Результативность применения методики «Сказки Фиолетового леса»




Использование методики «Сказки Фиолетового леса»

В диагностической и коррекционно-развивающей работе

С детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Кондаурова Елена Сергеевна

старший воспитатель,

Горбунова Ирина Владимировна

учитель-логопед, учитель-дефектолог

г. Волжский, 2020

Аннотация. В разработке представлена инновационная практика МАДОУ д/с № 1 по использованию методики «Сказки Фиолетового леса» в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Народная мудрость гласит:

«Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он

начал думать»

 

Пояснительная записка

Актуальность.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач в области образования. Получение детьми с ОВЗ качественного образования является одним из основных и неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечении их полноправного и полноценного участия в жизни общества.

Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

Успешность социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью. Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.

Перед педагогическим коллективом МАДОУ д/с № 1 была поставлена цель: эффективное использованиеразвивающих игр и пособийВ.В. Воскобовича, обеспечивающих всестороннее развитие, воспитание и социальную адаптацию ребёнка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное дошкольное учреждение.

Необходимо было решить следующие задачи:

- подобрать и использовать наиболее эффективные развивающие игры В.В. Воскобовича, в работе с детьми ОВЗ при индивидуальных и фронтальных формах работы;

- стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами;

- создать игровую среду с использованием развивающих игр и пособийВ.В. Воскобовича для реализации адаптированной образовательной программы ребёнка с ОВЗ;

- создать комнату со специальной средой «Фиолетовый лес» и мини-центров «Фиолетовый лес» в группах;

- пополнить дидактический, практический инструментария педагогов;

- познакомить родителей с возможностями развивающих игр, используемых педагогами;

- обучить родителей методам игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ;

- осуществить взаимодействие специалистов сопровождения (педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор).

Использование развивающих игр в коррекционно-педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной.

Среди всех развивающих игр мы активно используем методику «Сказки Фиолетового леса» В.В. Воскобовича.

Использование технологии «Сказки Фиолетового леса» позволяет нам решить следующие задачи в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ:

1.Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.

2.Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.

3.Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.

4.Способствовать проявлению у детей самостоятельности, инициативности, стремление к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

5.Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.

6.Создавать ситуации для развития коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться в процессе игры.

Ожидаемые результаты применения технологии:

- ребенок с ОВЗ адаптирован и принят детской группой, с желанием посещает образовательные учреждения;

- присутствует положительная динамика в развитии социальных и коммуникативных навыков; пополнение активного словаря новыми словами и понятиями; активное развитие мелкой моторики;

- педагоги эффективно используют технологии и методики «Фиолетовый лес» сопровождения для детей с ОВЗ;

- родители занимают активную позицию сотрудничества и эффективного взаимодействия с педагогами и специалистами сопровождения;

- педагоги эффективно взаимодействуют со специалистами психолого-педагогического сопровождения;

- педагоги и специалисты сопровождения повышают профессиональную компетенцию;

- педагоги и специалисты сопровождения транслируют опыт работы на мероприятиях разного уровня.

 

Содержание (описательная часть)

Методика «Сказки Фиолетового леса» разделена на несколько частей, каждая из которых представлена отдельной сказкой, своими героями и пособиями. В сказочном мире существуют: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих Попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова и др. У каждого места есть свои обитатели, помогающие детям справляться с заданиями.

В нашем детском саду организована отдельная комната «Фиолетовый лес». Комната «Фиолетовый лес» оснащена развивающими играми и пособиями по игровой технологии интеллектуально-творческого развития Воскобовича В. В. «Сказочные лабиринты игры», а также другими развивающими многофункциональными пособиями: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», кубики Никитина «Сложи узор» и др.

Использование предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.

Развивающие игры способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса, отвечая на их вопросы, задавая вопросы им, ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы, ребенок осваивает монологическую речь. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

Специалисты ДОУ используют развивающие игры и специальную среду «Фиолетовый лес» в диагностике. Диагностическое обследование направлено на выявление уровня знаний и умений детей в аспекте формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития, мышления, речи, логики, воображения, развития мелкой моторики.

В ходе обследования детей с использованием технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» и игр выявляются:

- основные компоненты речевой деятельности;

- уровень когнитивных процессов и общее развитие;

- уровень развития наглядно-действенного мышления;

- степень сформированности восприятия формы и пространственных отношений;

- умение различать цвета, величину ( сенсорное развитие);

- умению отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог (монологическая речь).

Было отмечено, что дети-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна, ЗПР, интеллектуальная недостаточность) с интересом осваивают предложенные игры и делают это с легкостью, благодаря чему стало возможно заниматься с такими детьми не только индивидуально, но и в небольших подгруппах.

Детей привлекает необычная форма обучения, надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться.

Форма взаимодействия педагога и ребенка проходит через реализацию определенного сюжета (игры или сказки). При этом коррекционно-развивающие и образовательные задачи включены в содержание игры.

В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр (интерес-познание-творчество), становятся максимально действенными.

В комнате развивающих игр «Фиолетовый лес» проводят занятия не только специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), но так же воспитатели проводят непрерывную образовательную деятельность по сюжетам сказок (небольшими подгруппами). Педагоги используют эту комнату и для проведения кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе «Интеллектуал».

Во всех возрастных группах оформлены центры занимательной математики, оснащённые развивающими играми Воскобовича В. В., имеется специально-организованная среда «Мини-Фиолетовый лес». Каждый центр имеет свою изюминку, ярок и не похож друг на друга, направлен на реализацию одной и той же задачи - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Образовательное содержание мы строим по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания, для этого мы начинаем знакомство детей с методикой еще с первой младшей группы. Содержание выстраиваем на достаточно высоком уровне трудности, что помогает нам эффективно развивать познавательные способности детей дошкольного возраста. Перед ребёнком должны быть трудности, которые надо преодолевать.

Развивающие игры В.В. Воскобовича применяется нами во всех видах деятельности, используется как в непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных играх дети закрепляют умения, приобретённые в совместной игровой деятельности (на коррекционных игровых сеансах, НОД), совершенствуют ручную умелость и интеллект.

Включение в коррекционную работу с детьми ОВЗ этих игр позволило добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей активной работы с ними. Решенным оказался вопрос мотивационной готовности к школе. Интеллектуальные игры отличаются высокой эффективностью и доступностью. Их легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым.

 

Соотнесение технологии

«Сказки Фиолетового леса» с ФГОС ДО

 

  Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса»   ФГОС ДО
Задачи - Развитие познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое; - развитие наблюдательности, исследовательского подхода к объектам и явлениям окружающей действительности; - развитие воображени я, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения); - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал; - формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений; - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. - Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития; - организация видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества.
Развивающаясреда - интеллектуально-игровой центр – объёмный или плоскостной «Фиолетовый лес», «населённый» сказочными персонажами; - герои сказок-методик к развивающим играм Воскобовича (трансформируемый), способные меняться в зависимости от образовательной задачи; - один комплект игр и игровых пособий (в соответствии с возрастом детей), способный обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников. - должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной; - должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников; - трансформируемость пространства предполагает возможность изменения пространственно-предметной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Формы организации детского коллектива - логико-математические игры; - интегрированные игровые занятия; - совместная игровая деятельность воспитателей и детей; - совместная игровая деятельность детей и родителей; - самостоятельная игровая деятельность; - решение проблемных ситуаций. - игра, наблюдения, экспериментирование, разговор или беседа, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность; - согласно предложенной модели, основным является «партнерский блок», в котором в процессе совместной деятельности взрослых и детей решаются различные программные развивающие задачи; - совместная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
К чему стремимся - развитие сенсорных способностей; - совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышление, воображения, речи); - тренировка мелкой моторики; - освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр; - развитие творческих способностей; - активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; - фантазирование вслух, игра звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; - развитие воображения, фантазии; - овладение основными формами и видами игры.     - ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игра, общении, конструировании и др; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способен к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивающимся и проявляющимся в игре. Владеет разными формами и видами игры. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; - развита крупная и мелкая моторика. Может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить, поделки из различных материалов.

Результативность применения методики «Сказки Фиолетового леса»

- За время реализации проекта произошли позитивные изменения в развитии детей с ОВЗ (повысилась степень общительности, социальная активность, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, появились новые движения, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности, установился положительный личностный эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками).

- Регулярное проведение совместных игр обогатило детей новыми впечатлениями, способствовало формированию навыков социальной компетентности, дало новый социальный опыт, который так важен для развития ребёнка с ОВЗ.

- Играя в игры, ребенок с ОВЗ получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развивает интеллектуальные качества и физические способности. Игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, и, следовательно, становится средством усвоения.

- Родители ребенка с ОВЗ отмечают результативность проводимой работы: заметили позитивные изменения в развитии ребенка, положительно отзываются о совместных игровых сеансах, играют дома с ним, применяя приобретенный игровой опыт.

Для методической и педагогической помощи родителям нами периодически проводятся консультации, мастер-классы и игровые тренинги по использованию развивающих игр и пособий.

Для распространения технологий и форм работы педагогов создан кейс методических разработок (разработки проектов, занятий, индивидуальных и подгрупповых игровых коррекционно-развивающих сеансов с детьми с разными образовательными возможностями, мастер-классы и тренинги по использованию в семье развивающих, коррекционных игр и пособий, презентации и видеоролики) в двух вариантах – печатном и электронном на официальном сайте учреждения в разделе «Консультационный центр» https://cloud.mail.ru/public/4YJD/4YrUrXcex.

Свой опыт использования игровой технологии Воскобовича В.В. «Сказочные лабиринты игры» и методики «Сказки Фиолетового леса» транслирован нами на мероприятиях разного уровня: региональном конкурсе презентации профессиональных достижений «Формул успеха», на Региональном этапе международной ярмарки социально-педагогических инноваций, на дистанционной педагогическая конференции «Деятельность педагогов при включении детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство ДОУ», организованной управлением образования администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Волгоградской региональной общественной организацией «Помощь и содействие детям и молодёжи с ограниченными физическими возможностями «Эверест», на Фестивалях презентаций педагогических проектов «Создание благоприятного пространства для детей с ОВЗ».

Дополнительные информационные источники:

1. Игровая технология познавательно-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. Сказочные лабиринты игры. Харько Т.Г., Воскобович В.В СПб., 2007.

2. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки Фиолетового леса. Харько Т.Г. СПб., 2013

3. Включение ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Информационно-методическое пособие – г. Новосибирск – 2010 г.

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие – Москва 2002 –П.Л. Жиянова.

5. Абуева Н. В., Семенова Н.А. «Разноцветные истории. Формирование Цветового восприятия у дошкольников средствами развивающих игр: Методическое пособие / Под ред. Л.С. Вакуленко. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2018.

6. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ».

7. Брауни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов./ Пер. с англ. А. Курт. М.: Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2009.-216 с., ил.-(Серия книг о синдроме Дауна).

8. Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. «Универсальные средства «Коврограф Ларчик » и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие». – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.

9. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду: путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.

10. Кумин, Либби Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей / Кумин Либб; пер. с англ. Н. С. Грозной.-Изд. 2-е, доп.-М.: Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2012.-280 с.: ил.-(Серия книг о синдроме Дауна).

11. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей.-2-е изд.-М., 2010-80с.

12. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна: методическое пособие / под общ. ред. Н. А. Урядцкой.-М.: Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2012.-218 с.

13. Материалы сайта Даунсайт Ап-зарегистрированная в России НО «Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», свидетельство о гос. Регистрации № 7714011745, ОГРН 1027739619500, ИНН 7705159882.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: