3.1. Общая модель процесса маркетингового исследования (1/2/3)
3.2 Постановка задач маркетингового исследования (3)
3.3 Планирование программы исследования (3)
3.4 Реализация исследования, обработка и анализ данных (3)
Маркетинговое исследование можно определить как процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой.
Процедура маркетингового исследования может рассматриваться как совокупность последовательных этапов, начиная с постановки задач Маркетингового исследования, через составление и осуществление программы (плана, проекта) исследования, заканчивая обработкойи анализом его результатов Это довольно традиционная схема проведения маркетингового исследования. В разных работах этапы исследования могут интерпретироваться по-разному лишь в некоторых деталях, но в целом схема остается неизменной.
Процедура маркетингового исследования
Постановка задач маркетингового исследования | -Идентификация проблемы -Выявление объекта и предмета исследования -Определение целей исследования -Формирование рабочей гипотезы - Формулировка задач исследования -Выбор метода исследования и методов сбора информации |
Планирование программы исследования | - Формирование плана исследования - Планирование выборки - Планирование концепции и разработка рабочих документов - Формирование бюджета |
Реализация исследования | - Подготовка персонала - Выбор формы контроля работы персонала - Сбор информации и контроль работы персонала |
Обработка и анализ информации | - Редактирование и кодирование данных - Обработка и анализ информации - Подготовка аналитического отчета |
Постановка задач маркетингового исследования предполагает выработку решений относительно сущности решаемой проблемы, выбора объекта и предмета исследования, целей и задач исследования, а также метода, лежащего в основе изучения выбранного объекта исследования.
Идентификация проблемы —проблема обнаруживается фирмой на основании проявления некоторых симптомов: не достигнуты запланированные цели, скажем, объемы продаж ниже намеченных к данному сроку, доля рынка сократилась в отличие от ожидаемого состояния, не достигнуто соглашение со значимым покупателем и т. д. Проявление симптомов может быть вызвано разными причинами, поэтому идентификация проблемы помогает определиться со сферой проведения исследования, выбрать объект и предмет исследования.
Последующие шаги рассматриваемого этапа направлены на выяснение того, что ожидается от исследования, каковы предположения об источниках проблемы и каким образом должно осуществляться исследование. Чтобы определиться с целями, задачами и методами исследования, полезно ответить на ряд вопросов:
- В чем суть проблемы?
- С какими объектами, субъектами, факторами, процессами связана проблема?
- Какие методы и модели анализа могут быть применены для выявления источника проблемы?
- Какие характеристики объекта исследования необходимо получить, чтобы провести процедуры анализа?
- Какие показатели могут отразить необходимые для анализа характеристики объекта?
- Каким образом мы можем изучать объект: на основе эмпирических данных, на основе авторитетных суждений, на основе моделей - имитаторов объекта?
Планирование программы исследования
План исследования должен отразить ряд важнейших решений:
- на кого возлагается ответственность за проведение исследования,
- какой объем регистрируемых сведений будет достаточным для получения достоверной информации;
- какие орудия исследования будут использоваться для измерения состояния исследуемого объекта;
- какие ресурсы необходимы для реализации плана исследования.
Реализация исследования
Разработав проект исследования, приступают к сбору информации. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. Ход реализации проекта исследования во многом определяется выбранным методом исследования и способом сбора маркетинговой информации (наблюдение,эксперимент, опрос, кабинетные исследования). Однако существуют некоторые аспекты деятельности на этом этапе, присущие всем вариантам:
- подбор и обучение персонала, подготовка инструкций о заполнении рабочих документов, где подробно объясняется характер, интересующих событий или высказываний и способ регистрации информации;
- выбор формы и организация контроля работы персонала при выполнении этого этапа.
Обработка и анализ информации
Прежде чем приступить к анализу информации, следует подготовить данные, проверить и отредактировать первичные документы, закодировать данные для машинной обработки (если таковая осуществляется с применением технических средств).
Конечный этап исследования — анализ результатов. При крупномасштабных количественных исследованиях анализ выполняется с помощью пакетов компьютерных аналитических программ. Качественные исследования, в которых используются меньшие выборки, обычно анализируются вручную.
Отчет, как правило, отражает результаты выполненного исследования и содержит следующую информацию:
1. Основные данные — для кого, когда и кем проводилось исследование, его цель, с указанием субподрядчиков и консультантов.
2. Предмет исследования — описание предполагаемого и фактического охвата проблемы (полностью или частично), размер, характер и география распространения предмета исследования, запланированные и фактически полученные данные, детали применяемого метода исследования.
3. Описание сбора данных — метод сбора данных и способ контроля качества проведения полевых исследований; описание штата сотрудников — участников полевых исследований; метод привлечения респондентов и общая характеристика использованной мотивации к сотрудничеству респондентов с исследователями; период времени сбора информации, в случае кабинетных исследований — точное указание источников и их надежность.
4. Представление результатов исследования — важнейшие выводы, полученные по итогам исследования; комментарии по поводу возможного искажения результатов; статистические границы допустимых погрешностей в отношении основных итогов и статистически значимых различий между ключевыми параметрами; использованные формы регистрации информации.
При оформлении отчета важно разделять полученные результаты исследования как таковые и личную интерпретацию исследователей.Доклад состоит из письменной и устной частей. В письменной части выполняются все требования, предъявляемые к отчетам. Устная часть предполагает краткое выступление и ответы на вопросы.