Задание 1
Графоаналитически определить пропускную способность сборного коллектора, если известен начальный напор, длина коллектора, его внутренний диаметр, объемные расходы, кинематическая вязкость, и абсолютная эквивалентная шероховатость.
Таблица 1
Исходные данные
№ варианта | Длина, l, м | Кинематическая вязкость, ν ·10-4, м2/с | Абсолютная эквивалентная шероховатость, Δ, мм | Диаметр, d, мм | Объемные расходы, м3/ч | ||||
Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | Q5 | |||||
0,076 | 0,15 | 0,018 | 0,016 | 0,014 | 0,012 | 0,01 | |||
0,2 | 0,15 | 0,018 | 0,16 | 0,014 | 0,012 | 0,01 | |||
0,2 | 0,15 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | |||
0,076 | 0,15 | 0,025 | 0,022 | 0,02 | 0,018 | 0,016 | |||
0,2 | 0,15 | 0,03 | 0,025 | 0,022 | 0,02 | 0,018 | |||
0,25 | 0,15 | 0,012 | 0,013 | 0,014 | 0,015 | 0,016 | |||
0,2 | 0,013 | 0,014 | 0,015 | 0,016 | 0,017 | ||||
0,59 | 0,2 | 0,016 | 0,018 | 0,019 | 0,02 | 0,022 | |||
0,25 | 0,2 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,137 | 0,2 | 0,1 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | |||
0,25 | 0,2 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,28 | 0,2 | 0,018 | 0,019 | 0,02 | 0,021 | 0,022 | |||
0,25 | 0,15 | 0,03 | 0,025 | 0,02 | 0,015 | 0,01 | |||
0,2 | 0,15 | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | |||
0,08 | 0,15 | 0,01 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | |||
0,65 | 0,15 | 0,025 | 0,022 | 0,02 | 0,018 | 0,016 | |||
0,14 | 0,15 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,076 | 0,15 | 0,018 | 0,016 | 0,014 | 0,012 | 0,01 | |||
0,25 | 0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | |||
0,09 | 0,1 | 0,03 | 0,025 | 0,02 | 0,015 | 0,01 | |||
0,95 | 0,2 | 0,013 | 0,014 | 0,015 | 0,016 | 0,017 | |||
0,28 | 0,2 | 0,018 | 0,019 | 0,02 | 0,021 | 0,022 | |||
0,25 | 0,2 | 0,03 | 0,025 | 0,02 | 0,015 | 0,01 | |||
0,32 | 0,15 | 0,012 | 0,013 | 0,014 | 0,015 | 0,016 | |||
0,07 | 0,1 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | |||
0,022 | 0,15 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,2 | 0,15 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | |||
0,25 | 0,15 | 0,012 | 0,013 | 0,014 | 0,015 | 0,016 | |||
0,25 | 0,15 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,137 | 0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | |||
0,076 | 0,15 | 0,018 | 0,016 | 0,014 | 0,012 | 0,01 | |||
0,2 | 0,15 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | |||
0,2 | 0,15 | 0,03 | 0,025 | 0,022 | 0,02 | 0,018 | |||
0,2 | 0,013 | 0,014 | 0,015 | 0,016 | 0,017 | ||||
0,25 | 0,2 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,25 | 0,2 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,25 | 0,15 | 0,03 | 0,025 | 0,02 | 0,015 | 0,01 | |||
0,08 | 0,15 | 0,01 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | |||
0,14 | 0,15 | 0,012 | 0,014 | 0,016 | 0,018 | 0,02 | |||
0,25 | 0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 |
|
Краткие теоретические сведения
1. Определить площадь поперечного сечения трубопровода по формуле
(м2) (1.1)
2. Определить скорость потока нефтепродукта по формуле
(м/с) (1.2)
Для справки:
Оптимальная скорость в трубопроводе для перекачиваемой жидкости, м/с
1) Движение самотеком:
- вязкие жидкости – 0,1 – 0,5;
- маловязкие жидкости – 0,5 – 1.
2) Перекачиваемые насосом:
- всасывающий трубопровод – 0,8 – 2;
- нагнетательный трубопровод – 1,5 – 3.
3. Определить число Рейнольдса по формуле
(1.3)
4. Определить режим движения нефтепродукта и вычислить коэффициент гидравлического сопротивления λi в зависимости от числа Рейнольдса
Таблица 2
Вычисление коэффициента гидравлического сопротивления
Значение | Режим движения | Формула для λ |
Ламинарный | ||
Турбулентный Зона гидравлически гладких труб | ||
Турбулентный Переходная зона (смешанного трения) | ||
Турбулентный Зона шероховатых труб или квадратичная зона |
5. Определить потери напора на трение по формуле
|
(м) (1.4)
6. Построить график и определить пропускную способность Q0 сборного коллектора при известном начальном напоре H0.
Задание 2
I. Определить мощность и марку двигателя по заданным элементам судна.
II. Определить упор винта на швартовах для переднего и заднего хода.
Для справки: 1 кВт = 1,3596 л.с.; 1 л.с. = 0,7355 кВт
Таблица 3
Исходные данные
№ вари-анта | Тип судна | Длина по ГВЛ, L, м | Шири-на, В, м | Осад-ка, Т, м | Водо-изме-щение, D, т | Расчет-ная ско-рость, vs, узл. | Кол-во двига-телей | Диа-метр ВРШ, Dв, м | Констр. шаго-вое отно-шение, H/ Dв | Дис-ковое отно-шение, ϑ |
Лесовоз | 16,7 | 6,37 | 8 460 | 14,0 | 3,4 | 0,8 | 0,9 | |||
Сухогруз | 99,9 | 12,8 | 5,67 | 5 380 | 13,8 | 0,9 | 0,55 | |||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 35,2 | 7,4 | 3,45 | 1,8 | 0,7 | 0,7 | ||||
Танкер | 19,2 | 8,5 | 16 300 | 5,6 | 0,76 | 0,55 | ||||
Грузопас-сажирский теплоход | 9,4 | 3,1 | 11,9 | 2,7 | 0,9 | 0,55 | ||||
Лесовоз | 7,33 | 10 200 | 14,5 | 3,6 | 0,8 | 0,9 | ||||
Сухогруз | 8,91 | 17 800 | 15,5 | 4,4 | 0,9 | 0,55 | ||||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 15,24 | 4,88 | 1,4 | 22,5 | 1,2 | 0,7 | 0,7 | |||
Танкер | 19,5 | 8,7 | 16 800 | 14,5 | 5,8 | 0,76 | 0,55 | |||
Грузопас-сажирский теплоход | 9,6 | 2,9 | 11,6 | 2,9 | 0,9 | 0,55 | ||||
Лесовоз | 16,8 | 6,5 | 8 540 | 13,5 | 3,4 | 0,8 | 0,9 | |||
Сухогруз | 21,8 | 9,0 | 19 700 | 16,5 | 4,4 | 0,9 | 0,55 | |||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 16,38 | 4,88 | 1,52 | 25,6 | 8,2 | 1,24 | 0,7 | 0,7 | ||
Танкер | 97,4 | 16,6 | 6,69 | 8 400 | 13,5 | 4,6 | 0,76 | 0,55 | ||
Грузопас-сажирский теплоход | 47,57 | 2,68 | 9,9 | 2,4 | 0,9 | 0,55 | ||||
Лесовоз | 15,8 | 5,8 | 8 140 | 14,2 | 3,4 | 0,8 | 0,9 | |||
Сухогруз | 20,6 | 17 300 | 18,0 | 4,4 | 0,9 | 0,55 | ||||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 15,21 | 3,20 | 1,5 | 22,5 | 7,9 | 1,2 | 0,7 | 0,7 | ||
Танкер | 20,5 | 9,2 | 17 200 | 14,2 | 5,8 | 0,76 | 0,55 | |||
Грузопас-сажирский теплоход | 40,6 | 6,7 | 2,47 | 180,6 | 10,4 | 2,0 | 0,9 | 0,55 | ||
Лесовоз | 17,2 | 6,8 | 8 840 | 13,2 | 3,6 | 0,8 | 0,9 | |||
Сухогруз | 8,42 | 17 200 | 14,5 | 0,9 | 0,55 | |||||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 18,11 | 3,8 | 1,72 | 29,2 | 9,1 | 1,6 | 0,7 | 0,7 | ||
Танкер | 18,5 | 8,4 | 16 200 | 14,1 | 5,4 | 0,76 | 0,55 | |||
Грузопас-сажирский теплоход | 5,3 | 1,52 | 9,7 | 2,0 | 0,9 | 0,55 | ||||
Лесовоз | 14,7 | 5,62 | 7 800 | 13,8 | 3,2 | 0,8 | 0,9 | |||
Сухогруз | 7,80 | 16 800 | 15,0 | 3,4 | 0,9 | 0,55 | ||||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 33,2 | 6,4 | 2,8 | 11,5 | 1,8 | 0,7 | 0,7 | |||
Танкер | 18,2 | 8,1 | 15 800 | 14,0 | 5,6 | 0,76 | 0,55 | |||
Грузопас-сажирский теплоход | 6,8 | 2,35 | 10,2 | 2,5 | 0,9 | 0,55 | ||||
Сухогруз | 99,9 | 12,8 | 5,67 | 5 380 | 13,8 | 0,9 | 0,55 | |||
Танкер | 19,2 | 8,5 | 16 300 | 5,6 | 0,76 | 0,55 | ||||
Лесовоз | 7,33 | 10 200 | 14,5 | 3,6 | 0,8 | 0,9 | ||||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 15,24 | 4,88 | 1,4 | 22,5 | 1,2 | 0,7 | 0,7 | |||
Грузопас-сажирский теплоход | 9,6 | 2,9 | 11,6 | 2,9 | 0,9 | 0,55 | ||||
Сухогруз | 21,8 | 9,0 | 19 700 | 16,5 | 4,4 | 0,9 | 0,55 | |||
Танкер | 97,4 | 16,6 | 6,69 | 8 400 | 13,5 | 4,6 | 0,76 | 0,55 | ||
Лесовоз | 15,8 | 5,8 | 8 140 | 14,2 | 3,4 | 0,8 | 0,9 | |||
Водоизмеща-ющая мо-торная яхта | 15,21 | 3,20 | 1,5 | 22,5 | 7,9 | 1,2 | 0,7 | 0,7 | ||
Грузопас-сажирский теплоход | 40,6 | 6,7 | 2,47 | 180,6 | 10,4 | 2,0 | 0,9 | 0,55 |
|
Краткие теоретические сведения
I. Определение мощности двигателя по заданным элементам судна
1) Определить буксировочную мощность, используя метод Э.Э.Пампеля.
Метод Э.Э.Пампеля основан на применении для расчета буксировочной мощности судна водоизменненной формулы
(л.с.). (2.1)
Определить безразмерный коэффициент по формуле
, (2.2)
где - коэффициент, характеризующий форму корпуса судна;
- множитель, учитывающий влияние длины судна и определяемый по формуле
. (2.3)
Этот множитель учитывается только для судов при м; для судов с м берется равным единице.
Поправочный коэффициент учитывает влияние выступающих частей корпуса; его величина берется в зависимости от числа валов
Таблица 4
Число валов | ||||
1,00 | 1,05 | 1,075 | 1,10 |
Коэффициент определяется при помощи диаграммы Э.Э Пампеля (рис.1) в зависимости от коэффициента и относительной скорости .
Коэффициент общей полноты судна определить по формуле
. (2.4)
Эффективную мощность главной установки рассчитать по формуле
(л.с.), (2.5)
где - пропульсивный КПД (отношение буксировочной мощности к мощности, подводимой к винту;
- КПД валопровода, учитывающий потери на трение в его подшипниках; .
Пропульсивный КПД
, (2.6)
где - коэффициент влияния корпуса;
- КПД движителя.
На стадии предварительных расчетов мощности рекомендуется принимать следующие КПД винта движителя
Таблица 5
Типы судов | |
Транспортные | 0,6-0,78 |
Пассажирские быстроходные | 0,55-0,7 |
Буксиры и траулеры на режиме буксирования или траления (если за расчетный режим принят свободный ход) | 0,3-0,55 |
Коэффициент влияния корпуса определяется по формуле
, (2.7)
где - коэффициенты засасывания и попутного потока соответственно.
Для одновинтовых судов
, (2.8)
где коэффициент полноты корпуса берется из общих данных по корпусу.
Коэффициент засасывания для одновинтового судна
, (2.9)
где .
Для двухвинтовых
; (2.10)
. (2.11)
В процессе эксплуатации винт, вследствие обрастания корпуса, становится гидродинамически тяжелым, и заданная скорость уже не будет обеспечиваться. Поэтому при проектировании дизельных установок мощность двигателей принимают с запасом 10-15% на изменение состояния корпуса и погодных условий
И тогда уточненная мощность
, (2.12)
где - коэффициент запаса; .
В одновальной двухмашинной установке суммарная мощность всех главных двигателей
, (кВт), (2.13)
где - КПД гидромуфты ();
- КПД редуктора ().
Для такой одновальной двухмашинной установки требуемая мощность одного двигателя
. (2.14)
Для двухвальной установки для определения мощности одного двигателя полученную по формуле (5) мощность следует разделить на
. (2.15)
По полученной мощности выбрать по справочникам тип двигателя, записать его марку и число оборотов n (об/мин).
II. Определить упор винта на швартовах для переднего и заднего хода.
Рассчитать мощность, подводимую к винту на переднем ходу
(кВт). (2.16)
Определить момент винта на швартовах
(кВт·с), (2.17)
где - частота вращения, рад/с ().
Найти упор винта на швартовах на переднем ходу
, (кН) (2.18)
где определить из графика (рис. 2) по аргументам H/ Dв и ϑ.
Найти упор винта на швартовах на заднем ходу
, (кН) (2.18)
где k1 и k2 определить из графиков (рис. 3, 4) по аргументам H/ Dв и ϑ.
Рис. 2 Значение коэффициента k1/k2 для переднего хода
Рис. 3 Значение коэффициента k1 для заднего хода
Рис. 4 Значение коэффициента k2 для заднего хода
Задание 3
Рассчитать судовые запасы топлива, масла, на рейс
Таблица 6
Исходные данные
№ п/п | Тип судна | Автон. плав. | Тип, кол-во и мощность ГД (кВт) | Кол-во и мощность ВДГ | Кол-во и произв. ВПК | ||
1. | БМРТ «Наталья Ковшова» | 6PC-2L 2х2520 | 6PC-2L 1х2520 | 2х3,1 | |||
2. | БМРТ «Алтай» | бЧН31,8/33 4х730 | 6ЧН31,8/33 1х730 | КВВК 2,5/5 2х2,5 | |||
3. | БМРТ «Грумант» | 650VBF.90 1х2269 | 625-МТВН-.40 3х370 | 1х3,0 | |||
4. | БМРТ «Рембрандт» | 8TAD.48 1х2196 | BR278S 3х442 | 1х4,5 | |||
5. | БМРТ «Лесков» | 8TD-48 1х1756 | 6BAH22 4х275 | 1х3,5 | |||
6. | БМРТ «Маяковский» | 8DP43/61.-B1 1х1464 | 6Ч25/34 4х219 | 2х2,0 | |||
7. | БМРТ «Пушкин» | G6Z52/90 1х1390 | G6V23533 4х223 | 1х3,0 | |||
8. | РТМ «Атлантик» | 8NVD482AU 2х849 | 8NVD361 4х293 | 1х2,5 | |||
9. | РТМ «Тропик» | 8NVD48U 2х490 | 8NVD36 4х293 | 1х1,6 | |||
10. | БМРТ «Пулковский меридиан» | 6ЧН40/46 2х2580 | 6ЧН18/22 3х220 | 1х4,0 | |||
11. | БМРТ «Прометей» | 8NZD72/48 1х2850 | 6VD26/20AL- 2 4х660 | 1х4,0 | |||
12. | БМРТ «Горизонт» | 6L525IIPW 2х2570 | 8ЧH25/34- 2 2х440 | 1х4,0 | |||
13. | РТМС «Спрут» | 6ZD40/48 2х2650 | 6AL2/30 2х810 | 1х5,0 | |||
14. | РТКС «Антарктида» | 6ЧН40/46 2х2580 | 8ЧH25/34.-2 2х440 | 1х4,0 1х6,3 | |||
15. | БМРТ «И. Бочков» | 8ZL40/48 1х3820 | 6A25 2х810 | 1х4,0 | |||
16. | БСТ «Родина» | 8ZL40/48 1х3820 | 6A25 2х810 | 1х1,6 | |||
17. | ТСМ «Орленок» | 8VD26/20AL-2 2х880 | 6VD26/20AL-22х660 | 1х1,2 | |||
18. | МРТР пр1296 | 8NVD36A-1U 1х425 | 6ЧН18/22 2х165 | lx 840000 кДж | |||
19. | МРСТРпр 13301 | 6ЧНСП18/22 1х165 | 4Ч10,5/13 2х30 | - | |||
20. | МРТРпр1328 | 6NVD26A-2 1х220 | 2Ч10,5/13-4 2х15 | 285606 кДж | |||
21. | МРСТР пр1320Р | 6ЧНСП18/22 1х165 | 6Ч8,5/11 1х33 | 6Ч12/141х59 | КОВА-68 28560 кДж | ||
22. | РТМКС «Моонзунд» | 8VDS48/42AL-2 2х2650 | 8VDS2620AL2S 2х890 | 1х1,63 | |||
23. | ПТР «Остров Русский | 12PC2V 2х4410 | 6Т23НН 3х550 | 1х5,5 | |||
24. | ПТР «Бухта Русская» | 6DKPH45/120-7 1х4350 | 8ЧН25/34-3 1х730 | 1х2,5 | |||
25. | ТР «Амурский залив» | 12PC2V 2х4090 | 8Т23НН 2х733 | 1х8,0 | |||
26. | ТР «Камчатские горы» | 760/1500VGS-7u 1х6413 | G8V-23.5/33AL 3х586 | 1х5,5 | |||
ТР «Малахов курган» | 850VTBF-110 2х2462 | 625МТН-40 4х359 | - | ||||
28. | СРТМ 502 Э | 8NVD48AU 1х732 | 6Ч18/22 4х100 | КВА 0.5/5 1х0.5 | |||
29. | СРТМ 502 ЭМ | 8NVD48AU 1х732 | 6Ч18/22 2х100 | 6Ч18/22 2х150 | КВА 0.63/5 1х0,63 | ||
РТМ 5025 М | Wartsila Diesel 6R32 1х2250 | Wartsila Diesel 6LUD25М3 2х280 | КГС 1,0/5 1х1,063 | ||||
БМРТ «Лесков» | 8TD-48 1х1756 | 6BAH22 4х275 | 1х3,5 | ||||
БМРТ «Пушкин» | G6Z52/90 1х1390 | G6V23533 4х223 | 1х3,0 | ||||
РТМ «Тропик» | 8NVD48U 2х490 | 8NVD36 4х293 | 1х1,6 | ||||
БМРТ «Прометей» | 8NZD72/48 1х2850 | 6VD26/20AL- 2 4х660 | 1х4,0 | ||||
РТМС «Спрут» | 6ZD40/48 2х2650 | 6AL2/30 2х810 | 1х5,0 | ||||
БМРТ «И. Бочков» | 8ZL40/48 1х3820 | 6A25 2х810 | 1х4,0 | ||||
ТСМ «Орленок» | 8VD26/20AL-2 2х880 | 6VD26/20AL-22х660 | 1х1,2 | ||||
ПТР «Остров Русский | 12PC2V 2х4410 | 6Т23НН 3х550 | 1х5,5 | ||||
ТР «Амурский залив» | 12PC2V 2х4090 | 8Т23НН 2х733 | 1х8,0 | ||||
СРТМ 502 ЭМ | 8NVD48AU 1х732 | 6Ч18/22 2х100 | 6Ч18/22 2х150 |
Расчет запасов топлива.
1. Определение расходов топлива на главные агрегаты в общем случае должно предусматривать работу этих агрегатов не только в ходовых, но и в отдельных стояночных режимах. В частности, например, в стояночных режимах могут работать главные парогенераторы судовой ПТУ, а также главные двигатели установки с ДВС, которые могут работать на электрогенераторы.
Суммарный расход топлива на главные агрегаты СЭУ составит
,
где —часовой расход топлива на главные агрегаты (главные двигатели, главные парогенераторы, главные дизель-генераторы и т.д.) в -м режиме работы, кг/ч; - — общая продолжительность работы главных агрегатов в i-м режиме за период автономности, ч; — количество расчетных режимов работы главных агрегатов.
Если полагать при расчетах, что главные агрегаты работают за период автономности только в одном ходовом режиме, то
,
где — часовой расход топлива на главные агрегаты в расчетном ходовом режиме, кг/ч; — общая продолжительность ходового режима за период автономности, ч.
В том случае, когда главные агрегаты используют два вида топлива — легкое (дистиллятное) топливо при пусках, в режимах маневрирования, а также перед остановками и тяжелое топливо в основных режимах,— суммарный расход должен быть разделен на две составляющие
,
где индекс « » относится к тяжелому топливу, а « » — к легкому. Расход легкого топлива для установок с ДВС, как правило, принимают равным 15% суммарного расхода.
2. Определение расходов топлива на агрегаты судовой электростанции (СЭС) следует производить только для тех режимов, при которых эти агрегаты являются непосредственными потребителями топлива, т. е. имеют привод от ДВС или ГТД.
Исходными данными для определения расходов топлива в этих случаях являются: таблица нагрузок СЭС; удельные расходы топлива агрегатов судовой электростанции; продолжительность каждого из расчетных режимов.
Загрузку агрегатов при расчетах принимают применительно к наиболее тяжелым (зимним) условиям. В целях упрощения при определении расходов топлива часто принимают не расчетную нагрузку СЭС, а суммарную полную мощность агрегатов СЭС, имеющих привод от ДВС или ГТД, включение которых в рассматриваемых режимах предусмотрено таблицей нагрузок СЭС. Агрегаты СЭС, как правило, используют легкое (дистиллятное) топливо.
Суммарный расход топлива на агрегаты СЭС за период автономности составит
,
где — часовой расход топлива на агрегаты СЭС в -м режиме нагрузки, кг/ч; — общая продолжительность работы агрегатов СЭС в -м режиме нагрузки за период автономности, ч; — количество расчетных режимов нагрузки СЭС.
3. Определение расходов топлива на вспомогательные парогенераторы следует производить только для тех режимов, когда эти парогенераторы включены в работу. Исходными данными для определения расходов топлива при этом служат: паропроизводительность вспомогательных парогенераторов для каждого расчетного режима и соответствующие часовые расходы топлива; суммарная продолжительность каждого из расчетных режимов за период автономности.
Характерными режимами работы вспомогательных парогенераторов являются ходовой и стояночный режимы. При наличии утилизационной парогенераторной установки, обеспечивающей потребности в паре на ходу судна, достаточно ограничиться определением расхода топлива на вспомогательные парогенераторы только для стояночного режима. Применительно к судам с развитым потреблением пара (нефтеналивные, рыбообрабатывающие, пассажирские суда) необходимо определять расходы топлива на вспомогательные парогенераторы для нескольких режимов. Например, для нефтеналивных судов отдельно должны быть выделены режимы с подогревом груза, с мойкой танков и режим разгрузки с работой паротурбинных приводов грузовых насосов.
Как и при определении расходов топлива на агрегаты СЭС, расчеты расходов топлива на вспомогательные парогенераторы выполняют для условий наибольшей их загрузки в расчетных режимах (зимний период).
Для вспомогательных парогенераторов предусматривают использование преимущественно того же топлива, что и для главных агрегатов.
Суммарный расход топлива на вспомогательные парогенераторы за период автономности в общем случае будет
,
где — часовой расход топлива на вспомогательные парогенераторы в -м режиме, кг/ч; — общая продолжительность работы вспомогательных парогенераторов за период автономности, ч; — количество расчетных режимов нагрузки вспомогательных парогенераторов.
4. Запасы топлива кроме расчетных расходов должны учитывать также возможные дополнительные расходы. В соответствии с этим спецификационный запас топлива составит
,
где — запас топлива, т; — коэффициент, учитывающий потери при очистке топлива и возможное уменьшение КПД агрегатов в эксплуатационных условиях (); — коэффициент эксплуатационного запаса («морской запас»; ); — коэффициент, учитывающий ввод и вывод главных агрегатов из действия ().
Б о льшие значения коэффициентов следует принимать для судов с относительно небольшой автономностью и дальностью плавания.
При использовании для СЭУ различных видов топлива найденный запас должен быть соответствующим образом разделен на составляющие.
Спецификационный запас топлива не включает остатки топлива в запасных цистернах, которые не могут быть удалены топливоперекачивающими насосами и которые относят к так называемому «мертвому» запасу. «Мертвый» запас ориентировочно составляет 1—3 % спецификационного.
Запас топлива для агрегатов аварийной электростанции определяют отдельно, исходя из расчетной продолжительности работы этих агрегатов при полной мощности:
,
где — запас топлива для агрегатов аварийной электростанции, т; — номинальная мощность приводных двигателей агрегатов аварийной электростанции, кВт; — удельный расход топлива на указанные двигатели, ; — расчетная продолжительность работы аварийной электростанции.
В соответствии с Правилами Регистра продолжительность работы должна быть не менее 36 ч для пассажирских и промысловых судов и не менее 6 ч для морских грузовых судов.
Запас топлива для агрегатов аварийной электростанции должен храниться в специально предусмотренных для этой цели цистернах и в нормальных условиях не должен расходоваться.
Среднее значение распределения эксплуатационного времени на судах ФРП находится в следующих пределах:
Таблица 7
Тип судна | Распределение эксплуатационного времени в % | ||
Переход | Промысел | Стоянка в порту | |
Добывающее | |||
Транспортное |
Среднее значение относительных мощностей ГД в следующих пределах:
Таблица 8
Тип судна | Относительная мощность в % | |
Переход | Промысел | |
Добывающие | ||
Транспортные | - | |
Приемотранспортные | - |
Средние значения относительных мощностей СЭС и ВКУ составляют:
Таблица 9
Тип судна | Относительная мощность в % | ||||
СЭС | ВКУ | ||||
Промысел | Переход на промысел | Переход с промысла | Промысел | Переход | |
Добывающее | |||||
Транспортное |
5. Объем цистерн , для хранения СЭЗ определяют по формуле
,
где — коэффициент «мертвого» запаса (); — коэффициент недолива (); — коэффициент, учитывающий объем, занимаемый набором (); — коэффициент теплового расширения при нагреве ()—учитывают только для топливных цистерн, имеющих обогрев; — расчетный запас топлива, масла или технической воды, т; — плотность соответственно топлива, масла или воды, кг/м3.