Цели и функции государства




 

Современная экономика представляет собой смешанную экономическую систему, в которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйственной деятельности в различных формах. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала. Необходимость предотвращения спада производства и смягчения экономических кризисов, сокращения масштабов безработицы, стимулирования экономического роста" устранения Нарушений в денежном обращении и регулирования других экономических процессов, а также обострившаяся конкуренция на мировых рынках явились объективными причинами вмешательства государства в экономику. На протяжении прошлого столетия в развитых странах наблюдалось расширение государственного вмешательства в экономическую жизнь в многообразных формах с применением широкого, спектра инструментов и методов.

Для осуществления государственного регулирования экономики в конкретных условиях разрабатывается экономическая политика, и в первую очередь определяются ее цели: Государственное регулирование направлено на достижение не только собственно экономических, но и социальных и политических целей. Основополагающей целью государственной экономической политики является достижение макроэкономической стабилизации и развития (экономического роста) в изменяющихся условиях. Основная цель достигается благодаря реализации конкретных частных целей, всего дерева целей. Поэтому в большинстве стран мира выделяют следующие основные цели экономической политики.

Во-первых, обеспечение макроэкономической стабилизации направлено на выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста. Реализация такой цели позволяет устранить или существенно ослабить резкие спады производства в кризисных ситуациях и предотвратить "перегрев" экономики в благоприятные для развития периоды, обеспечив стабильный рост валового национального продукта, национального дохода и др. показателей.

Во-вторых, поддержание определенного уровня занятости позволяет с помощью мер государственного регулирования производства и рынка труда обеспечить наиболее полное и эффективное использование важнейшего ресурса общества достижение высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности и повышение жизненного уровня населения.

В-третьих, стабилизация уровня цен и инфляции способствуют тому, что основным фактором ценообразования становится конкурентный рынок, конкуренция, а темп роста цен поддерживается на минимальном уровне.

В-четвертых, государство проводит политику поддержания равновесного сальдо платежного баланса, не допускает резких изменений объемов экспорта, импорта, регулирует другие внешнеэкономические отношения с зарубежными странами, так как названные параметры оказывают влияние на. размеры государственного долга, валютный курс, денежное обращение и другие процессы в национальной экономике.

В-пятых, объектом постоянного государственного регулирования является денежное обращение и движение платежных средств. Оно направлено на снижение темпов инфляции, поддержание стабильного уровня цен.

Социальными целями государственного регулирования, реализация которых предопределяется выполнением экономических задач, являются: уменьшение неравенства в доходах и социальная защита населения; повышение жизненного уровня, производство общественных благ и др. В настоящее время значение социальной функции государства возрастает.

Широкий спектр целей государственной политики предопределяет в настоящее время многообразные экономические функции государства. Основными функциями являются:

Защита прав собственности и тем самым создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, условий для развития конкуренции.

Производство общественных благ.

Перераспределение доходов и сокращение социального неравенства.

Обеспечение занятости и естественного уровня безработицы, проведение антиинфляционной политики при колебаниях рыночной конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

По мере развития процессов глобализации возрастает роль функции обеспечения национальной экономической безопасности.

Государственный сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов (объекты инфраструктуры, предприятия в сырьевых отраслях и энергетике, где низкая норма рентабельности), целиком или частично принадлежащий органам власти различного уровня. Государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где недостаточны стимулы для использования частного капитала.

Цели экономической политики достигаются с помощью административно-правовых и экономических методов и соответствующих им инструментов. Административно-правовые методы оказывают прямое, а экономические - косвенное воздействие на регулируемый процесс.

Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, политика регулирования доходов, социальной и внешнеэкономической политики.

Инструментами бюджетно-налоговой политики является регулирование налогов и государственных расходов (государственные инвестиции, правительственные закупки и товарные интервенции, трансфертные платежи). Увеличение государственных расходов и снижение налогов вызывает рост, а сокращение расходов и увеличение налогов - уменьшение объемов производимого национального продукта.

Кредитно-денежная политика используется в регулировании предложения денег в экономике. Ее целью является достижение общего уровня производства при полной занятости и отсутствии инфляции. Во время спада увеличение денежного предложения способствует росту расходов и деловой активности, а во время инфляции предложение денег ограничивается с целью сокращения расходов. Инструментами кредитно-денежной политики являются:

Операции на открытом рынке, где осуществляется купля-продажа государственных ценных бумаг (облигаций). Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков и населения, то предложение денег в экономике растет за счет денег, выпущенных в обращение (увеличиваются резервы и способность коммерческих банков к кредитованию). Когда центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, то уменьшаются резервы коммерческих банков и суммы денег на текущих счетах населения. Предложение денег в экономике уменьшается.

Изменение резервной нормы. Законодательно устанавливаются нормы обязательных резервов для коммерческих банков, они ограничивают объем средств, предоставляемых в форме кредитов фирмам и населению. Если резервная норма растет, банки вынуждены увеличивать резервы и тем, самым уменьшить предложение денег в экономике (способность банков к кредитованию снижается). При снижении резервной нормы высвобождается часть обязательных резервов, используемых для предоставления кредитов, что увеличивает предложение денег.

Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам под учетную ставку процента (ставку рефинансирования). Коммерческие банки используют полученные кредиты для предоставления в свою очередь кредитов фирмам и населению, что увеличивает предложение денег в экономике. В условиях спада производства и роста безработицы учетная ставка понижается, что делает кредит дешевым и доступным. Политика дешевых денег стимулирует увеличение расходов, расширение производства и занятости. Увеличение ставки рефинансирования ограничивает предложение денег, снижает стремление коммерческих банков использовать кредиты центрального банка и их способность к кредитованию. Такая политика получила название политики дорогих денег.

Кредитно-денежная политика Центрального банка России сыграла важную роль в снижении темпов инфляции с 2680% в 1992 г. до 108,7% в 1-м полугодии 2007 г.

Распределение доходов в рыночной экономике в соответствии с теорией факторов производства приводит к значительной "их дифференциации, социальному неравенству, обусловленному отношениями собственности на экономические ресурсы. Политика регулирования доходов направлена на смягчение этого неравенства. Она состоит в перераспределении части доходов через государственный бюджет путем налогообложения и социальных выплат.

Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется в многообразных формах: предоставлением льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, выплатой пособий по безработице. В связи с заменой части существующих льгот денежными компенсациями усиливается адресный характер социальной помощи.

Причинами вмешательства государства в международные отношения фирм с другими странами являются необходимость защиты интересов отечественных производителей (создание условий для развития новых отраслей и сохранения занятости в традиционных видах производства), обеспечение национальной экономической безопасности, развитие экспорториентированных и импортозамещающих производств. Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономических связей является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства национальной экономики. Известны два типа внешнеторговой политики - политика протекционизма и свободной торговли.

Основными инструментами внешнеэкономической политики государства являются тарифы (пошлины), субсидии, импортные квоты, добровольные ограничения экспорта, требования к качеству, административные процедуры.

Так введение или повышение пошлины на ввозимые товары повышает их цену на внутреннем рынке и влияет на объем и структуру импорта. Импортные квоты определяют максимальное количество ввозимого товара за конкретный период времени. Административные меры - соблюдение технических стандартов, санитарных норм, требований к упаковке и т.п. оказывают влияние на объемы торговых операций партнеров.

Валютная политика государства в. значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов (фиксированного или плавающего) и направлена на достижение динамичного равновесия экономики в системе мирохозяйственных связей.

Экономическая политика государства осуществляется также административно-правовыми методами, оказывающими прямое воздействие на хозяйственную деятельность. К ним относятся прямое управление государственными предприятиями, лицензирование различных видов деятельности и правовое регулирование экономики. Так, для регулирования деятельности "естественных монополий" создаются регулирующие органы, а общественный контроль за процессом концентрации и монополизации производства, контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке, осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Выдача патентов и предоставление исключительного права производить и продавить новый продукт или использовать новую технологию в течение длительного периода (в США в течение 17 лет) защищает их создателей от конкурентов и усиливает их монопольную власть.

В России Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. предусмотрены административные меры (запретительные меры, предупреждение недобросовестной конкуренции, санкции и др.), устраняющие и предупреждающие монопольное положение отдельных предприятий на рынке.

Направления, методы и инструменты государственного регулирования экономики не остаются неизменными. Его масштабы, конкретные формы существенно различаются по странам. В современных условиях в процессе развития системы национальных экономических и мирохозяйственных связей повышается роль государственного регулирования и усложняются функции государства. Этот процесс выражается в более широком использовании косвенных методов регулирования экономики:

изменении содержания социальной функции государства, призванного решать проблемы взаимоотношений между трудом и капиталом, налаживать отношения социального партнерства, регулировать другие социальные отношения;

сокращать дифференциацию в уровне доходов различных слоев населения, обеспечивать социальную стабильность в обществе.

С переходом к постиндустриальному обществу государство принимает на себя обязательства в области образования, развития фундаментальной науки, проведения промышленной политики, решения экологических и многих новых возникающих проблем.

В переходной экономике государство формирует новую систему отношений собственности, присущую смешанной экономике; способствует становлению и развитию малого предпринимательства, фермерского хозяйства; оказывает влияние на развитие рыночных институтов и инфраструктуры рынка.

По мере становления гражданского общества возрастающее влияние на экономические и социальные процессы оказывают общественные институты - союзы промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения и др.


Список литературы

 

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: