Нормы — основы сравнения результатов




Нормой в спортивной метрологии называется граничная ве­личина результата теста, на основе которой производится клас­сификация спортсменов.

Есть официальные нормы: разрядные в ЕВСК. Используются и неофициальные нормы: их устанавливают тренеры или специалисты в области спортив­ной тренировки для классификации спортсменов по каким-либо качествам (свойствам, способностям).

Существует три вида норм: а) сопоставительные; б) инди­видуальные; в) должные.

Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же сово­купности. Процедура определения сопоставительных норм та­кова: 1) выбирается совокупность людей (например, студенты педагогического вуза); 2) определяются их достижения в комплексе тестов; 3) определяются средние величины и стандарт­ные (среднеквадратические) отклонения; 4) значение х ± 0,5 σ принимается за среднюю норму, а остальные градации (низкая — высокая, очень низкая — очень высокая) — в зависимости от коэффициента при σ. Например, значение результата в тесте свыше х + 2σ считается «очень высокой» нормой

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализа­ции тренировки во всех видах спорта. Необходимость их опре­деления возникла вследствие существенных различий в струк­туре тренированности спортсменов.

Градация индивидуальных норм устанавливается с помо­щью тех же статистических процедур. За среднюю норму здесь можно принимать показатели тестов, соответствующие сред­нему результату в соревновательном упражнении. Индивиду­альные нормы широко используются в текущем контроле.

Должные нормы устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия, не­обходимость подготовки к службе в армии. Поэтому во многих случаях они опережают действительные показатели. В спортив­ной практике должные нормы устанавливаются так: 1) опре­деляются информативные показатели подготовленности спортсмена; 2) измеряются результаты в соревновательном уп­ражнении и соответствующие им достижения в тестах; 3) рас­считывается уравнение регрессии типа у = kx + b, где х - дол­жный результат в тесте, а у - прогнозируемый результат в соревновательном упражнении. Должные результаты в тесте и являются должной нормой. Ее необходимо достичь, и толь­ко тогда можно будет показать запланированный в соревно­ваниях результат.

В основе сопоставительных, индивидуальных и должных норм лежит сравнение результатов одного спортсмена с ре­зультатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и в разных состояниях, имею­щихся данных с должными величинами.

Возрастные нормы. В практике физического воспитания наи­большее распространение получили возрастные нормы. Типичным примером являются нормы комплексной программы фи­зического воспитания учащихся общеобразовательной школы, нормы комплекса ГТО и т.д. Большинство из этих норм состав­лялись традиционным способом: результаты тестирования в различных возрастных группах обрабатывались с помощью стан­дартной шкалы, и на этой основе определялись нормы.

В таком подходе есть один существенный недостаток: ориен­тация на паспортный возраст человека не учитывает существен­ного влияния на любые показатели биологического возраста и размеров тела.

Часто бывает так, что по од­ному тесту (например, прыжку) мальчик опережает свой пас­портный возраст на два-три года, а по другому (метанию) — на один год. В этом случае определяется средняя арифметиче­ская по всем тестам, комплексно отражающая двигательный возраст ребенка.

Определение норм может проводиться также с учетом со­вместного влияния на результаты в тестах паспортного возра­ста, длины и массы тела.

На основании решений уравнений регрессии составляются номограммы, по которым легко определить должный результат.

Пригодность норм. Нормы составляются для определенной группы людей и пригодны только для этой группы. Пригодность норм только для той со­вокупности, для которой они разработаны, называется релевантностью норм.

Возрастные нормы с учетом биологического возраста и осо­бенностей телосложения. Показатели биологического (двигатель­ного) возраста человека лишены недостатков, свойственных показателям паспортного возраста: их значения соответствуют среднему календарному возрасту людей.

Другая характеристика норм — репрезентативность. Она от­ражает их пригодность для оценки всех людей из генеральной совокупности (например, для оценки физического состояния всех первоклассников города). Репрезентативными мо­гут быть только нормы, полученные на типичном материале.

Третья характеристика норм — их современность. Известно, что результаты в соревновательных упражнениях и тестах по­стоянно растут и пользоваться нормами, разработанными дав­но, не рекомендуется. Некоторые нормы, установленные мно­го лет назад, воспринимаются сейчас как наивные, хотя в свое время они отражали действительную ситуацию, характе­ризующую средний уровень физического состояния человека.

 

5. Качество — это обобщенное понятие, которое может отно­ситься к продукции, услугам, процессам, труду и любой дру­гой деятельности, включая физическую культуру и спорт.

Качественными называются показатели, не имеющие опре­деленных единиц измерения. Таких показателей в физическом воспитании, и особенно в спорте, много: артистичность, вы­разительность в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду; зрелищность в спортивных играх и единобор­ствах и т. д. Для количественной оценки таких показателей ис­пользуются методы квалиметрии.

Квалиметрия — это раздел метрологии, изучающий вопро­сы измерения и количественной оценки качественных пока­зателей. Измерение качества — это установление соответствия между характеристиками таких показателей и требованиями к ним При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность дви­жений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он мысленно представляет как выразительность.

На практике, однако, качество оценивается не по одному, а по нескольким признакам. При этом наивысшая обобщен­ная оценка не обязательно соответствует максимальным зна­чениям по каждому признаку.

В основе квалиметрии лежат несколько исходных положении:

- любое качество можно измерить; количественные мето­пы издавна применяются в спорте для оценки красоты и вы­разительности движений, а в настоящее время используются для оценки всех без исключения сторон спортивного мастер­ства, эффективности тренировочной и соревновательной дея­тельности, качества спортивного инвентаря и т.д;

- качество зависит от ряда свойств, образующих «древо качества».

- каждое свойство определяется двумя числами: относи­тельным показателем К и весомостью М;

- сумма весомостей свойств на каждом уровне равна еди­нице (или 100%).

Относительный показатель характеризует выявленный уро­вень измеряемого свойства (в процентах от его максимально возможного уровня), а весомость - сравнительную важность разных показателей.

Например, фигурист получил за технику исполнения оценку К = 5,6 балла, а за артистизм - оценку КТ = 5,4 балла. Весомо­сти техники исполнения и артистизма в фигурном катании на коньках признаны одинаковыми (Мс = М = 1,0). Поэтому об­щая оценка Q = МсКс + МТКТ составила 11,0 балла.

Методические приемы квалиметрии делятся на две группы: эвристические (интуитивные), основанные на экспертных оцен­ках и анкетировании, и инструментальные, или аппаратурные.

Проведение экспертизы и анкетирования - это отчасти техническая работа, предполагающая строгое соблюдение оп­ределенных правил, а отчасти - искусство, требующее инту­иции и опыта.

Метод экспертных оценок. Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Эксперт (от лат. expertus - опытный) - сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний. Этот метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки — случайные величи­ны, они могут быть обработаны некоторыми методами много­мерного статистического анализа.

Как правило, экспертное оценивание, или экспертиза, проводится в виде опроса, или анкетирования, группы экспер­тов. Анкетой называется опросный лист, содержащий вопросы, на которые нужно ответить письменно. Техника экспертизы и анкетирования — это сбор и обобщение мнений отдельных лю­дей. Характер­ные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на звание лучшего по профессии или лучшую научную работу и т.п.

К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осу­ществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Порой лучше получить приблизительное реше­ние немедленно, нежели долго искать пути точного решения. Но субъективная оценка значительно зависит от индивиду­альных особенностей эксперта: квалификации, эрудиции, опы­та, личных вкусов, состояния здоровья и т. п. Поэтому инди­видуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Таким образом, современная экспертиза — это система организационных, ло­гических и математико-статистических процедур, направлен­ных на получение от специалистов информации, и ее анализ с целью выработки оптимальных решений. И лучший тренер (педагог, руководитель и т.п.) тот, который опирается одно­временно на собственный опыт, на данные науки, на знания других людей.

Методика групповой экспертизы включает в себя: 1) фор­мулировку задач; 2) отбор и комплектование группы экспер­тов; 3) составление плана экспертизы; 4) проведение опроса экспертов; 5) анализ и обработку полученной информации.

Подбор экспертов — важный этап экспертизы, так как до­стоверные данные можно получить не от всякого специалиста. Экспертом может быть человек: 1) обладающий высоким уров­нем профессиональной подготовки; 2) способный к крити­ческому анализу прошлого и настоящего и к прогнозирова­нию будущего; 3) психологически устойчивый, не склонный к соглашательству.

Есть и другие важные качества экспертов, но указанные выше должны быть обязательно. Так, например, профессио­нальная компетентность эксперта определяется: а) по степени близости его оценки к среднегрупповой; б) по показателям решения тестовых задач.

Желательно иметь однородную группу экспертов, но если это не удается, то для каждого из них вводится ранг. Очевидно, что эксперт представляет тем большую ценность, чем выше показате­ли его деятельности. Для повышения качества экспертизы ста­раются повысить квалификацию экспертов путем специаль­ного обучения, тренировок и ознакомления с возможно более обширной объективной информацией по анализируемой про­блеме. Судей во многих видах спорта можно рассматривать как своеобразных экспертов, оценивающих мастерство спортсмена (на­пример, в гимнастике) или ход поединка (например, в боксе).

Подготовка и проведение экспертизы. Подготовка эксперти­зы сводится в основном к составлению плана ее проведения. Наиболее важными его разделами являются подбор экспер­тов, организация их работы, формулировка вопросов, обра­ботка результатов.

Существует несколько способов проведения экспертизы. Наиболее простой из них — ранжирование, которое состоит в определении относительной значимости объектов экспертизы на основе их упорядочения. Обычно наиболее предпочтитель­ному объекту приписывается наивысший (первый) ранг, наи­менее предпочтительному — последний ранг. Но оценить, насколько далеко эти объекты отстоят друг от друга, ранжирование не позволяет. В связи с этим метод ранжирования используется сравнительно редко.

Большее распространение получил метод непосредственной оценки объектов по шкале, когда эксперт помещает каждый объект в определенный оценочный интервал.

Широкое распространение в физической культуре и спорте получил такой метод экспертных оценок, как анкетирование. Анкета представляет собой последовательный набор вопросов, по ответам на которые судят об относительной важно­сти рассматриваемого свойства или о вероятности свершения каких-либо событий.

При составлении анкет наибольшее внимание уделяется четкой и осмысленной формулировке вопросов. По своему ха­рактеру они подразделяются на следующие типы:

1) вопрос, при ответе на который необходимо выбрать одно из заранее сформулированных мнений;

2) вопрос о том, какое решение принял бы эксперт в оп­ределенной ситуации;

3) вопрос, требующий оценить численные значения какой-либо величины.

Опрос может проводиться как очно, так и заочно в один или несколько туров.

Развитие вычислительной техники позволяет проводить ан­кетирование в режиме диалога с ЭВМ.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие параметры являются основными измеряемыми и контроли­руемыми в современной теории и практике спорта?

2. Почему изменчивость является одной из особенностей спортсмена как объекта измерений?

3. Почему следует стремиться снизить число измеряемых перемен­ных, контролирующих состояние спортсмена?

4. Какую возможность предоставляет спортсмену адаптивность?

5. Что называется тестом?

6. Каковы метрологические требования к тестам?.

7. Какие тесты называются добротными?

8. В чем разница между нормативно-ориентированным и критериаль­но-ориентированным тестом?

9. Какие существуют разновидности двигательных тестов?

10. В чем разница гомогенных и гетерогенных тестов?

11. Какие требования должны соблюдаться для стандартизации про­ведения тестирования?;

12. Что называется надежностью теста?;

13. Что вносит погрешность в результаты тестирования?

14. Что понимают под стабильностью теста?

15. От чего зависит стабильность теста?

16. Чем характеризуется согласованность теста?

17. Какие тесты называются эквивалентными?

18. Что понимают под информативностью теста?

19. Какие существуют методы определения информативности тестов?

20. В чем суть логического метода определения информативности тестов?

21. Что обычно используют в качестве критерия при определении ин­формативности тестов?

22. Как поступают при определении информативности тестов, когда отсутствует единичный критерий?

23. Что называется педагогической оценкой?

24. Какими способами можно перевести результаты тестирования в баллы?

25. Что такое шкала оценок?

26. Каковы особенности пропорциональной шкалы?

27. В чем отличия прогрессирующей шкалы от регрессирующей?

28. В каких случаях применяются сигмовидные шкалы оценок?

29. В чем достоинство перцентильной шкалы?

30. Для чего могут использоваться шкалы выбранных точек?

31. Какие существуют варианты оценки результатов тестирования спортсменов по комплексу тестов?

32. Что называется нормой в спортивной метрологии?

33. На чем основаны индивидуальные нормы?

34. Как устанавливаются должные нормы в спортивной практике?

35. Как составляются большинство возрастных норм?

36. Какие существуют характеристики норм?

37. Что изучает квалиметрия?

38. В каком виде проводится экспертное оценивание?

39. Какими качествами должен обладать эксперт?

40. Как определяется объективная оценка пригодности эксперта?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: