Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ




Важное место в ряду экономических проблем принадлежит проблеме потребительского выбора. Прежде чем анализировать эту проблему в самом общем виде и ответить на вопросы, сколько единиц каждого товара будет покупать потребитель при тех или иных условиях (данном доходе и данных ценах) и как будет изменяться объем закупок потребителя при изменении этих условий, рассмотрим основные понятия и их взаимосвязь.

Мы будем исходить из предположений о суверенитете потребителя и его рациональности. Это означает, что потребитель самостоятельно принимает решения о том, что покупать, а что нет. Причем он стремится выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества доступных вариантов, который определяется его доходом и ценами товаров.

Экономисты XIX века (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) предположили, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой этими товарами. Цель потребителя — максимизация полезности. Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность не объективное свойство товаров, а субъективное отношение людей к товарам. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью (MU). Сумма предельных полезностей дает общую полезность (TU) некоторого количества блага. Следует помнить следующее:

потребности, удовлетворяемые человеком при использовании неко­торого блага, имеют для него различную значимость, и их можно упорядочить по мере убывания такой значимости.

как бы не использовал потребитель благо, каждая дополнительная единица товара увеличивает общую полезность.

каждая следующая единица товара приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая.

В современной теории потребительского выбора предполагается: а) денежный доход потребителя ограничен; б) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; в) все покупатели представляют предельную полезность продуктов; г) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность потребляемого набора благ.

Представим графически (для простоты) систему предпочтений потребителя. В силу ограничений, которые определяет графический метод, рассмотрим двухтоварный вариант потребления. Доказано, что выводы, полученные для двухтоварного случая, могут быть распространены на случай любого количества товаров.

Итак, пусть потребитель имеет возможность потреблять два товара X и Y Причем стремится потребить некоторую их комбинацию.

По оси абсцисс откладывается количество единиц товара X, а по оси ординат - количество единиц товара Y. Любая комбинация товаров может быть представлена в виде точки на графике. Например, точка А на рис. 1 — это комбинация, содержащая X1 единиц товара X и Y1 единиц товара Y.

Соединив все точки, характеризующие наборы товаров, имеющие некоторый определенный уровень полезности, получим кривую, которую принято называть кривой безразличия (рис. 1). Для потребителя безразлично, в какой точке на данной кривой он находится, т. к. все эти точки характеризуют комбинации товаров, обеспечивающие одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Соединив точки со всеми наборами товаров, имеющими какой-либо иной уровень полезности, мы получим «карту кривых безразличия» - графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

 

Y

Рис..1. Кривая безразличия

Кривые безразличия имеют некоторые свойства. Наиболее важные из них следующие:

- кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Они характе­ризуют некоторый уровень удовлетворения потребностей потребителя. Кривая, лежащая выше начала координат, характеризует более высокий уровень удовлетворения потребностей, чем та, которая лежит ниже.

- две кривые безразличия не могут пересекаться.

- кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве товаров.

Предельной норма замещения товара Y товаром X (MRS) называется то количество товара Y, которое потребитель согласен пожертвовать в обмен на увеличение товара X на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным. Ясно, что норма замены будет уменьшаться при движении вдоль кривой безразличия. С увеличением количества блага X и соответственно с уменьшением количества блага Y потребитель все больше ценит ставшее относительно более редким (дефицитным) благо Y и, как следствие, готов уступить все меньшее количество единиц этого блага в обмен на каждую следующую единицу блага X.

MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия. Как правило, предельная норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Случаи, когда MRS = 0 или MRS = const достаточно редки.

После того как описана система предпочтений потребителя, необходимо определить (описать) множество доступных потребителю наборов товаров. Потребитель располагает в некоторый промежуток времени некоторым доходом (I). Общие расходы на приобретение товаров не могут превышать его дохода. Если Рх и Ру - это цены единицы товаров X и Y соответственно, то потребитель может приобрести любой набор товаров, удовлетворяющий условию

Рх * Х + Ру * У = I

Выражение называется бюджетным ограничением. Линия, описываемая уравнением, является границей множества доступных потребителю наборов товаров и называется бюджетной линией (рис.2).

 

Рис. 2. Бюджетное ограничение

 

Перейдем к рассмотрению выбора потребителем оптимального набора товаров из множества доступных. Напомним, что потребитель стремится удовлетворить свои потребности на максимально возможном уровне: выбрать набор товаров, имеющий максимальную суммарную полезность.

Если точка потребительского выбора лежит ниже бюджетной линии, это означает, что некоторая часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Точки пересечения бюджетной линии и кривой безразличия не являются оптимальными, т. к. между ними есть точки, лежащие на более высоких кривых безразличия и, следовательно, являющиеся более предпочтительными.

Точкой оптимума потребителя будет точка касания наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия и бюджетной линии. Отметим некоторые важные моменты. Наклоны двух линий в точке их касания равны. В точке оптимума Е (рис. 3) наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Наклон кривой безразличия в точке опти­мума равен предельной норме замены MRS, а наклон бюджетной линии - соотношению цен товаров X и Y: РХУ.

Y

 

Рис. 3. Положение равновесие потребителя

 

Каждый потребитель старается максимизировать совокупную полезность приобретаемого набора товаров и услуг. При этом действует закон убывания предельной полезности, который говорит, что предельная полезность каждой последующей единицы блага не больше, чем предельная полезность предыдущей его единицы.

Человек решает, что ему выбрать: единицу блага А или единицу блага Б, отвечая на вопрос: "Что принесет мне больше удовольствия?", т.е. сравнивает предельные полезности оцениваемых благ. Однако с учетом того, что бюджет у потребителя ограничен, реально этот вопрос должен звучать так: "Что принесет мне больше удовольствия на единицу затраченных денег?"

Максимум совокупной полезности при ограниченном доходе достигается тогда, когда предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми, т.е.

 

Предельная полезность

товара А Предельная полезность

товара Б

------------------------------------------- = -------------------------------

Цена товара А Цена товара Б

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: