Специальная психология
СЕМИНАР 1.
Тема 1. Общее представление о специальной психологии.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Предмет специальной психологии. Цели задачи и отрасли специальной психологии.
2. Место специальной психологии в системе научного знания.
3. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.
4. Методология специальной психологии.
5. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.
СЕМИНАР 2.
Тема 2. Понятие симптома в специальной психологии.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Соотношение симптомов аномального развития и болезни.
2. Психогенные реакции детского возраста.
3. Психогенные реакции подросткового возраста.
4. Психологические параметры дисонтогенеза.
5. Межфункциональное взаимодействие при дисонтогенезе.
Тема 3. Атипии психического развития.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Распространенность атипий развития в популяции.
2. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.
3. Генез нарушений развития и мозговые системы.
4. Классификация атипий развития.
5. Общие и специфические закономерности атипичного развития.
6. Социально-психологические проблемы специальной психологии.
Тема 4. Дисгармоничное и искаженное психическое развитие.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Систематика психопатий.
2. Модель патологического формирования личности
3. Невропатия, как особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы.
4. Отклонение темпов полового созревания.
5. Ранний детский аутизм. Основные подходы и классификации аутизма.
6. Клинико-психологическая структура дефекта Р.Д.А.
Тема 5. Умственная отсталость.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
|
1. Определение умственной отсталости.
2. Характеристика степеней олигофрении: высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера, моторика и соматика, возможности социальной адаптации.
3. Неравномерность развития ВПФ у детей с умственной отсталостью.
4. Роль раннего подхода в реабилитации детей с умственной отсталостью.
Тема 6. Задержка психического развития.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Парциальные задержки в развитии ВПФ как основа трудностей обучения.
2. Зона актуального и ближайшего развития у детей, успешно обучающихся в школе, детей с задержками развития и умственной отсталостью.
3. Нарушения речи у детей с ЗПР.
4. Нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения: синдромы, возникающие при недоразвитии I, П и Ш блоков мозга.
5. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения.
Тема 7. Дети с нарушениями слуха и зрения.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Влияние сенсорной депривации на развитие мозга.
2. Виды нарушений слуха и зрения.
3. Особенности речи и словесного мышления глухих и слабослышащих детей.
4. Формирование двигательных навыков и ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения.
Тема 8. Дети с дефицитарным и поврежденным развитием.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Патология движений при детском церебральном параличе (ДЦП).
3. Вторичные и сопутствующие нарушения ВПФ при двигательных нарушениях.
4. Характеристика органической деменции.
5. Типы органической деменции.
Тема 9. Коррекция и психологическая помощь при аномальном развитии.
|
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Сфера деятельности клинического психолога
2. Структура психологического изучения ребенка.
3. Этапы и параметры оценки результатов изучения ребенка.
4. Исследование высших психических функций
5. Динамика эмоционального развития родителей в процессе консультационного процесса. Этапы консультационного процесса – Семаго.
Тема 10. Комплексный подход к организации помощи детям с нарушениями развития.
ВОПРОСЫК СЕМИНАРУ:
1. Родительские группы для развития, имеющих детей с проблемами развития.
2. Специфика психологической помощи детям с нарушениями развития
3. Российская система помощи детям с нарушениями развития.
4. Модуль организации и принципы развития комплекса территориальных параллельных служб:
• Модуль комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и консультации.
• Медицинский модуль.
• Психологический модуль
• Социально-педагогический модуль
• Коррекционно-педагогический модуль
Основная литература:
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1999.
2. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. М., AcademiA, 1998.
3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии.- М.,2007. Издательский центр «Академия»
4. Лубовский В.И. Специальная психология.- М.,2007. Издательский центр «Академия»
5. Усанова О.Н. Специальная психология- Спб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2003.
|
7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2003. Издательство «Речь»
Дополнительная литература
1. Выготский Л.С. Собрание соч. Т.5.Основы дефектологии.- М., Педагогика.1983; см. также Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М., Просвещение. 1995.
2. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения. «Начальная школа: плюс, минус». 2000, № 12, с. 20-25.
3. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции. «Школа здоровья», 1997, N.3.С. 37-42.
4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. Вестник Московского Университета. Серия 14, Психология. 1996, N 2. С. 51-58.
5. Бадалян Л.О. Невропатология. М., Просвещение, 1987.
6. Баттерворт Дж, Харрис М. Принципы психологии развития. М., Когито-Центр, 2000.
7. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. Сост. В.М.Астапов.- М., Международная педагогическая академия. 1995.
8. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей. М., Аквариум, 1997.
9. Детская патопсихология. Хрестоматия. Сост. Н.Л.Белопольская. – М., Когито-Центр, 2000.
10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 160 с. (гл. Ш)
11. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.
12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., Педагогика, 1989. С.63-66.
13. Дети с задержкой психического развития / В.И.Лубовской, Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256с. (С.35-69)
14. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: «Компенс-центр», 1993.
15. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с. (гл. 2.)
16. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., Флинта, 1998.
17. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. (Методическое пособие и Дидактический материал) «Интор» М., 1997. 50 с.
18. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследованиия детей 5 - 6 лет с задержкой психического развития. Вестник Московского Университета. Серия. 14. Психология. 1995, N.3.
19. Раздел «Детская нейропсихология». В кн. Хрестоматия по нейропсихологии. Сост. Е.Д.Хомская. М., Изд-во РПО, 1999.
20. Сергиенко Е.А., Строганова Т.А., Ильякова Л.А. Зрительная депривация – локальное или общее нарушение психофизического развития? Психологический журнал. 1993.Т.14, N 5, с. 44-66.
21. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей. - М., Триволи, 2000.
22. Филипс К. «Мама, почему у меня синдром Дауна?» – М., Теренинф, 1998.