, терпения. 2. Вторая молитва - священник просит чтобы Сам Господь возложил на крещёного руку и сохранил его для жизни вечной. 3-4. "оправдался еси" - прощание грехов, "крестился еси" - освещение полученное в Крещении, "просветился еси" - просвещение души верой, "миропомазался еси" - получил дар Духа Святого, "осветился еси" - в древности это было первое причастие, "омылся еси" - совершенный отряд омовения. |
2.4. Пострижение волос | 1.Священник совершает первую молитву 2.Священник совершает вторую молитву. 3.Священник крестообразно постригает крещёного со совами: "Постригается раб Божий...". 4.Заключение. | 1. Первая молитва - восхваление восстановление человека Богом. 2. Вторая молитва - испрашивание благословения крещёному. 3. Символ послушания и жертвы Богу. 4. Саященник читает сугубую екетинью и говорит отпуст, говорящий об окончании Таинства. |
Воцерковление | 1. Священник перед крещением читает молитву матери (если крещается ребёнок). 2. Священник после Таинств Крещения и Миропомазания берет ребёнка и в притворе храма изображает им крестное знамение и произносит первую молитву воцерковления. 3. Священник внутри храма с ребёнком произносит вторую молитву молитву воцерковления. 4. Свешенник по среди храма с ребёнком произносит третью молитву воцерковления. 5. Священник у Царских Врат Алтаря поднимает ребёнка и изображает им крестное знамение и произносит четвертую молитву воцерковления. 6. Мать ребенка кладет 3 поклона у солеи. Священник прикладывает ребенка и отдает матери, если это девочка. Если это мальчик, то священник заносит его в алтарь для поклонение Престолу. Если крестятся взрослые, то женщины крестятся и творят поклоны, а мужчины заводятся в алтарь для поклонения Престолу. 7. Священник читает молитву прав. Симеона. 8. Отпуст. | В древности данный чин предшествовал Крещению, сейчас же воцерковление происходит после таинств и имеет более краткую форму. 1. Молитвы положенные для матери после 40 дней после рождения (дни очищения). После молитв мать может присутствовать на Таинствах. 2-6. Символическое приобщение крещеного человека к Матери Церкви, которое говорит о его высоком предназначении в деле служения Богу. |
Использованная литература:
1. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. М., ПСТГУ, 2016.
2. Таинства Православной Церкви [Электронный ресурс] // https://www.verapravoslavnaya.ru/?Tainstva_pravoslavnoi_Cerkvi#k12
3. Таинство Миропомазания [Электронный ресурс] // https://www.liturgy.ru/tainstva_mirapomazanie