Коррекция сексуализированного поведения детей




Когда проблема субъективного восприятия решена, можно приступать к коррекции поведения ребенка.

Некоторые привычные дисциплинарные методы непригодны по отношению к детям, имеющим опыт депривации и жестокого обращения. Забудьте об использовании:

• гнева и суровых наказаний;

• лекций, наставлений или длинных тирад;

• подкупа;

• угроз;

• давления на жалость, жалоб;

• споров;

• криков;

• унижений и желаний пристыдить;

• «тайм-аут».

Исследования показывают, что дети, родители которых прибегают к жестким методам контроля, в действительности ведут себя хуже, чем дети с более мягкими и понимающими родителями. Наказание может заставить ребенка подчиниться только на время, но это не поможет обрести здоровые привычки, а только будет тормозить продуктивные жизненные навыки. Чтение лекций и нотаций также не достигает цели: ребенок либо не слушает, либо усваивает, что «родители всегда хорошие, а ребенок всегда плохой». Изоляция подталкивает ребёнка уходить в свой мир и отдаляться от родителей, тем самым только усугубляя эмоциональное отчуждение. Подобные средства способны только осложнить имеющиеся проблемы, так как эти дети живут с чувством глубокого стыда и в состоянии затяжной травмы, а наказания лишь подтверждают их убеждение о несправедливости окружающего мира и их ненужности в нем.[8]

Необходимо найти такой воспитательный подход, который поможет им мыслить осознанно о возможных последствиях поведения, искать новые способы удовлетворения своих потребностей без чувства стыда.

В.Р.Шмидт выделяет две основные формы сексуализированного поведения: поведение, направленное на получение разрядки и поведение, направленное на привлечение внимания. Понять, что происходит в каждой конкретной ситуации помогут вопросы «Для чего ребенок ведет себя сексуализированно?» и «В чем проявляется сексуализированное поведение ребенка, в каких действиях?» Например, детская мастурбация, если она не носит агрессивный или демонстративный характер, обычно служит ребенку средством избавления от тревоги, чувства одиночества.[2]

Способы коррекции сексуализированного поведения зависят от его причин и направленности, но в целом такие специалисты как В.Р. Шмидт, Л.В. Петрановская, М.В.Капилина предлагают следующий алгоритм.

Если поведение ребенка направлено на получение разрядки, необходимо четко понять какие ситуации, обстоятельства вызывают у ребенка напряжение. Можно выяснить это у ребенка, но при этом необходимо не устраивать допрос, а спокойно и доброжелательно побеседовать с ним. Затем важно спокойно и уверенно, без критических оценок, гнева и раздражения обозначить свою позицию относительно поведения ребенка. Можно сказать, что это не лучший и не единственный способ расслабиться для ребенка, что когда он повзрослеет, то секс будет связан с личными отношениями, и важно научиться контролировать себя, свои сексуальные устремления. Далее важно предложить ребенку альтернативу: пояснить ребенку, что важно научиться другим способам релаксации, поговорить с ним о том, что еще действует на него успокаивающе. Если ребенок мал, взрослому нужно постепенно переключать его на другие способы релаксации – детская йога, чтение на ночь, успокоительные ванны и массаж. Главные функции помогающего взрослого – обеспечивать защиту ребенку и модулировать его тревогу. Сам по себе факт, что взрослый безопасно доступен в течение значительного времени и эмпатически концентрируется на внутреннем и внешнем мире ребенка, является главным ресурсом в работе над проблемой.

В случаях, когда сексуализированное поведение ребенка направлено на привлечение внимания, а взрослые проявляют яркие реакции (шок, страх) или сильную растерянность, ребенок помимо внимания получает некую власть над взрослым и его чувствами, и велика вероятность, что он будет повторять подобное снова и снова. Здесь важно, как и в случае с сексуализированным поведением, направленным на получение разрядки, спокойно и четко сообщить свое отношение к такому поведению ребенка. Далее необходимо объяснить ребенку, что можно получать и демонстрировать свою любовь и признательность другими способами. Чтобы изменить поведение ребенка, надо спокойно и доброжелательно заменять неправильное поведение правильным (например, «Так обниматься не надо, а надо так», «Эти слова не стоит произносить, это не красиво, лучше скажи так»). Если в истории ребенка не было факта сексуального насилия, но он был лишен внимания, заботы и ласки, нужно обеспечить ему достаточный тактильный контакт: держать на руках, обнимать, гладить, весело тормошить и возиться. Он должен увидеть, что объятия и поцелуи – это не обязательно секс, что для теплых отношений, дружбы, признания не нужно соблазнять. Взрослым необходимо хвалить и поощрять ребенка за любые мелочи, тогда его самооценка будет подниматься и он постепенно поймет, что ценен как личность и взрослые видят в нем массу достоинств, не связанных с сексом.[1,2,3,5,8]

Очень важно соблюдать осторожность и проявлять чуткость, если есть информация или подозрение, что ребенок пережил насилие. В такой ситуации обязательно обращение к специалисту, который поможет ребенку преодолеть травму. Принимающим родителям необходимо помнить, что ребенок может неверно истолковывать самые обычные попытки взрослых установить телесный контакт, может испытывать сильный страх, поэтому важно договариваться с ним о любых попытках проявить любовь: «Можно, я обниму тебя?(укрою одеялом перед сном, поцелую и т.п.)» Если он не хочет, то не стоит этого делать. Если ребенок начинает делиться с принимающими родителями воспоминаниями о пережитых актах насилия, важно сохранять спокойствие, дать ребенку возможность выговориться, попытаться присоединиться к его чувствам и помочь ему их проговорить. Не надо умалять значимости случившегося, комментировать, расспрашивать. Нужно дать знать ребенку, что теперь он под защитой и с ним ничего такого больше не произойдет.

Часто в принимающей семье, где есть кровные дети и ребенок с сексуализированным поведением, родители опасаются, что приемный будет дурно влиять на кровных. Безусловно, сексуализированное поведение приемного ребенка в такой ситуации кровные без внимания не оставят. Надо быть готовым разговаривать со своими детьми любого возраста на тему секса и уметь объяснить им поведение приемного. Очень важно не уничижать приемного ребенка в глазах других детей. Например, можно сказать так: «У каждого бывают проблемы с самоконтролем, почти все люди бывают в ситуации, когда не могут расслабиться – и каждый находит свой способ сбросить напряжение. Есть способы правильные, а есть – не совсем. И пока человек не научиться правильным способам, он будет пользоваться не очень правильными». Самое главное дать приемному ребенку почувствовать свою защищенность, а родному помочь понять, что нет ничего особо страшного, стыдного и тайного в теме про секс, что об этом можно говорить с родителями и получать от них четкие понятные ответы.[1,2]

Вообще, воспитательный подход, который работает лучше всего с детьми, пережившими травматический опыт, состоит в том, что взрослые:

· Быстро реагируют;

· Разъясняют свои ожидания;

· Предлагают простые варианты поведения, дают выбор;

· Показывают возможные последствия поведения ребенка;

· Дают возможность исправиться и «сделать заново»;

· Возможность постоянного повторения нового опыта (практика);

· Стараются находиться всегда рядом с ребенком; быть доступным;

· Поощряют за успех, видят успехи в малом.

 

При таком подходе к ситуации у взрослого нет необходимости спорить с ребёнком, ругать его, наказывать и подвергать перекрёстному допросу. Ребёнку предоставляется возможность выбирать из списка альтернатив соответствующее поведение.

В заключении хотелось бы отметить, что залог исцеления от травмирующего прошлого — это активное развитие мозга в детском и подростковом возрасте. Но не следует ждать немедленных результатов, реабилитационный процесс длительный и тяжелый. Он требует напряженной работы через повторение и закрепление позитивного опыта. Новое восприятие, чувства и поведение возможно развить, но нет быстрого решения. Травма действует на мозг быстро, а позитивное воздействие исцеляет медленно. Принимающим родителям особенно важно помнить, что сопровождающие специалисты всегда готовы оказать помощь и поддержку семье, а это значит, что справиться с трудным поведением ребенка будет проще.

 

Список литературы:

1.Сексуализированное поведение. Л.Петрановская https://ludmilapsyholog.livejournal.com/

2. Сексуализированное поведение 2. В.Шмидт. https://ludmilapsyholog.livejournal.com/

3.Подводные камни приемного родительства В.Р. Шмидт https://.patronat-info.ru/main/child/stones

4.Cексопатология. Справочник. Васильченко Г.С. (ред). М.,1990 г.

5. Чего боятся приемные родители? М.В.Капилина, Л.Петрановская https://www.pravmir.ru/printer_3616.html

6. Библиотечка «Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям». В ыпуск 9. Специфические трудности в воспитании детей Рыбинск, 2009. https://nastavnik-ryb.ru/

7.М.В. Новикова Ребенок после травмы и заботящийся взрослый:
От утраты к полноценной защите. https://www.sirotstvo.ru/

8.Методические рекомендации по некоторым аспектам профилактики жестокого обращения и пренебрежения правами детей для специалистов органов опеки и попечительства, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов, занятых в сфере охраны прав детей. Окружной семинар «Организация деятельности школ семейного воспитания. Профилактика жестокого обращения с детьми» г. Югорск, БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Доверие».Составитель: Селенина Е.В., ст. научный сотрудник лаборатории профилактики социально-психологических проблем безнадзорности и сиротства МГППУ, международный эксперт ЮНЕСКО, президент российского благотворительного фонда «Надежда», г. Москва

9.Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (издание второе исправленное и дополненное). Учебное пособие. М. 2007 г.

10.Дворянчиков, Н.В.Аномальное сексуальное поведение [Текст] / Н.В.Дворянчиков. - М.,1997.192с.

11.Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные и отдаленные последствия [Текст] / Е.С.Меньшикова//Психологический журнал.-1993.-№6.-с.110-119

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: