Тема 3. ИЗМЕРЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ




План

1. Тестирование в спорте

2. Информативность тестов

3. Оценка спортивных результатов

4. Норма в спортивной метрологии

5. Измерение качества

 

1. Предметом спортивной метрологии является измерение и контроль в спорте. И термин «измерение» в спортивной метрологии понимается как установление соответствия между изучаемыми явлениями и числами.

В современной теории и практике спорта измерения широ­ко используются для решения самых разнообразных задач уп­равления подготовкой спортсменов. Эти задачи касаются не­посредственного изучения педагогических и биомеханических параметров спортивного мастерства, диагностики энергофунк­циональных параметров спортивной работоспособности, уче­та анатомо-морфологических параметров физиологического развития, контроля психических состояний.

Основными измеряемыми и контролируемыми параметра­ми в спортивной медицине, тренировочном процессе и в на­учных исследованиях по спорту являются физиологические («внутренние»), физические («внешние») и психологические параметры тренировочной нагрузки и восстановления; пара­метры качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости; функциональные параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем; биомеханические параметры спортивной техники; линейные и дуговые параметры размеров тела.

Как и всякая живая система, спортсмен является сложным, объектом измерения. От привычных, класси­ческих, объектов измерения спортсмен имеет ряд отличий: изменчивость, многомерность, квалитативность, адаптивность и подвижность.

Изменчивость непостоянство переменных величин, характе­ризующих состояние спортсмена и его деятельность. Непрерывно изменяются все показатели спортсмена: физиологические (потреб­ление кислорода, частота пульса и др.), морфоанатомические (рост, масса, пропорции тела и т.п.), биомеханические (кине­матические, динамические и энергетические характеристики движений), психофизиологические и т.д. Изменчивость делает необходимыми многократные измерения и обработку их резуль­татов методами математической статистики.

Многомерность большое число переменных, которые нуж­но одновременно измерять, для того чтобы точно охарактеризовать состояние и деятельность спортсмена. Наряду с «выход­ными переменными», характеризующими спортсмена, следу­ет контролировать и «входные переменные», характеризую­щие влияние внешней среды на спортсмена. Роль входных переменных могут играть интенсивность физических и эмоцио­нальных нагрузок, концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе, температура окружающей среды и т.д. Характерная особен­ность спортивной метрологии - стремление снизить число измеряемых переменных. Оно обусловлено не только орга­низационными трудностями, возникающими при попытках одновременно зарегистрировать много переменных, но и тем, что с ростом числа переменных резко возрастает трудоемкость их анализа.

Квалитативность качественный характер (от лат. qualitas — качество), т.е. отсутствие точной количественной меры. Физи­ческие качества спортсмена, свойства личности и коллектива, качество инвентаря и многие другие факторы спортивного ре­зультата еще не поддаются точному измерению, но тем не ме­нее должны быть оценены как можно точнее. Без такой оценки затруднен дальнейший прогресс как в спорте высших достиже­ний, так и в массовой физкультуре, остро нуждающейся в конт­роле за состоянием здоровья и нагрузками занимающихся.

Адаптивность свойство человека приспосабливаться (адап­тироваться) к окружающим условиям. Адаптивность лежит в основе обучаемости и дает спортсмену возможность осваивать новые элементы движений и выполнять их в обычных и в ус­ложненных условиях (на жаре и холоде, при эмоциональном напряжении, утомлении, гипоксии и т.д.). Но одновременно адап­тивность усложняет задачу спортивных измерений. При много­кратных исследованиях спортсмен привыкает к процедуре ис­следования («учится быть исследуемым») и по мере такого обучения начинает показывать иные результаты, хотя его функ­циональное состояние при этом может оставаться неизменным.

Подвижность особенность спортсмена, основанная на том, что в подавляющем большинстве видов спорта деятельность спортсмена связана с непрерывными перемещениями. По срав­нению с исследованиями, проводимыми с неподвижным че­ловеком, измерения в условиях спортивной деятельности со­провождаются дополнительными искажениями регистрируемых кривых и ошибками в измерениях

Тестирование является косвенным измерением. Тестированием заменяют измерение всякий раз, когда изу­чаемый объект недоступен прямому измерению. Например, практически невозможно точно определить производительность сердца спортсмена во время напряженной мышечной работы. Поэтому применяют косвенное измерение: измеряют частоту сердечных сокращений и другие кардиологические показате­ли, характеризующие сердечную производительность. Тесты используют и в тех случаях, когда изучаемое явление не впол­не конкретно. Например, правильнее говорить о тестировании ловкости, гибкости и т.п., чем об их измерении. Однако гиб­кость (подвижность) в определенном суставе и в определен­ных условиях можно измерить.

Тестом (от англ, test — проба, испытание) в спортивной практике называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Не всякие измерения могут быть использо­ваны как тесты. Тестом в спортивной практике может быть названо только то измерение или испытание, которое отвеча­ет следующим метрологическим требованиям:

должна быть определена цель применения теста; стандарт­ность (методика, процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста);

— следует определить надежность и информативность теста;

— для теста необходима система оценок;

— следует указать вид контроля (оперативный, текущий или этапный).

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и ин­формативности, называют добротными, или аутентичными.

Процесс испытаний называется тестированием, а получен­ное в итоге измерения или испытания числовое значение явля­ется результатом тестирования (или результатом теста). Напри­мер, бег на 100 м — это тест; процедура проведения забегов и хронометража — тестирование; время бега — результат теста.

В зависимости от области при­менения существуют тесты: педагогические, психологические, достижений, индивидуально-ориентированные, интеллекта, специальных способностей и т.д. По методологии интерпрета­ции результатов тестирования тесты классифицируются на нор­мативно-ориентированные и критериально-ориентированные.

Нормативно-ориентированный тест ( по-англ, norm-referenced test) позволяет сравнивать достижения (уровень подготовки) отдельных испытуемых друг с другом. Нормативно-ориентиро­ванные тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

Балл (индивидуальный балл, тестовый балл) — количествен­ный показатель выраженности измеряемого свойства у данно­го испытуемого, полученный при помощи данного теста.

Критериально-ориентированный тест (по-англ, criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испыту­емые овладели необходимым заданием (двигательным каче­ством, техникой движений и т.д.).

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, на­зывают двигательными, или моторными. Результатами их могут быть либо двигательные достижения (время прохож­дения дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.п.), либо физиологические и биохимические показатели.

В зависимости от целей двигательные тесты подразделяются на три группы.

Тесты, результаты которых зависят от двух и более факто­ров, называются гетерогенными, а если преимущественно от одного фактора — гомогенными тестами. В спортивной практике чаще используется не один, а несколько тестов, имеющих об­щую конечную цель. Такую группу тестов принято называть комплексом или батареей тестов.

Правильное определение цели тестирования содействует правильному подбору тестов. Измерения различных сторон под­готовленности спортсменов должны проводиться системати­чески. Это дает возможность сравнивать значения показателей на разных этапах тренировки и в зависимости от динамики приростов в тестах нормировать нагрузку.

Для стан­дартизации проведения тестирования в спортивной практике следует соблюдать определенные требования:

1) режим дня, предшествующего тестированию, должен строиться по одной схеме. В нем исключаются средние и боль­шие нагрузки, но могут проводиться занятия восстановитель­ного характера. Это обеспечит равенство текущих состояний спортсменов, и исходный уровень перед тестированием бу­дет одинаковым;

2) разминка перед тестированием должна быть стандарт­ной (по длительности, подбору упражнений, последователь­ности их выполнения);

3) тестирование по возможности должны проводить одни и те же умеющие это делать люди;

4) схема выполнения теста не изменяется и остается постоянной от тестирования к тестированию;

5) интервалы между повторениями одного и того же теста дол­жны ликвидировать утомление, возникшее после первой попытки;

6) спортсмен должен стремиться показать в тесте мак­симально возможный результат. Такая мотивация реальна, если в ходе тестирования создается соревновательная об­становка.

Точность тестирования оценивается иначе, чем точность из­мерения. При оценке точности измерения результат измере­ния сопоставляют с результатом, полученным более точным методом. При тестировании возможность сравнения получен­ных результатов с более точными чаще всего отсутствует. И по­этому нужно проверять не качество получаемых при тестиро­вании результатов, а качество самого измерительного инструмента — теста. Качество теста определяется его инфор­мативностью и надежностью.

Надежностью тестов называется степень совпадения резуль­татов при повторном тестировании одних и тех же людей в оди­наковых условиях. Вполне понятно, что полное совпадение ре­зультатов при повторных измерениях практически невозможно.

Вариацию результатов при повторных измерениях называ­ют внутрииндивидуальной, внутригрупповой или внутриклас­совой. Основными причинами такой вариации результатов те­стирования, которая искажает оценку истинного состояния подготовленности спортсмена, т.е. вносит определенную ошиб­ку или погрешность в эту оценку, являются следующие об­стоятельства:

1) случайные изменения состояния испытуемых в процес­се тестирования (психологический стресс, привыкание, утом­ление, изменение мотивации к выполнению теста, изменение концентрации внимания, нестабильность исходной позы и других условий процедуры измерений при тестировании);

2) неконтролируемые изменения внешних условий (темпе­ратура, влажность, ветер, солнечная радиация, присутствие посторонних лиц и т.п.);

3) нестабильность метрологических характеристик техни­ческих средств измерения (ТСИ), используемых при тестирова­нии. Нестабильность может быть вызвана несколькими причи­нами, обусловленными несовершенством применяемых ТСИ: погрешностью результатов измерения из-за изменений напря­жения сети, нестабильностью характеристик электронных из­мерительных приборов и датчиков при изменениях температу­ры, влажности, наличием электромагнитных помех и т.п. Следует отметить, что по этой причине погрешности измере­ний могут составлять значительные величины;

4) изменения состояния экспериментатора (оператора, тре­нера, педагога, судьи), осуществляющего или оценивающего ре­зультаты тестирования, и замена одного экспериментатора другим;

5) несовершенство теста для оценки данного качества или конкретного показателя подготовленности.

Коэффициент надежности теста определяют с помощью специальных математических формул и он может варьироваться от 0,6-0,7 (низкий) до 0,9-0,99 (высокий).

Говоря о надежности тестов, различают их стабильность (вос­производимость), согласованность, эквивалентность.

Под стабильностью теста понимают воспроизводимость ре­зультатов при его повторении через определенное время в одина­ковых условиях.

Для количественной оценки стабильности используется дис­персионный анализ по той же схеме, что и в случае расчета обычной надежности.

Согласованность теста характеризуется независимостью ре­зультатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Если результаты спортсменов в тесте, который проводят разные специалисты (эксперты, судьи), совпадают, то это свидетельствует о высокой степени согласо­ванности теста. Это свойство зависит от совпадения методик тестирования у разных специалистов.

Когда создается новый тест, обязательно нужно проверить его на согласованность. Делается это так: разрабатывается уни­фицированная методика проведения теста, а потом два или более специалиста по очереди в стандартных условиях тести­руют одних и тех же спортсменов.

Эквивалентность тестов. Одно и то же двигательное каче­ство (способность, сторону подготовленности) можно изме­рить с помощью нескольких тестов. Например, максимальную скорость — по результатам пробегания с ходу отрезков в 10, 20 или 30 м. Силовую выносливость — по числу подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре, количеству подъемов штанги в положении лежа на спине и т.д.

Эквивалентность тестов определяется следующим образом: спортсмены выполняют одну разновидность теста и затем после небольшого отдыха — другую и т.д.

Если результаты оценок совпадают (например, лучшие в подтягивании оказываются лучшими и в отжимании), то это свидетельствует об эквивалентности тестов. Коэффициент эк­вивалентности определяется с помощью корреляционного или дисперсионного анализа.

Надежность тестов может быть по­вышена путем:

— увеличения числа попыток;

— увеличения числа оценщиков (судей, экспертов) и по­вышения согласованности их мнений;

— увеличения числа эквивалентных тестов;

— лучшей мотивации испытуемых;

— метрологически обоснованного выбора технических средств измерений, обеспечивающих заданную точность из­мерений в процессе тестирования.

 

2. Информативность (валидность) теста — это степень точности, с кото­рой он измеряет свойство (качество, способность, характери­стику и т.п.), для оценки которого используется. Выделяют несколько видов информативности:

- диагностическая информативность – использование теста для определения состояния спортсмена в момент обследования;

- прогностическая информативность – в случае, когда на основе резуль­татов тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях спортсмена;

Тест может быть диагностически инфор­мативен, а прогностически нет, и наоборот.

- простая информативность – определение критерия по одному тесту;

- сложная информативность – определение критерия по двум или более тестам;

- абсолютная информативность касается определения одного критерия в абсолютном понимании, без привлечения каких-либо других критериев;

- дифференциальная информативность характеризует взаим­ные различия между двумя или более критериями. Например, при выборе спортивных талантов может встретиться ситуация, когда тестируемый проявляет способности к двум разным спортивным дисциплинам. При этом нужно решить вопрос, к какой из этих двух дисциплин он наиболее способен.

Наиболее информативным показателем уровня подготовленности спортсмена является результат в соревновательном упражнении. Однако он зависит от боль­шого количества факторов, и один и тот же результат в соревновательном упражнении могут показывать люди, замет­но отличающиеся друг от друга по структуре подготовленности. Например, спортсмен с отличной техникой выполнения упражнения и от­носительно невысокой физической работоспособностью и спортсмен со средней техникой, но с высокой работоспо­собностью будут соревноваться одинаково успешно (при про­чих равных условиях).

Для выявления ведущих факторов, от которых зависит ре­зультат в соревновательном упражнении, и используются ин­формативные тесты. Но как узнать меру информативности каж­дого из них? Например, какие из перечисленных тестов информативны при оценке подготовленности баскетболистов: время простой реакции, время реакции выбора, прыжок вверх с места, бег на 60 м? Для ответа на эти вопросы необходимо знать методы определения информативности. Их два: логиче­ский (содержательный) и эмпирический.

Суть логического метода определения информативности тестов заключается в ло­гическом (качественном) сопоставлении биомеханических, физиологических, психологических и других характеристик критерия и тестов.

Предположим, что мы хотим подобрать тесты для оценки подготовленности высококвалифицированных бегунов на 400 м. Расчеты показывают, что в этом упражнении при результате 45 с примерно 72% энергии поставляется за счет анаэробных ме­ханизмов энергопродукции и 28 % — за счет аэробных. Следо­вательно, наиболее информативными будут тесты, позволяю­щие выявить уровень и структуру анаэробных возможностей бегуна: бег на отрезках 200—300 м с максимальной скорос­тью, прыжки с ноги на ногу в максимальном темпе на дис­танции 100—200 м, повторный бег на отрезках до 50 м с очень короткими интервалами отдыха. По результатам этих заданий мож­но судить о мощности и емкости анаэробных источников энер­гии и, следовательно, их можно использовать в качестве информативных тестов.

Чаще всего логический метод определения информативности используется в таких видах спорта, где нет четкого количе­ственного критерия. Например, в спортивных играх логичес­кий анализ фрагментов игры позволяет вначале сконструировать специфический тест, а затем проверить его информативность.

Эмпирический метод определения информативности тес­тов при наличии измеряемого критерия позволяет отсеять заведомо неинформативные тесты, структура которых мало соответствует структуре основной де­ятельности спортсменов или физкультурников. Остальные тесты, содержательная информативность которых признана высокой, должны пройти дополнительную эмпирическую проверку. Для этого результаты теста сопоставляют с крите­рием. В качестве критерия обычно используют:

1) результат в соревновательном упражнении;

2) наиболее значимые элементы соревновательных уп­ражнений;

3) результаты тестов, информативность которых для спорт­сменов данной квалификации была установлена ранее;

4) сумму очков, набранную спортсменом при выполнении комплекса тестов;

5) квалификацию спортсменов.

При использовании первых четырех критериев общая схема определения информативности теста следующая.

А. Измеряются количественные значения критериев. Для этого необязательно проводить специальные соревнования. Можно, например, использовать результаты ранее прошедших соревно­ваний. Важно только, чтобы соревнование и тестирование не были разделены длительным временным промежутком.

Если в качестве критерия предполагается использовать ка­кой-либо элемент соревновательного упражнения, необходи­мо, чтобы он был наиболее информативным. (Э.Селик – на подъеме).

Б. Следующий шаг — проведение тестирования и оценка его результатов.

В. Последний этап работы — вычисление коэффициентов корреляции между значениями критерия и тестов. Получен­ные в ходе расчетов наибольшие коэффициенты корреляции будут указывать на высокую информативность тестов.

Использование эмпирического метода определения информативности тес­тов при отсутствии единичного критерия наи­более типично для массовой физической культуры, где еди­ничного критерия либо нет, либо форма его представления не позволяет использовать описанные выше методы для оп­ределения информативности тестов. Предположим, что нам необходимо составить комплекс тестов для контроля за фи­зической подготовленностью студентов. С учетом того, что студентов в стране несколько миллионов и такой контроль должен быть массовым, к тестам предъявляются определен­ные требования: они должны быть просты по технике, вы­полняться в простейших условиях и иметь несложную и объек­тивную систему измерений. Таких тестов сотни, но нужно выбрать наиболее информативные.

Сделать это можно следующим способом: 1) отобрать несколь­ко десятков тестов, содержательная информативность которых кажется бесспорной; 2) с их помощью оценить уровень развития физических качеств у группы студентов; 3) обработать получен­ные результаты на ЭВМ, используя для этого факторный анализ.

В основе этого метода лежит положение о том, что резуль­таты множества тестов зависят от сравнительно небольшого количества причин, которые для удобства названы фактора­ми. Например, результаты в прыжке в длину с места, метании гранаты, подтягивании, жиме штанги предельного веса, в беге на 100 и 5000 м зависят от выносливости, силовых и скорост­ных качеств. Однако вклад этих качеств в результат каждого из упражнений неодинаков. Так, результат в беге на 100 м сильно зависит от скоростно-силовых качеств и немного — от выносливости, жим штанги — от максимальной силы, подтягивание — от силовой выносливости и т.д.

Кроме того, результаты некоторых из этих тестов взаимо­связаны, так как в их основе лежит проявление одних и тех же качеств. Факторный же анализ позволяет, во-первых, сгруп­пировать тесты, имеющие общую качественную основу, и, во-вторых (и это самое главное), определить их удельный вес в этой группе. Тесты с наибольшим факторным весом считают­ся самыми информативными.

 

3. Как правило, любая программа комплексного контроля пред­полагает использование не одного, а нескольких тестов. Так, комплекс для контроля за подготовленностью спортсменов включает следующие тесты: время бега на тредбане, частоту сердечных сокращений, максимальное потребление кислоро­да, максимальную силу и т.д. Если для контроля используется один тест, то оценивать его результаты с помощью специаль­ных методов нет необходимости: и так видно, кто сильнее и насколько. Если же тестов много и они измеряются в разных единицах (сила - в кГ, врмя - с; расстояние - см, МПК - мл/кг/мин, ЧСС - уд/мин и т.д.), то сравнить достижения по абсолютным значениям показателей невозможно. Решить эту проблему можно лишь в том случае, если результаты тести­рования представить в виде оценок (очков, баллов, отметок, разрядов и т.п.). На итоговую оценку квалификации спортсме­нов оказывают влияние возраст, состояние здоровья и другие особенности условий проведения контроля. После тестирования всегда необходимо дать оценку полученным результатам.

Оценкой (или педагогической оценкой) называется унифициро­ванная мера успеха в каком-либо задании, тесте.

Различают учебные оценки, которые выставляет преподава­тель ученикам по ходу учебного процесса, и квалификационные, под которыми понимаются все прочие виды оценок (в частно­сти, результаты официальных соревнований, тестирования и др.).

Процесс определения (выведения, расчета) оценок назы­вается оцениванием. Он состоит из следующих стадий:

1) подбирается шкала, с помощью которой возможен пе­ревод результатов теста в оценки;

2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста преобразовываются в очки (баллы);

3) полученные очки сравниваются с нормами и выводится ито­говая оценка. Она и характеризует уровень подготовленности спорт­смена относительно других членов группы (команды, коллектива).

Среди задач, решаемых в ходе оценивания, можно выделить основные:

1) по результатам оценивания необходимо сопоставить раз­ные достижения в соревновательных упражнениях. На базе этого можно создать научно обоснованные разрядные нормы в ви­дах спорта. Следствием заниженных норм является увеличение числа разрядников, недостойных этого звания. Завышенные же нормы становятся для многих недостижимыми и вынужда­ют людей прекращать занятия спортом;

2) сопоставление достижений в разных видах спорта позво­ляет решить задачу равенства и их разрядных норм (неспра­ведлива ситуация, если, предположим, в волейболе легко вы­полнить норму I разряда, а в легкой атлетике - трудно);

3) необходимо классифицировать множество тестов по ре­зультатам, которые показывает в них конкретный спортсмен;

4) следует установить структуру тренированности каждого из спортсменов, подвергшихся тестированию.

Перевести результаты тестирования в баллы можно разными способами. На практике для этого часто используют ранжиро­вание. Но в этом случае не учитывается результат спортсменов. Разница между результатами спортсменов может быть очень маленькая или очень большой, но в любом случае лучший получает 1 балл, что не всегда бывает справедливо.

С учетом сказанного, преобразование результатов тес­тирования и оценки нужно проводить не с помощью ранжи­рования, а использовать для этого специальные шкалы. Закон преобразования спортивных результатов в очки называется шкалой оценок. Шкала может быть задана в виде математиче­ского выражения (формулы), таблицы или графика.

1) пропорциональная шкала. При ее использова­нии равные приросты результатов в тесте поощряются равны­ми приростами в баллах независимо от того – высокий или низкий результат. Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и дру­гих видах спорта.

2) прогрессирующая шкала. Здесь равные приросты результатов оцениваются по-разному. Чем выше абсолютные приросты, тем больше при­бавка в оценке. Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдель­ных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике.

3) регрессирующая шкала. В этой шкале, равные приросты результатов в тестах также оцениваются по-разному, но чем выше абсолютные прирос­ты, тем меньше прибавка в оценке. Шкалы такого типа приня­ты в некоторых видах легкоатлетических прыжков и метаний.

4) сигмовидная (или S-образная) шкала. Здесь выше всего оцениваются приросты в средней зоне, а улучшение очень низких или очень высоких результатов поощряется слабо. В спорте такие шкалы не используются, но они приме­няются при оценке физической подготовленности. Например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США.

Каждая из этих шкал имеет как свои достоинства, так и недостатки. Устранить последние и усилить первые можно пра­вильно применяя ту или иную шкалу.

В практике для оценок результатов тестирования использу­ется несколько шкал.

Стандартная шкала. В ее основе лежит пропорци­ональная шкала, а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Т-шкала.

При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом:

Т = 50+10х ;

где Т- оценка результата в тесте; Xt. — показанный результат; X— средний результат; σ — стандартное отклонение.

Пример. Если средняя величина в подтягивании равня­лась 12 раз, а стандартное отклонение — 2 раза, то за результат 9 раз начисляется 35 очков, а за 16 подтягиваний — 70 очков.

В практике используются и другие стандартные шкалы.

Перцентильная шкала. В основе этой шкалы лежит следующая операция: каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько оч­ков, сколько процентов спортсменов он опередил. Таким об­разом, оценка победителя — 100 очков, оценка последнего — О очков. Перцентильная шкала наиболее при­годна для оценки ре­зультатов больших групп спортсменов. В та­ких группах статисти­ческое распределение результатов нормальное (или почти нормальное). Это значит, что очень высокие и очень низкие результаты показывают единицы из группы, а средние - большинство. Главное достоинство этой шкалы — просто­та, здесь не нужны фор­мулы, а единственное, что нужно вычислить — какое количество ре­зультатов спортсменов укладывается в один перцентиль (или сколь­ко перцентилей прихо­дится на одного человека). Перцентиль — это интервал шкалы. При 100 спортсменах в одном перцентиле — один результат; при 50 — один результат укладывается в два перцентиля (т.е. если спортсмен обошел 30 человек, он получает 60 очков).

Простота обработки результатов и наглядность перцентиль­ной шкалы обусловили ее широкое применение в практике.

Шкалы выбранных точек. При разработке таблиц по видам спорта не всегда удается получить статистическое распределе­ние результатов теста. Тогда поступают следующим образом: берут какой-нибудь высокий спортивный результат (напри­мер, мировой рекорд или 10-й результат в истории данного вида спорта) и приравнивают его, скажем, к 1000 или 1200 очкам. Затем на основе результатов массовых испытаний опре­деляют среднее достижение группы слабо подготовленных лиц и приравнивают его, скажем, к 100 очкам. После этого, если используется пропорциональная шкала, остается выполнить лишь арифметические вычисления — ведь две точки однознач­но определяют прямую линию. Шкала, построенная таким об­разом, называется шкалой выбранных точек.

Шкала ГЦОЛИФКа. Рассмотренные выше шкалы использу­ются для оценки результатов группы спортсменов, и цель их при­менения заключается в определении межиндивидуальных разли­чий (в баллах). В практике спорта тренеры постоянно сталкиваются с еще одной проблемой - необходимостью оценки результатов периодического тестирования одного и того же спортсмена в разные периоды цикла или этапа подготовки. Для этой цели пред­ложена шкала ГЦОЛИФКа, выраженная в формуле:

Оценка, балл = 100 (1 – )

Смысл такого подхода заключается в том, что результат теста рассматривается не как отвлеченная величина, а во вза­имосвязи с лучшим и худшим результатами, показанными в этом тесте спортсменом. Как видно из формулы, лучший ре­зультат всегда оценивается в 100 очков, худший - в 0 очков. Эту шкалу целесообразно применять для оценки вариативных показателей.

Пример. Лучший результат в беге на 100 м – 12,0, худший – 12,6. Текущий результат – 12,2.

Оценка этого результата = 100(1 - ) = 67 баллов

Оценка комплекса тестов. Существует два основных вариан­та оценки результатов тестирования спортсменов по комплек­су тестов. Первый заключается в выведении обобщенной оцен­ки, которая информативно характеризует подготовленность спортсмена в соревнованиях. Это позволяет использовать ее для прогноза: рассчитывается уравнение регрессии, решив которое, можно предсказать результат в соревновании по сум­ме баллов за тестирование.

Однако просто суммировать результаты конкретного спорт­смена по всем тестам не совсем правильно, так как сами тесты неравнозначны. Например, из двух тестов (времени реагирования на сигнал и времени удержания максимальной скорости бега) второй более важен для спринтера, чем пер­вый. Эту важность (весомость) теста можно учитывать тремя способами:

1. Дается экспертная оценка. В этом случае специалисты до­говариваются, что одному из тестов (например, времени удер­жания Vmax) приписывается коэффициент 2. И тогда очки, начисленные по этому тесту, вначале удваиваются, а затем суммируются с очками за время реакции.

2. Коэффициент каждому тесту устанавливается на основе факторного анализа. Он, как известно, позволяет выделить по­казатели с большим или меньшим факторным весом.

3. Количественной мерой весомости теста может быть зна­чение коэффициента корреляции, рассчитанного между его результатом и достижением в соревнованиях.

Во всех этих случаях полученные оценки называются «взве­шенными».

Второй вариант оценки результатов комплексного контро­ля заключается в построении «профиля» спортсмена — графи­ческую форму представления результатов тестирования. Ли­нии графиков наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: