специальность Библиотековедение




ПЛАН-ЗАДАНИЕ

На производственную практику (преддипломную)

специальность Библиотековедение

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм, итогом которой является выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по профилю специальности.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности в сроки, указанные в календарном учебном графике и учебном плане по специальности Библиотековедение. Продолжительность производственной практики (преддипломной) составляет 144 ч. Объем практики составляет 36 академических часов в неделю.

Каждый студент обязан вести Дневник практики. На титульном листе дневника указывается полное наименование учебного заведения, фамилия, имя, отчество студента-практиканта, курс, группа, с указанием специальности. В Дневнике должны быть последовательно отражены все дни и часы прохождения практики. Характеризуя направления библиотечной деятельности необходимо приводить конкретные примеры (методы и формы работы, регламентирующие документы и т.д.). При необходимости примеры можно оформить как приложения.

После окончания практики составляется индивидуальный отчет. Титульный лист Отчета содержит обязательные элементы (см. приложения в Дневнике практики). В Отчете студент анализирует в соответствии с выполненными заданиями поэтапные моменты в работе на практике, технологические процессы и методы, используемые в библиотечной деятельности. Текст Отчета должен содержать конкретные выводы. Выводы должны носить качественный сравнительный характер.

Производственная практика завершается дифференцированным зачетом при условии:

- положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций;

- наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики;

- полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.

Результат деятельности студента оценивается по освоению профессиональных и общих компетенций через основные показатели и выполнения видов работ на практику. Руководители практики в аттестационном листе выставляют оценку по пятибалльной системе. Итоговая оценка за практику выводится с учетом оценки руководителя практики после просмотра отчетной документации и оценки за устное выступление на итоговой конференции.

 

 

Отметка «отлично » ставится, если:

- студентом достигнуты все основные цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;

- уровень сформированных компетенций высокий;

- студент выполнил план практики и все необходимые задания;

- студент подошел творчески к выполнению заданий;

- студент предоставил полную отчетную документацию по данным заданиям, не имеет замечаний в их выполнении;

- студент сдал вовремя дневник с отчетной документацией по практике;

- студент защитился на «отлично» на итоговой конференции по практике.

Отметка «хорошо » ставится если:

- студентом достигнуты основные цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;

- уровень сформированных компетенций выше среднего;

- студент выполнил план и необходимые задания, но имеет небольшие недоработки и замечания в их выполнении;

- студент не четко соблюдал график работы на практике;

- студент защитился на «хорошо» на итоговой конференции.

Отметка «удовлетворительно » ставится, если:

- студентом достигнуты не все основные цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;

- уровень сформированных компетенций средний;

- студент частично выполнил план;

- студент выполнил не все необходимые задания (отчитался по 70% заданий) и имеет значительные недоработки и замечания в их выполнении;

- студент не вовремя вышел на практику;

- студент имел замечания по соблюдению графика работы на базе практики;

- студент защитился на «удовлетворительно» на итоговой конференции.

Отметка «неудовлетворительно » ставится, если:

- студентом достигнуты не все цели и задачи, поставленные перед ним в ходе практики;

- уровень сформированных компетенций ниже среднего;

- студент выполнил не все необходимые задания (отчитался по 50% заданий) и имеет значительные недоработки и замечания в их выполнении;

- студент не вовремя вышел на практику;

- студент не вовремя сдал дневник с отчетной документацией по практике;

- студент защитился на «неудовлетворительно» на итоговой конференции.

Нарушения дисциплины на практике не допустимы.

Результаты прохождения практики представляются обучающимся в колледж и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации. Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации и получают академическую задолженность.

 

Виды деятельности Виды работ, выполненных обучающимся во время практики Содержание Объем часов
       
Технологическая деятельность 1. Анализ организации библиотечного обслуживания в ЦБС 1. Проанализировать систему библиотечного обслуживания в данной библиотеке (ЦБС): - определить формы стационарного обслуживания в библиотеке (абонемент, читальный зал); - изучить внестационарное обслуживание в библиотеке, определить место и роль ВСО, МБА и ДД в обслуживания различных категорий пользователей; - сравнить структуру центральной библиотеки и библиотек филиалов, учебной библиотеки; - определить категории читателей, обслуживаемых данными библиотеками. 2. Изучить содержание работы отделов библиотеки, особенности организации работы. 3. Дать характеристику основных направлений деятельности библиотеки: формирование библиотечного фонда, библиотечное обслуживание, техническое обеспечение, внедрение информационных технологий и т.д. 4. Проанализировать организацию обслуживания пользователей с использованием современных информационных технологий.  
2. Организация индивидуальной работы с читателями на абонементе и в читальном зале Проанализировать организацию и применение форм индивидуальной работы при обслуживании различных категорий пользователей на абонементе и в читальном зале. С этой целью: - изучить группы пользователей; -выявить основные формы индивидуальной работы при обслуживании разных категорий пользователей на абонементе и в читальном зале; - подготовить и провести индивидуальные беседы для разных категорий пользователей (первоначальные, рекомендательные, беседа о прочитанном); - проанализировать результативность использования разных форм индивидуальной работы в библиотечном обслуживании.  
3. Анализ организации массовой работы библиотеки (ЦБС). Принять участие в написании сценария и проведении массового мероприятия в библиотеке.   1. Проанализировать массовую работу, проводимую данной библиотекой: основные направления массовой работы, формы массовых мероприятий, их целевое и читательское назначение на основе плана работы библиотеки, 3-ей части Дневника библиотеки. 2. Принять участие в организации и проведении массового мероприятия. Для этого: - аргументировать выбор формы массового мероприятия; - определить тему, целевое и читательское назначение массового мероприятия; - составить план подготовки и проведения массового мероприятия; - принять участие в написании сценария; - принять участие в репетициях массового мероприятия; - проанализировать результативность проведённого массового мероприятия.  
4. Организация библиографического обслуживания пользователей библиотеки, в т.ч. с использованием Интернет, электронных каталогов, баз данных. 1. Выполнить на основе документов библиотеки анализ особенностей библиографического обслуживания в библиотеке-базе практике. Проанализировать краеведческую библиографическую работу библиотеки. 2. Выдача справок по разовым запросам при обслуживании пользователей библиотеки, в том числе с помощью информационно-коммуникативных технологий. Выполнить библиографические (адресные, тематические, уточняющие) и фактографические справки по разовым запросам читателей.     Отчет о выполненных справках занести в таблицу:
№ п/п Содержание запроса Вид справки Ответ Источник выполнения Примечание
           

3. Осуществлять библиографическое информирование различных категорий пользователей. Проведение библиографических обзоров при групповом информировании.

4. Обосновать принципы отбора и оценку информации, предоставляемой пользователю.

 
5. Использование СБА библиотеки для эффективного библиотечного обслуживания пользователей.   1. Осуществлять библиотечное обслуживание пользователей с использованием традиционного и электронного СБА библиотеки. 2. Раскрыть структуру СБА: - изучить состав справочно-библиографического фонда библиотеки; - проанализировать систему каталогов и картотек библиотеки; 3. Редактировать каталоги и картотеки библиотеки. 4. Выполнять расстановку карточек в библиотечных каталогах и СКС. 5. Выполнить анализ результативности информационного поиска в СБА библиотеки.  
6.Осуществление процессов комплектования, обработки, учёта, размещения и сохранности библиотечного фонда в соответствии со спецификой деятельности конкретной библиотеки. 1. Выполнение текущего комплектования и докомплектования библиотечного фонда конкретной библиотеки. С этой целью: - проанализировать картотеку отказов, картотеку/тетрадь учёта интересов пользователей; - участвовать в выявлении и отборе документов из источников информации о новинках для докомплектования. - составить список документов, необходимых для докомплектования библиотечного фонда; 2. Осуществление учёта поступающих и выбывающих документов. С этой целью: - записать партию поступивших документов в Книгу суммарного учета библиотечного фонда; -выполнить регистрационный (индивидуальный) учёт партии поступивших документов; - участвовать в отборе, составлении списка выбывающих документов из библиотечного фонда; - записать на основе сопроводительного документа (акта, накладной и др.) партии выбывших документов в регистры суммарного и индивидуального учёта; - участвовать в исключении выбывших документов из регистров учёта и библиографических записей документов из библиотечных каталогов; - проанализировать акты проверки (передачи) библиотечного фонда. 3. Выполнение технической библиотечной обработки новых поступлений. С этой целью: - заполнить элементы технической библиотечной обработки необходимыми библиотечными пометками; - наклеить в соответствии с технологическими требованиями ГОСТов контрольный листок сроков возврата, кармашек, оформить книжный формуляр и вставить в кармашек, проставить шифр на документе. 4. Осуществление расстановки и соблюдения режима хранения библиотечного фонда. С этой целью: - закрепить на период практики за студентом один отдел (3, 4, 5… отделы – по выбору) библиотечного фонда; - проверять ежедневно правильность расстановки документов закреплённого отдела библиотечного фонда; - в случаях нарушения правил расстановки, расставлять документы на стеллажах в соответствии с шифром документа (полочного индекса и авторского знака при систематическо-алфавитной расстановке); - участвовать в мелком ремонте, в реставрации документов; - участвовать в «санитарном дне».  
7. Выполнение аналитико-синтетической обработки различных видов документов 1. Выполнение библиографической записи, индексирования документов из партии новых поступлений в библиотечный фонд в процессе аналитико-синтетической обработки документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС). С этой целью: - проанализировать документ (титульный лист, оборот титульного листа, обложку/переплёт, выпускные данные и др.) и выявить необходимые элементы для составления библиографического описания, индексирования; - принять предварительное решение о выборе способа библиографического описания (схем основного описания под заголовком, основного описания под заглавием, добавочных описаний), правил систематизации для определения классификационных индексов по таблице ББК, правил предметизации для формулировки предметных рубрик; - составить основную библиографическую запись документа; - отредактировать выполненную библиографическую запись документа в соответствии с требованиями ГОСТа; - ввести библиографическую запись документа в электронный каталог; - растиражировать и расставить каталожные карточки с библиографической записью документа в традиционные алфавитный, систематический каталоги; - составить карточку для алфавитно-предметного указателя к систематическому каталогу (АПУ к СК). 2. Выполнение аннотирования. В процессе аннотирования необходимо пройти следующие этапы: - ознакомительное чтение, предварительный анализ (знакомство с заглавием, справочным аппаратом издания (введением или предисловием, оглавлением), рубриками внутри текста, выводами и резюме); - внимательное чтение, углубленный анализ. Цель - выявить основную тему, проблему, объект, цель работы, ее результаты; определить новизну, отличительные особенности формы и содержания данного издания; установить целевое и читательское назначение аннотируемого документа; - определение вида аннотации. Выбор вида аннотации зависит от типа и вида аннотируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания; - определение структуры аннотации в зависимости от ее вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств; - синтез информации и подготовка текста аннотации; - оформление аннотации в соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.  
Организационно-управленческая деятельность 1. 8. Внедрение инновационных технологий в деятельность библиотеки и анализ результатов в процессе подготовки ВКР 1. Выявить инновационные формы деятельности библиотеки по теме ВКР. 2. Проанализировать эффективность внедрения инновационных форм деятельности библиотеки по конкретному направлению. 3. Разработать предложению по использованию инноваций для совершенствования и модернизации работы библиотеки. 4. Создание библиотечного продукта по результатам исследовательской деятельности на базе библиотеки-базы практики. 8
2. 9. Использование методов сбора, обработки и интерпретации социологической информации для изучения актуальных социально значимых тем. 1. Проанализировать систему изучения различных направлений деятельности в библиотеке, методы социологических исследований, используемых для изучения читателей и их информационных потребностей. 2. В процессе решения организационно-управленческих задач выполнить использовать методы сбора, обработки и интерпретации социологической информации для изучения актуальных социально значимых тем. Для этого необходимо Вы можете провести опрос, наблюдение, фокус-групповой метод и т.д. Для аргументации использования данных методов нужно составить программу, в которой отразить основные компоненты исследования, создать инструментарий к выбранному методу и по окончании составить отчет на основе полученной информации.  
3. 10. Соблюдение правовых и этических норм в сфере профессиональной деятельности.     1. Изучить систему внутрибиблиотечной правовой документации: Устав библиотеки, Учредительный договор, Правила пользования библиотекой, Правила внутреннего трудового распорядка библиотеки, Положение об отдельных аспектах деятельности библиотеки (платных услугах и т.д.), Положение о структурных подразделениях библиотеки, должностные инструкции, приказы и распоряжения директора (заведующего) библиотеки. постановления (решения) коллегиальных и общественных органов (комиссий, советов, собраний, совещаний и т.п.). При выполнении анализа с правовой документацией библиотеки необходимо указать наименование разделов каждого вида документов, выявить значимость каждого документа в деятельности конкретной библиотеки. 2. Строить служебные контакты на партнерских началах, из интересов дела. Для этого: - соблюдать нормы этики, действующие в сфере общения; - соблюдать общие требования этикета (приветливость, предупредительность, уважительность, тактичность в отношениях независимо от личных симпатий и антипатий), - соблюдать нормы языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т.д. Например, «здравствуйте», «рада Вас видеть в библиотеке». Эти устойчивые конструкции выбирать с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик; - соблюдать Дресс-код. 3. Выводы и примеры фиксировать в дневнике.  
4. 11. Анализ количественных и качественных показателей работы библиотеки с целью прикладного исследования в ВКР. Изучение плана, отчета библиотеки. Выявление состава и основных групп пользователей, цифровых показателей, характеризующих объем работы библиотеки и использование информационных технологий. На основе бланка статистического отчёта:
  1. Выявить основные показатели библиотеки: число читателей, книговыдача, число посещений, книжный фонд, количество массовых мероприятий.
  2. Вычислить относительные качественные показатели библиотеки: обращаемость, посещаемость, читаемость, книгообеспеченность читателей.
  3. Показатели сравнить с нормами и сделать соответствующие выводы.
 
Культурно-досуговая деятельность 12. Подготовка досугового мероприятия. 1. Написать сценарий массового мероприятия в соответствии с планом работы библиотеки, отражающий просветительскую деятельность среди различных категорий пользователей. Задание выполняется в три этапа: I этап: разработка замысла сценария мероприятия. II этап: составление сценарного плана (описание пролога, эпизодов, финала). III этап: написание литературного сценария массового мероприятия. 2. Подготовить мероприятие с учётом информационных запросов различных групп пользователей, их региональных и национальных традиций по следующей схеме: - режиссёрский замысел сценария, - подготовка плана оргмероприятий, - подготовка сметы расходов, - написание монтажного листа (оформить в таблицы), - составление музыкально-шумовой партитуры, - изготовление эскизов декорации, костюмов, - изготовление реквизита, - проведение репетиционной работы.  
13. Внедрение современных форм массовых мероприятий в целях реализации досуговых и воспитательных функций библиотеки.   Проведение современных форм массовых мероприятий в целях реализации досуговых и воспитательных функций библиотеки с учётом информационных запросов различных групп пользователей, их региональных и национальных традиций. В процессе проведения массового мероприятия необходимо реализовать: - подключение аппаратуры; - музыкально-шумовое сопровождение программы; - постановку библиотечного мероприятия.  
Информационная деятельность 14. Разработка мультимедийных продуктов к выпускной квалификационной работе В рамках ВКР необходимо создать мультимедийный продукт – это мультимедийная презентация или рекламный ролик, созданные в программах Power Point, Windows Movie Maker или др. В ходе подготовки и создания мультимедийного продукта необходимо: • разработать общий план проекта; • отобрать текстовой материал, логично и аргументированно представить его в презентации или ролике; • отсканировать иллюстрации и другие виды графической продукции, импортировать графические изображения из других программ; • создать при необходимости гипертекстовые ссылки на Интернет-ресурсы и документы; созданные в других программах (например, Word, Excel и др.); • включить звуковые файлы, записанные с помощью микрофона, а также переписанные с других носителей информации; • продумать и реализовать цветовое решение проекта, компьютерный дизайн, соответствующий содержательному наполнению работы. Созданный мультмимедийный продукт записывается на диск. В папке с выпускной квалификационной работой необходимо закрепить конверт, в который вкладывается диск с разработкой мультимедийного продукта.  
15. Использование сети Интернет, электронных каталогов, баз данных для поиска информации Для поиска информации библиографического и фактографического характера при обслуживании пользователей библиотеки в сети Интернет используются такие информационно-поисковые системы как Яндекс, Рамблер, Google и др., а также сводные электронные каталоги, представленные на российских библиотечных сайтах.  
16. Оформление библиотечного продукта с использованием информационных технологий Для оформления библиотечного продукта необходимо: - выявить информационный продукт, который необходимо разработать, на основе беседы с библиотекарями и изучении перечня востребованности предоставляемых продуктов в конкретной библиотеке; - отобрать и систематизировать информацию для библиотечного продукта; - определиться с формой разрабатываемого продукта; - разработать и оформить библиотечный продукт. При разработке библиотечного продукта можно пользоваться различным прикладным программным обеспечением: MS Word, Adobe Photoshop, MS Publisher и др.  
    ВСЕГО:  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: