Язык Победы. Что знают мои ученики о мае 1945 года?




Участница конкурса

Галицкая Майя Александровна

Электронный адрес: galitskaya1977@mail.ru

 

Место работы: учитель русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Нéдойская базовая школа Буда-Кошелёвского района» Гомельской области Республики Беларусь

 


 

Язык Победы. Что знают мои ученики о мае 1945 года?

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же, полными слёз.

Ю. Поляков

Цок… Цок… Цок… Вселенский хронометр размеренно отсчитывает мгновения, отделяющие наши, «безвоенные» поколения от величественной и скорбной даты – 9 мая 1945 года. Но где-то там, в параллельном измерении, до сих пор проходят в параде Победы по Красной площади 26 миллионов человек, военных и мирных, молодых и старых, мужчин и женщин с детьми, не пришедших с ТОЙ войны. Проходят, чётко печатая шаг по брусчатке или устало шаркая подошвами. И я вдруг, как наяву, представляю это.

Парадные «коробки» двадцать на десять.

Сто двадцать шагов в минуту.

И если всех погибших поставить в парадный строй, то эти «коробки» шли бы через Красную площадь почти шестьдесят суток. Два месяца.

Каждый из них отдал Победе самое драгоценное – жизнь. И не важно, на каком языке он говорил до этого парада: все защитники Отечества на полях сражений звались русскими Иванами, потому что Родине, какой бы огромной она не была, свойственно вмещаться в сердце.

Через семьдесят лет, прошедших со дня провозглашения мира, мы можем позволить себе быть объективными – видеть не только доблестные операции на фронтах и мастерство наших полководцев, но и другие неотъемлемые аспекты войны: голод, тяжелейший труд, смерть, слёзы, концлагеря – изнаночную сторону отваги и доблести советских воинов, обычных трудяг-рядовых. С высоты XXI века мы понимаем и осознаём, что война – это момент истины, момент трагический и героический одновременно. Но всё же…

Что знаем о мае 1945 года мы – родители, учителя, потомки воевавших и пропавших без вести, выживших и убитых? Очень немногое. Вернее, мы знаем о войне много, но в огромном ворохе информации современного мира, спорной и противоречивой, всё тяжелее находить ростки правды. Наше, взрослое, поколение уже не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами, и именно поэтому, как грибы после дождя, появляются «неоисторики» и «неопатриоты», пытающиеся очернить и переписать историю войны, выдавая её за «неизвестные страницы». Зачастую это не юные выпускники коммерческих институтов политологии, а солидные дядьки в очках с золочёными оправами, у которых хочется спросить: «Неужели никто из Ваших родственников не идёт сейчас по Красной площади?»

Правду о войне знают только те, кто там был и видел всё своими глазами, прошёл через эти семьдесят и семь кругов ада. Но даже и эта правда, как обратная сторона Луны, находится на границе нашего обыденного мировосприятия и страшного бытия военных дней. Иначе как объяснить то, что незадолго до смерти моя бабушка 1921 года рождения, которая родом с Логойщины, рассказала о том, что среди фашистов, сжигавших Хатынь, были и те, кто говорил… по-русски? Как здравому смыслу понять то, что среди нацистов, осуждённых уже в нашем веке за деяния Холокоста, немало выходцев из бывшего Советского Союза и то, что одна страна породила и героев, и предателей?

То, что знаем мы из книг, фильмов, средств массовой информации, окутано субъективизмом литераторов, кинорежиссёров и журналистов. А истина – она где-то рядом. Истина звучит из уст ветеранов, выстоявших и доживших до наших дней – тех, кто с истинно русским «Ура!» поднимался в атаку и рвал мосты над Днепром и Сожем; тех, кто записал на русском языке свою фамилию на Рейхстаге; тех, кто беззвучно шептал «мама» перед тем, как упасть на землю от тычка пули-дуры. Это именно они знают о войне всё. Всю правду. Но их с каждым днём всё меньше: время, к сожалению, не только лечит физические раны, но и засыпает песком вечности людские души.

Что знают о настоящей войне и Великой Победе наши дети? Ничего. Да, из уроков истории им известны имена главнокомандующих, этапы, действия, битвы, даты и некоторые герои. Но современное подрастающее поколение относится к войне всего лишь как к большой главе в учебнике, которую нужно заучить и сдать учителю, получив оценку. Выучил – сдал – забыл. Дети не представляют, что война – не художественная сага-фентези в стиле приключений Гарри Поттера и не авторский бестселлер, а жуткая реальность, имевшая место быть в очень далёком по их представлению прошлом. Школьники даже не представляют, насколько тяжко и невыносимо приходилось на войне людям – и воюющим, и тыловым. Иногда оказывается, что они гораздо ближе знакомы с североамериканской и прибалтийской версиями того, как шла, как закончилась Вторая мировая и кто внёс наибольший вклад в победу над фашизмом.

Почему дети так мало знают о Великой Победе над коричневой чумой? В этих рассуждениях сложно поставить точку, так как нет единого мнения и единого взгляда. С одной стороны, Его Величество Учитель, дидактически вещающий о вечных ценностях, а с другой – современный мир, покупающий и продающий всё, в том числе и Победу. В школьной программе по русской литературе в белорусскоязычных школах только 3 (ТРИ!!!) произведения о Великой Отечественной: повесть «Иван» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьёва и бессмертный «Василий Тёркин» А. Твардовского. На изучение поэзии военной тематики – стихотворений Друниной, Симонова – отводится только один обзорный урок. Да и русский язык современные школьники никак внутренне не связывают с Победой, хотя монотонным голосом вымученно рассказывают учителю о том, что юридически международным в ООН русский стал после победы под Сталинградом, сражения под Курском и после взятия Берлина.

Для того, чтобы знать о своём историческом прошлом, нужно и важно не только слышать и читать, но и видеть. Но как, спрашивается, может ребёнок посмотреть те же фильмы о войне, если политика телеканалов такова, что их ставят только в течение недели до дня Победы и в сам праздник, иногда – в преддверии 23 февраля, а в прокате их практически нет? Зато криминальных сериалов, идущих уже энный сезон и пропагандирующих безнаказанность бритоголовых «братков» – тех самых «неопатриотов», – хоть отбавляй.

Нельзя и сбрасывать со счетов фактор интеллектуальный. Если интеллект – это способность личности к самообразованию, то именно с самообразованием сейчас у школьников большие проблемы: с желанием выйти за рамки школьной программы, материала определённого урока, параграфа учебника.

В мире гаджетов и генетических модификаций, который нас окружает, как снежный ком, растут проблемы с восприятием реальности. Обесценились и наполнились другим, абсолютно противоположным смыслом понятия добра и правды, патриотизма и гордости. Единственный фетиш для многих людей – этакий божок – купюра с портретом Бенджамина Франклина. Ради обладания этими портретами создаются новые компьютерные игры-симуляторы, в том числе и на тему войны. В таких играх можно отождествлять себя даже с Гитлером и воевать на стороне фашистов. И школьники воюют, обсуждая в классе, кто сколько деревень сжёг и кто за какое время разыскал и убил всех генералов Советской Армии. А как же генетическая память и Александр Матросов? Да никак: дети поколения «Next» не видят смысла в его подвиге, как не видят никакой трагедии в войне в целом. Войну они характеризуют как очищение и облагораживание нации, этакую «санитарную акцию».

Современные дети не хотят читать. И не читают. Все произведения школьной программы присутствуют в Интернете под вывеской «краткое содержание». Но разве табличное перечисление имён героев и основных событий заменит полноценное чтение всей повести или романа? Такое чтение не лечит неокрепшую детскую душу, а то, что она больна, утверждают сухие строки сводок милиции об убийстве ветерана войны группой школьников нашего города с целью завладения его наградами и их дальнейшей продажи.

Я ни в коем случае не стану утверждать, что именно так, по-хамски, относятся к памяти Победы все современные дети. Есть и совсем другие ребята, с чуткими сердцами и не извращёнными понятиями. В основном это ребята из семей, где память Победы жива до сих пор в лице дедов и прадедов. Но таких поразительно мало, да и выделяются они среди общей массы поколения компьютерных человечков, как свежая изумрудная поросль на пожарище. Такие мальчишки и девчонки ходят на занятия в клубы исторической реконструкции, участвуют в театральных постановках и плачут над фильмом «Блокада». Это они несут вахты памяти у мемориальных мест, работают экскурсоводами в школьной музейной комнате, без напоминаний и принуждений помогают ветеранам управляться с домашними делами и гордо пристёгивают на лацканы школьных пиджачков петельки из георгиевских лент. Но мало их, таких – настоящих, ценящих память Победы и пишущих без орфографических ошибок выстраданное жизнями их прадедов словосочетание «Великая Отечественная война».

Среди моих учеников есть и первые, и вторые, но идейные убеждения первых – «плохишей» – почему-то медленно, но верно расползаются скользкими щупальцами спрута и вербуют в свои ряды всё новых и новых «неопатриотов». И я, кажется, знаю, почему так происходит. Ведь мы по разные стороны баррикад: учитель-словесник и СМИ, неизвестные до сих пор погибшие солдаты и новая правда «неоисториков», девяностолетний ветеран Великой Отечественной и компьютерный Гитлер, заключающий долгосрочный договор с самим Сатаной. И я проигрываю в этой дуэли с разгромным счётом, так как за моей спиной нет единомышленников из мира Сильных. Учитель-филолог, читавший «Молодую гвардию» и пишущий на русском языке без ошибок, но не разбирающийся в компьютерных играх уже очень давно не является авторитетом для тех, кто со школьных лет занимает очередь в погоне за портретами Франклина. Да и что я могу сделать со своими «морально устаревшими» для XXI века понятиями «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной», «ратный подвиг», если родители своим повседневным примером прививают своим чадам совсем другие жизненные идеалы, зачастую далеко не безобидные?

Перед этой действительностью я опускаю руки.

Хотя нет, не опускаю. И не опущу никогда.

Ведь он продолжается – невидимый Парад Победы.

«Коробки» двадцать на десять.

Сто двадцать шагов в минуту.

Два месяца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: