Реферат
На тему «Хоровое творчество Ф. Листа»
На примере произведения «Ave Maria»
Содержание:
1.Характеристика творчества Ф. Листа…………………………………..…....3
2. Духовное хоровое творчество Ф. Листа……………………….…………....6
3. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………9
4. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..14
5. Исполнительский план……………………………………………………..19
Литература………………………………………………………………..…….21
Характеристика творчества Ф. Листа
Ференц (Франц) Лист (1811 - 1886) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.
Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя илитература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптураМикеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
|
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).
|
Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является своего рода "новацией" Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 — около 1851 года, № 2 —1847 год, № 3—15 — около 1853-го, № 16 — 1882 год, № 17—19—1885 год.
Духовное хоровое творчество Ф. Листа
Ф. Лист как фигура исключительной творческой одаренности, широты интересов, грандиозного масштаба деятельности, которая охватывала разнообразные сферы, во всем своем многогранном творчестве сумел достаточно полно воплотить в рамках культуры XIX ст. национальные и духовные идеи венгерской музыкальной культуры, формировавшейся на базе взаимодействия различных этнических и религиозных традиций, обусловленных историко-географическим статусом Венгрии, о которой в разные исторические периоды было принято говорить как о «центре Европы» и «оборонном щите христианства». Широкий спектр творческих задач по воплощению национально-религиозных идей своей родины, которые ставил перед собой Ф. Лист, нашел запечатление и в жанровом разнообразии его творческой деятельности. Одно из существенных мест в нем занимает хоровое наследие, составляющее значительную часть не только зрелого и позднего периода творчества композитора, но и истории западноевропейского романтизма в целом. Названная сфера творчества Ф. Листа, представленная жанрами оратории, мессы, реквиема, получившими высокую оценку как современников, так и потомков.
|
Хоровое творческое наследие Ф. Листа в различных музыкально-жанровых «моделях» фиксирует не только общеромантические принципы понимания Бога, высокой миссии Художника-Творца и его Искусства в современном ему мире, но и демонстрирует глубокое понимание автором духовно-смыслового наполнения национальных культурно-этнических идей своего народа. Данное качество позволяет определить сущность и значимость творческой фигуры Ф. Листа на должном уровне.
Духовное хоровое наследие Ф. Листа, представленное ораториями, мессами, Реквиемом и другими опусами, представляет зрелый период творчества композитора. Введение национального музыкального элемента здесь либо обусловлено образно-сюжетной стороной произведения (как, например, в «Легенде о святой Елизавете»), либо функционирует без соответствующей привязки к венгерской тематике. В последнем случае национальный музыкальный фактор, проявляемый, главным образом, у Ф. Листа через стилистику вербункоша, ориентирован на две образные сферы. Первая из них сопряжена с жертвенностью, страданием, глубоким духовным размышлением, которые Ф. Лист озвучивает, опираясь на семантику ладово-гармонических выразительных возможностей дважды гармонического минора и сопряженных с ним созвучий. Это наиболее очевидно проявляется в «Молении о чаше», в «Stabat Mater» (оратория «Христос»), в разделах «Agnus Dei», «Crucifixus». Иной образный полюс воплощения национального качества в духовных хоровых композициях Ф. Листа сопряжен с героикой, духовным утверждением, славословием, запечатлеваемым через типологические признаки венгерских маршей с привлечением стилистики вербункоша (характерное синкопирование, предъемы, «венгерские кадансы» и др.). Сказанное проявляется в таких разделах месс Ф. Листа как «Sanctus», «Gloria», «Credo» и подобным им. Еще одной достаточно важной чертой композитора можно считать подчеркивание и выделение им (где это позволяет текстово-сюжетная основа) образа Богородицы, что сопряжено с её особым культом в Венгрии, определяемой нередко как Regnum Marianum – Королевство Марии, в то время как сама Дева Мария нередко именовалась как «Великая Королева Венгрии». Наиболее очевидно это проявляется в оратории «Христос», где номера, непосредственно связанные с Богородицей, занимают большую часть произведения. В «Легенде о Святой Елизавете» Ф. Лист достаточно часто обращается к цитированию григорианского «Магнификата».
С другой стороны, в хоровом творчестве Ф. Листа показательно тяготение к стилю Палестрины как одному из эталонов церковно-певческой традиции. Одновременно, в мессах и ораториях композитор широко использует протестантский хорал, немецкие и французские духовные песни.