Модуль 1. Образовательные системы в общетеоретическом аспекте
Вопросы:
1. Понятие и виды образовательных систем.
2. Системы образования в общегосударственном масштабе.
3. Система образовательных организаций в современной России.
4. Образовательная организация как система.
5. Образовательный процесс как система.
Литература:
Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.
Вопрос 1. Понятие и виды образовательных систем. (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)
Под системой (в общетеоретическом аспекте) понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (С.И.Ожегов).
Образовательной системой считается всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую) для того, чтобы сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей культуры. (С.В.Воробьева)
Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем:
· Системы образования в общегосударственном масштабе (система образования РФ; система образования региона (субъекта РФ); муниципальная система образования).
· Система образовательных учреждений.
· Образовательное учреждение как система.
· Образовательный процесс как система.
|
|
Вопрос 2. Системы образования в общегосударственном масштабе. ( Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94; https://ru.wikipedia.org/ )
Структура системы образования в РФ складывается из следующих компонентов:
· Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности;
· Сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
· Органы управления образованием.
Структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны указанной выше структуре.
Государственные образовательные стандарты выступают, наряду с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Национальной Доктриной образования, а также Концепцией модернизации образования, важнейшим государственным законодательным документом в области образования.
Введенные в 90-е г.г. прошлого века, ГОСы выполняют следующие функции:
• Выступают государственными механизмами обеспечения гарантий на образование для всех учащихся (независимо от того, по какой программе и в каком типе школ они обучаются).
• Обеспечивают целостность образовательного пространства в рамках РФ.
• Расписывают требования к результатам, содержанию и структуре образовательных программ и условиям реализации стандарта ( три Т)
В настоящее время в российском образовании действуют ФГОСы начального общего образования (1-4 классы), принятые в 2009 г. (стандарты нового поколения). С сентября 2013 г. вступили в силу стандарты нового поколения для основного среднего образования (5-9 классы). Принципиальное отличие стандартов нового поколения в том, что они в качестве приоритетных провозглашают цели развития личности обучаемых средствами образования, в силу чего основными результатами образования признаются не только предметные (зуны), но и метапредметные (так называемые универсальные учебные действия, выступающие показателями самостоятельной учебной деятельности и, как следствие, показателями личностного развития).
|
|
Государственные образовательные стандарты создаются для различных уровней образования в РФ: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. В 2014 г. впервые был введен ФГОС дошкольного образования, придя на смену Федеральным государственным требованиям (ФГТ).
На основе стандартов создаются основные образовательные программы (ООП) для различных уровней образования.
Образовательная программа (ООП) – нормативный документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. В РФ реализуются образовательные программы, которые разделяются на:
· Общеобразовательные (основные и дополнительные);
· Профессиональные (основные и дополнительные).
|
|
К общеобразовательным программам относятся:
· Программы дошкольного образования;
· Программы начального общего образования;
· Программы основного общего образования;
· Программы среднего (полного) общего образования.
Содержание ООП складывается из следующих компонентов:
· Основные требования к результатам освоения ООП: предметным, метапредметным и личностным.
· Содержание образования:
·- учебный план
·- программы учебных дисциплин
·- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
·- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
·- Программа коррекционной работы
·- программы внеурочной работы
· Технологии, методы и методики обучения и воспитания.
· Формы обучения и воспитания, режимные условия реализации ООП.
· Набор диагностик (дидактических, социально-педагогических, психологических и пр.).
• Основные требования к условиям реализации ООП.
Вопрос 3. Виды образовательных систем. Система образовательных организаций в современной России.
Система образовательных организаций (ОО) в современной России представлена следующими типами ОО:
- дошкольные. Виды ДОО: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей;
- общеобразовательные. Виды ОО: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные организации типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные организации (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.);
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды ОО: детский дом; детский дом семейного типа;
|
|
- организации дополнительного образования. Виды ОДО: (организации дополнительного образования детей; организации дополнительного образования взрослых;
- организации профессионального образования (Виды ОПО: средние, высшие);
- другие организации, предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный межшкольный комбинат).
Вопрос 4. Образовательная организация как система (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)
Рассмотрим с позиций системного подхода такой вид общеобразовательной организации, как школа. Школа как система имеет достаточно сложную структуру, тем более что необходимо говорить о системе школы в нескольких масштабах: в социальном масштабе, в масштабе коллективов, в масштабе процессов.
Инвариантным структурным компонентом в системе «общеобразовательная школа» при любом масштабе выступает целевой блок, включающий миссию и цель деятельности школы.
Миссия школы (термин заимствован из понятийного аппарата педагогического менеджмента) – принятое коллективно и в добровольном порядке решение о предназначении школы. Миссия – это своего рода идеал, отражающий общие ценности, к которым стремится педколлектив школы. Пример формулировки миссии школы: Мы обеспечим самое лучшее образование для всех учащихся, будем поддерживать профессиональный рост педагогов и способствовать развитию сообщества педагогов, родителей и учеников.
Миссия стала формулироваться школами достаточно недавно в связи с возрастанием самостоятельности школы, ее роли как регионального центра культуры и образования (в населенном пункте, районе). Миссия школы формулируется с учетом социального заказа региона и возможностей педагогического коллектива. Часто, определяясь со своей миссией, школа определяется с собственным видом и статусом.
Цель деятельности школы – прогнозируемые образовательные результаты, к которым стремится школа, достижение которых планируется за определенный, достаточно длительный временной период. Долгосрочная цель школы формулируется в зависимости от ее миссии. Цели школы, планируемые на краткосрочную перспективу, - это уже задачи школы. В формулировках задач расписываются этапы и способы достижения цели школы. Требования к цели и задачам школы (целевому компоненту деятельности школы):
· достижимость (=реальность);
· измеримость (формулируемость в количественных показателях);
· конкретность (выражается в том, что формулировки содержать указание сроков достижения прогнозируемых результатов).
Пример формулировки цели школы: К ….году (через пять лет) создать условия для достижения 80% учащихся школы планируемых образовательных результатов; повышения квалификации и переподготовки 60% педагогов школы; вовлечения 40% родителей в деятельность по организации досуга учащихся во внеурочной среде школе.
Вариативные структурные компоненты школы как системы:
В социальном масштабе структура школы аналогична структуре системы образования в России:
· Совокупность образовательных программ и стандартов, реализуемых школой.
· Структурные подразделения, реализующие образовательные программы (классы, группы, кружки и др.).
· Школьные службы и структуры управления.
В масштабе коллективов:
· Структуры общественного управления школой (совет школы, собрание школы, попечительский совет школы).
· Администрация школы.
· Педагогический коллектив.
· Ученический коллектив.
· Коллектив родителей.
В масштабе процессов, осуществляющихся в школе (образовательного, инновационного, обеспечивающего и управленческого). Рассмотрим систему школы с позиции образовательного процесса:
· Процессы обучения по отдельным предметам.
· Процессы обучения по циклам предметов.
· Процессы обучения по классам.
· Процессы обучения по параллелям.
· Процессы обучения по ступеням школы.
· Процессы обучения по сменам.
· Процесс воспитания различных категорий учащихся.
· Процесс дополнительного образования.
Вопрос 5. Образовательный процесс как система.
Образование необходимо рассматривать с позиции комплексного системно-процессуального подхода, т.е. как процесс и как систему.
Образование как процесс — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.).
Из формулировки видно, что образование как процесс носит двусторонний характер, т.к. является совокупностью таких со-процессов, как процесс обучения и процесс воспитания.
При рассмотрении образования как процесса, однако, сохраняется системный подход, с точки зрения которого:
Образовательный процесс как система представляет собой совокупность таких находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов образовательного процесса, как целевой, содержательный, процессуальный компонент (технологии, методы, формы, средства образования и его организации), диагностический (результативный) компонент.
С позиции системного подхода образовательный процесс – это также совокупность систем обучения и систем воспитания.
В силу того, что современное образование нацелено на развитие человека в процессе обучения и воспитания, то схематически развивающее образование как процесс и как систему можно представить как совокупность развивающих процессов и систем обучения и воспитания:
Развивающее образование как процесс
Развивающее образование как система
При изучении содержания данного учебного курса мы с системных позиций раскроем образовательный процесс в современной начальной школе, вникнув в особенности его целевого, содержательного и процессуального компонентов, а также изучим образовательные системы, действующие в современной начальной школе.