Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров (святого Григория Двоеслова)
Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров
Литургией Преждеосвященных Даров называется Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.
Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии - проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;
в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
О Великопостных Часах
Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории.
Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата.
Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день.
На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.
|
На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.
На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.
Служба часов, совершаемая во время Великого: поста, имеет в сравнении с вседневными (великопостными) часами свои особенности.
На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду).
На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами.
На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.
В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...", с великими (земными) поклонами.
Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.
Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).
|
Последование 3-го, 6-го и 9-го Часов
Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш...
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...Трисвятое по "Отче наш".
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды).
Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: "Услыши, Господи, правду мою..." (16-й псалом); "К Тебе, Господи, воздвигох душу мою..." (24-й псалом) и "Помилуй мя, Боже..." (50-й псалом).
Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся... (трижды), затем читаются три псалма: "Боже, во имя Твое спаси мя..." (53-й), "Внуши, Боже, молитву мою..." (54-й) и "Живый в помощи Вышняго..." (90-й псалом).
Девятый час следует за шестым и начинается с чтения "Приидите, поклонимся..." (трижды), затем читаются псалмы: "Коль возлюбленна селения Твоя..." (83-й псалом); "Благоволил еси. Господи, землю Твою..." (84-й псалом) и "Приклони, Господи, ухо Твое..." (85-й псалом).
По прочтении трех псалмов чтец на каждом часе произносит: Слава и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне... Затем он читает рядовую кафизму.
По прочтении 1-го антифона (иначе, первой "Славы") кафизмы чтец произ носит: Слава Отцу, я Сыну, и Святому Духу, а хор поет: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Далее чтец произносит: И ныне... И читает второй антифон кафизмы. Затем повторяются краткие молитвословия в том же порядке, как и после первого антифона.
|
По прочтении третьего антифона кафизмы чтец произносит: Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды).
После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа.
На третьем часе (глас 6-й): Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
1-й стих: Сердце чисто созижди во мне...
2-й стих: Не отвержи мене от Лица Твоего...
На шестом часе (глас 2-й): Иже в шестый день же и час на Кресте при гвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
1-й стих: Внуши. Боже, молитву мою...
2-й стих: Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.
На девятом часе (глас 8-й): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.
1-й стих: Да приближится молитва моя...
2-й стих: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи...
Хор по произнесении священником тропаря поет его в первый раз. По произнесении священником 1-го стиха хор поет тропарь во второй раз и по произнесении 2-го стиха поет его в третий раз.
Во время произнесения священником тропаря (или стиха) певцы и все молящиеся совершают коленопреклонение, а во время пения хором тропаря священник и молящиеся преклоняют колена.
В среду и пяток сырные тропарь часа священник произносит нараспев, а чтец читает его.
В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храма и великого святого читается тропарь празднику, а постовой тропарь оставляется.
Священник после пения тропаря часа произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Чтец: И ныне... И Богородичен часа.
На третьем часе: Богородице, Ты еси Лоза истинная...
На шестом часе: Яко не имамы дерзновения...
На девятом часе: Иже нас ради рождейся от Девы.
На шестом часе после Богородична чтец произносит, Тропарь пророчества (т. е. тропарь, который по своему содержанию имеет отношение к далее Читаемому пророчеству (паримии). Хор поет этот тропарь дважды (второй раз - на "Слава, и ныне").
Затем священник возглашает: Вонмем. И чтец перед чтением паримии произносит прокимен Триоди (например: глас шестый: Спаси, Господи, люди Твоя...), но самое слово "прокимен" чтец не произносит.
Хор поет прокимен Триоди. Читается паримия;из книги пророка Исаии, а по прочтении поется другой прокимен Триоди.
На третьем и девятом часах (после Богородична); и на шестом часе (после второго прокимна) читаются следующие молитвы:
На третьем часе: Господь Бог благословен...
На шестом часе: Скоро да предварят ны щедроты Твоя...
На девятом часе: Не предаждь нас до конца...
Если на часах бывает чтение Евангелия (в первые три дня Страстной седмицы), то молитвы, положенные после Богородична, читаются после евангельских чтений или паримии (как на шестом часе).
После молитвы часа чтец читает Трисвятое по "Отче наш".
Священник: Яко Твое есть Царство...
Чтец: Аминь.
Далее на третьем часе: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры словцы явлей... "Слава..." - Скорое и известное даждь утешение... "И ныне" - Надежда, и Предстательство, и Прибежище христиан...
На шестом часе: Спасение соделал еси посреде земли... "Слава..." - "Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий..." "И ныне,..": в понедельник, вторник и четверг - "Милосердия сущи Источник..."; в среду и пятницу вместо "Милосердия сущи Источник..." - Крестобогородичен: Препрославлена еси. Богородице Дево...
На девятом часе: Просветивый земныя Крестом... "Слава" - Яко разбойник исповедаяйся, вопию Ти, Блаже... "И ныне" - Нас ради Распятаго приидите, вси, воспоим. На часах вместо указанных кондаков читаются в положенные дни, например, в Великий понедельник, и другие кондаки (см. Последование часов в Триоди постной).
Далее чтец: Господи, помилуй (40 раз); Иже на всякое время... Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче.
Священник возглашает: Боже, ущедри ны...
После этого возгласа священник на каждом часе произносит молитву св. Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. - И совершает великий (земной) поклон. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. - Великий поклон. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. - Великий поклон и 12 поклонов малых, т. е. поясных, с молитвой "Боже, очисти мя, грешнаго".
Далее священник произносит всю молитву св. Ефрема Сирина без разделения на части и совершает один великий поклон.
На третьем и шестом часах полагаются 16 поклонов, а на девятом часе, если далее следуют изобразительны (а не междочасие), полагается только три великих поклона.
Молящиеся также совершают поклоны.
После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа - служба шестого часа, затем девятого часа и чин изобразительных.
Молитва третьего часа: Владыко Боже Отче Вседержителю...
Молитва шестого часа: Боже и Господи сил...
Молитва девятого часа: Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...
Последование Изобразительных
Непосредственно за девятым часом совершается краткая служба, которая на зывается Последованием изобразительных.
В Великий пост Последование изобразительных совершается в таком порядке.
После заключительной молитвы девятого часа: Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш... служба начинается пением Блаженн, а псалмы 102-й ("Благослови, душе моя. Господа...") и 145-й ("Хвали, душе моя, Господа...") опускаются.
Хор поет на глас 8-й (особым великопостным роспевом):
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени нищий духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени плачущии, яко тии утешатся. Помяни нас. Господи, егда...
Блажени кротции, яко тии наследят землю. Помяни нас, Господи, егда...
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Помяни нас, Господи, егда...
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Помяни нас, Господи, егда...
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Помяни нас, Господи, егда...
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся; Помяни нас, Господи, егда...
Блажени изгнана правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда...
Блажени есте, егда поносят вам. мир ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Помяни нас, Господи, егда...
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Помяни нас, Господи, егда...
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Помяни нас. Господи, егда...
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Помяни нас, Господи, егда...
И далее высоким гласом:
Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствие Твоем.
Блаженны не поются, а читаются в среду и пятницу сырной седмицы, в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовый и великого святого; в четверг и субботу Страстной седмицы.
После пения Блаженн чтец: Лик небесный поет Тя и глаголет... "Слава" - Лик святых ангел... "И ныне..." - "Верую во Единаго Бога..."
И молитву: Ослаби, остави... "Отче наш..."
По возгласе священника: Яко Твое есть Царство... и произнесении чтецом: "Аминь" следует чтение кондаков.
Если на утрени положено "Аллилуиа" или нет празднуемого святого, что но Часослову, вначале читается кондак Преображения Господня, который напоминает о событии Преображения, как бывшем пред страданиями Господа - в период времени нашей Святой Четыредесятницы.
Далее читается кондак дневной (см. в Часослове наряду, на каждый день). (чтем кондак храма и рядовому святому. На "Слава" - Со святыми упокой... "Н ныне" - Богородичен: Предстательство христиан непостыдное... (Типикон, 1 я седмица Святой Четыредесятницы, глава 52-я).
После кондаков читается: Господи, помилуй... (40 раз). Слава, и ныне: Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче.
Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети Лице Твое на иы и помилуй ны.
Чтец: Аминь.
Священник глаголет молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... (с 16 поклонами).
После молитвы и поклонов чтец: Трисвятое по "Отче наш". И по возгласе нященника - Господи, помилуй (12 раз) и молитву: Всесвятая Троице...
Священник: Премудрость.
Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды).
В заключение Последования изобразительных священник произносит малый отпуст.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Далее сряду начинается вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров.
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ НА ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕНЫХ ДАРОВ
Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются.
Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем... В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою... в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бес кровной Жертвы, что бывает на полной литургии.
Скуфьи и камилавки принято снимать, как и перед полной литургией, при целовании икон. Потом, по облачении, надевают скуфьи и камилавки и снимают перед перенесением Святых Даров с престола на жертвенник. Затем надевают их и стоят в них до пения: Да исправится молитва моя... Перед сугубой ектенией вновь надевают их и снимают перед пением: Ныне Силы Небесныя... Далее, как и на полной литургии, скуфьи и камилавки надевают пред ектенией: Прости, приимше... и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).
После входных молитв священнослужители входят в алтарь, трижды по пленяются пред престолом, целуют престол, Крест на нем и Евангелие, затем Облачаются у священные одежды. Облачение совершается до отпуста изобразительных.
Диакон, получив благословение на облачение, целует на облачении крест и тихо произносит: Господу помолимся.
Священник при облачении в каждую священную одежду творит над нею.крест, целует и также тихо произносит: Господу помолимся. Таким образом священнослужители при облачении не говорят молитв, положенных при этом на полной литургии.
Облачившись, священник и диакон трижды благоговейно поклоняются пред престолом с словами: Боже, очисти мя, грешнаго. Священник целует Евангелие, диакон - престол и Крест на престоле.
По отпусте изобразительных диакон, получив у предстоятеля благословение и поклонившись ему, исходит северными дверьми на солею, становится на амвоне и, помолившись, по обычаю, к востоку, возглашает: Благослови. владыко.
Священник в это время молится у престола и по возгласе диакона, взяв Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом, возглашая: Благословено Царство... По возглашении он полагает Евангелие на антиминсе.
Хор: Аминь.
Чтец произносит: Приидите, поклонимся... (трижды) и читает 103-й (предначинательный) псалом.
Священник исходит северными дверьми на солею и пред царскими вратами тайно читает светильничные молитвы, прося Бога, чтобы Он просветил очи сердец молящихся к познанию истин веры и облек их во оружие света.
При этом первые три светильничные молитвы он читает в дальнейшем при малых ектениях по порядку и, по прочтении каждой молитвы, в заключение (после ектений) произносит возглас. Здесь же он прочитывает тайно 4-ю, 5-ю, 6-ю к 7-ю молитвы:
Молитва четвертая:
Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому: и даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Гебе истиною и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва пятая:
Господи, Господи, Пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготер-пяй на всех нас и каяйся о злобах наших! Помяни щедроты Твоя и милость Твою, посети ны Твоею благостию и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне Твоею благодатию от различных козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа.
Милостию и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва шестая:
Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляяй всяческая, и мирская, нам благая даровавый, и споручйвый нам обещанное Царство обещанными (в некоторых изданиях: дарованными) благими, путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла! Даруй нам и прочее непорочно совершити пред святою Славою Твоею, пети Тя, Еди-наго Благаго и человеколюбиваго Бога нашего.
Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва седьмая:
Боже великий и вышний, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положйвый во область дне, луну же и звезды - во область нощи, сподобивый нас, грешных, и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием и вечернее Тебе славословие принести! Сам, Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило, пред Тобою и приими ю в воню благоухания: подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мйрну: облецы ны во оружие света: избави ны от страха нощнаго и всякия вещи, во тме преходящий: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да, и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощй Имя Твое и, поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще о своих согрешениих и всех людей Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы милостию посети.
Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По прочтении седьмой молитвы священник входит в алтарь северными дверьми.
Диакон, по прочтении 103-го псалма, произносит великую ектению: Миром Господу помолимся...
Хор: Господи, помилуй.
Священник по окончании ектений возглашает: Яко подобает Тебе всякая слава...
Хор: Аминь.
Чтец: первый антифон 18-й кафизмы (Кроме пятой седмицы Великого поста (Типикон, 174-я глава)).
При чтении кафизмы пения: И ныне... Господи, помилуй не бывает. Чтец после возгласа "Яко подобает..." и пения "Аминь" сразу же начинает чтение кафизмы и каждый антифон (их в кафизме три) заканчивает словами: "Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже" (трижды).
Во время чтения кафизмы священник вынимает из дарохранительницы (на престоле) Преждеосвященный Святый Агнец и полагает его на дискос, совершает каждение и переносит Святый Агнец на жертвенник.
Это священнодействие совершается так:
Во время первого антифона священник совершает положение Святого Агнца на дискос.
По произнесении возгласа "Яко подобает Тебе всякая слава..." священник поклоняется пред престолом, берет Евангелие, лежащее на антиминсе, полагает его за антиминсом и, раскрыв последний, идет в предложение (жертвенник) за дискосом и, взяв его, поставляет на раскрытом антиминсе. Далее священник с благоговением многим взимает из дарохранительницы Преждеосвященный Святый Агнец, полагает его на дискос, после чего земно поклоняется пред Святыми Дарами.
К этому времени чтец заканчивает первый антифон. Диакон произносит малую ектению, а священник читает (тайно) молитву первого антифона (первую светильничную молитву): Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве! Внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо; настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего Святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог Един, и несть подобен Тебе в бозех. Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасатй вся уповающий во Имя Святое Твое.
По окончании ектений священник возглашает: яко Твоя держава...
Хор: Аминь.
Чтец читает второй антифон кафизмы.
Во время чтения этого антифона совершается каждение Святого Агнца, находящегося на престоле. По возгласе "Яко Твоя держава..." священник и диакон земно поклоняются пред Святыми Дарами; затем священник приемлет кадильницу, а диакон - свечу и совершает каждение, обходя трижды со всех сторон престол.
По окончании каждения оба вновь поклоняются пред Святыми Дарами.
Диакон по втором антифоне произносит малую ектению, священник но окончании каждения тайно молится, читая молитву второго антифона (вторую светильничную молитву): Господи! Да не яростию Твоею обличйши нас, ниже гневом Твоим нака-жещи нас: но сотвори с нами по милости Твоей, Врачу и Исцелителю душ наших: настави нас ко пристанищу хотения Твоего: просвети очи сердец наших в познание Твоея истины и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное и все время живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.
Затем по окончании ектений священник возглашает: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...
Хор: Аминь.
Чтец читает третий антифон кафизмы.
Во время чтения этого антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник: совершив поклонение пред Святыми Дарами, священник, держа дискос обеими руками на уровне чела, переносит дискос на жертвенник, идя мимо горнего места. Священнику предшествует диакон, идущий со свечой и кадильницей и совершающий каждение Святых Даров.
Подойдя к жертвеннику и с благоговением поставив на него дискос, священник вливает в потир виноградное вино и воду (не для освящения). Затем он берет звездицу и, окадив ее, ставит на дискос над Святым Агнцем; взяв нокровец и окадив его, покрывает им дискос; окадив другой покровец, покрывает им потир. Наконец, окадив воздух, покрывает им дискос и потир вместе.
При каждом священнодействии священник молитвенно произносит (тихо): Господу помолимся, Господи, помилуй. В конце (после покрытия воздухом святых сосудов) он говорит: Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. (Других молитв, положенных на полной литургии, в это время не произносится.)
Далее диакон ставит пред Святыми Дарами свечу, а священник кадит Святые Дары, после чего они оба снова поклоняются до земли.
По перенесении Святых Даров диакон, по обычаю, исходит на амвон и в третий раз произносит малую ектению, а священник, возвратясь к престолу, свертывает антиминс, вновь полагает на антиминс Евангелие и молится (тайно), читая третью молитву антифона (третью светильничную молитву): Господи Боже наш! Помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внег-да призывати нам Святое Имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея, но даруй нам, Господи, вся, яже ко спасению, прошения и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего и творитн; во всех волю Твою.
По окончании ектений священник возглашает: Яко Ты есн Бог наш...
Хор: "Господи, воззвах" (во глас стихир на "Господи, воззвах" - по Триоди постной).
Положено по Уставу петь десять стихир.
Диакон в это время совершает каждение храма.
При пении последней стихиры, на "И ныне", или на "Слава, и ныне" Открываются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей или с Евангелием (если положено евангельское чтение, например 24 февраля, 9 марта, в храмовый праздник или в первые три дня Страстной седмицы).
Вечерний вход совершается таким образом:
Перед пением стихиры на "И ныне" диакон открывает царские врата, берет кадило и испрашивает у предстоятеля благословение, говоря: Благослови, владыко, кадило. Получив благословение, диакон целует край престола и идет (перед священником) на солею через горнее место северными дверьми, предшествуемый свещеносцем.
Священник, дав благословение на кадило, целует престол, исходит из алтаря вслед за диаконом и становится против царских врат. Диакон стоит справа от него и, преклонив главу, держит орарь тремя перстами правой руки (как во время произнесения ектений). Обратясь к священнику, он тихо произносит: Господу помолимся. Священник тайно читает молитву входа: Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило, пред Тобою и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия: но избави нас от всех ловящих душы наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши и на Тя уповахом, да не посрамйши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Диакон, окадив иконы и предстоятеля, показует орарем к востоку и тихо произносит: Благослови, владыко, святый вход.
Священник благословляет, говоря (тихо): Благословен вход святых Твоих, Господи.
Диакон произносит: Аминь. И вновь кадит предстоятеля.
Став в царских вратах, диакон ожидает окончания пения стихиры; затем, начертав в воздухе кадильницей крест, возглашает: Премудрость, прости, входит царскими вратами в алтарь, кадит престол и, горнее место и встает е левой стороны престола, лицом на запад.
Хор: Свете тихий...
Священник целует на царский вратах святые иконы, благословляет свещеносца, входит в алтарь, целует престол и Становится на горнем месте (также лицом к западу).
Диакон: Вонмем.
Священник: Мир всем!
Чтец: И духови твоему.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (название гласа). И произносит прокимен Триоди.
Хор поет прокимен.
Чтец произносит первую половину прокимна, а хор поет вторую (заключительную) половину прокимна.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Бытия чтение.
Диакон: Вонмем (и закрывает царские врата).
Чтец читает паримию.
По прочтении паримии царские врата отверзаются.
Диакон: Вонмем.
Чтец: Прокимен, глас (название гласа). И произносит самый прокимен.
Хор поет прокимен.
Чтец говорит стих.
Хор повторяет пение прокимна.
Чтец говорит первую половину прокимна.
Хор заканчивает пение прокимна.
Диакон, обращаясь к священнику, возглашает: Повелите. (Священник при служении без диакона слово "Повелите" не произносит.)
Священник берет в руки кадило и возжженную свечу, стоявшую перед Святыми Дарами, и пред престолом, назнаменуя крест, произносит: Премудрость, прости. Затем, обратившись на запад, к молящимся произносит: Свет Христов просвещает всех.
В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом Светом истины, преклоняются до земли.
Возглашение священника Свет Христов... напоминает верующим, что ветхозаветные праведники, о которых говорится в читаемых паримиях, были просвещаемы светом Божественной истины и приготовляемы ветхозаветными пророчествами и прообразами к пришествию на землю Господа Иисуса Христа.
По осенении молящихся свечой и кадилом царские врата закрываются и чтец произносит: Притчей чтение.
Диакон: Вонмем.
Чтец читает вторую паримию из книги Притчей.
1. В седмичные дни Четыредесятницы первая паримия читается из книги Бытия, повествующей о сотворении мира и последствиях грехопадения прародителей; вторая паримия из книги Притчей, наставляющей верующих уразумевать и любить Божественную премудрость.
2. На Страстной седмице, в Великие понедельник, вторник и среду, также читаются две паримии, но одна из книги Исход, другая из книги Иова.
3. Кроме двух паримий, читается еще паримия праздника из Минеи в случае, когда на следующий день будет храмовый праздник или святого
Полиелей (например, 24 февраля, 9 марта). Если накануне этих празднике Преждеосвященная литургия не положена, то паримия праздника читается накануне за вечерней, соединяемой с часами.
По окончании чтения паримии священник произносит: Мир ти.
Диакон открывает царские врата (как принято повсюду) и возглашает: Премудрость.
Чтец, став пред царскими вратами за амвоном (по Уставу), поет избранные стихи 140-го псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею - жертва вечерняя.
В это время все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания пения всех четырех стихов.
Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и то же поют "Да исправится молитва моя..." и затем опять становятся на колени; чтец же становится на колени во время пения хора и при пении в заключение стих.1-й "Да исправится молитва моя..."
Чтец поет: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонмй гласу моления мое го, внегда воззвати ми к Тебе.
Хор: Да исправится молитва моя...
Чтец поет: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.
Хор: Да исправится молитва моя...
Чтец: Не уклони сердце мое в словесе лукавствия, непщевати вины о гресех. (Не допусти сердце мое до злого намерения придумывать извинения грехам моим.)
Хор: Да исправится молитва моя...
Чтец (в заключение): Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою. Хор заканчивает: Воздеяние руку моею - жертва вечерняя.
Священник во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение, в знак возношения к Богу сердечных молений, сообразно повторяемым словам молитвы "Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою..." При заключительном пении "Да исправится молитва моя..." священник, отдав кадило диакону для каждения пред жертвенником, становится на колени у престола.
По окончании пения "Да исправится молитва моя..." священник в алтаре возглашает молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... (с тремя великими поклонами).
Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров.
Собственно Преждеосвященная литургия начинается (после молитвы св. Ефрема Сирина и великих поклонов) обыкновенно сугубой ектенией (пред ектенней священник, поцеловав Евангелие, поставляет его выше антиминса).
Когда бывает чтение Апостола и Евангелия(24 февраля, 9 марта, в праздники храмовые и великих святых), после великих поклонов при открытых царских вратах произносится и поется прокимен Апостола, читается Апостол и совершается каждение. Чтение Апостола заканчивается возгласом священника: Мир ти, на что чтец отвечает: И духови твоему. Священником тайно читается молитва: Возсияй в сердцах наших... Поется "Аллилуиа" (трижды), затем читается Евангелие, с обычными возгласами, предваряющими чтение, а по окончании чтения его произносится сугубая ектения: Рцем вси...
В первые три дня Страстной седмицы, когда чтение Апостола не положено, а читается только Евангелие, диакон после великих поклонов сразу же принимает от священника Евангелие, выходит для чтения Евангелия, как всегда, на амвон царскими вратами. Священник возглашает: Премудрость, прости... Далее, после обычных возгласов, читается Евангелие, а затем произносится сугубая ектения.
Ектений сугубая и об оглашенных
Диакон: Рцем вси... (и далее как на полной литургии).
Священник во время произнесения ектений тайно молится словами прилежного моления: Господи Боже наш, прилежное сие моление приимй от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя низпослй на ны и на вся люди Твоя, чающыя от Тебе богатыя милости.
Во время ектенийного прошения о Патриархе, как и на полной литургии, священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, а по окончании ектений возглашает: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...
За сугубой ектенией произносится ектения об оглашенных.
Диакон: Помолйтеся, оглашеннии, Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Огласит их словом истины.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Открыет им Евангелие правды.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви.
Хор: Господи, помилуй.