Функции управления предприятия




 

“Функция”- (в переводе с лат. functio - исполнение, деятельность) имеет несколько современных толкований:

1. обязанность, круг деятельности, назначение;

2. специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток;

3. зависимая переменная величина, т.е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом.

Прежде, чем перейти к подробному рассмотрению функций управления предприятия, целесообразно задаться вопросом о том, что является его важнейшей или основной функцией, относительно которой, другие более частные функции представляют собой по существу ее разветвления.

Любое предприятие выполняет главную экономическую функцию, заключающуюся в удовлетворение нужд потребителей, через посредство своих товаров и услуг. В этом назначение любого предприятия, каковы бы ни были его размеры, его структура, отрасль, степень зависимости от органов государственной власти.

Вместе с тем, предприятие представляет собой социальный организм, осуществляющий специфическую трудовую деятельность, нацеленную на достижение максимальной прибыли. Деятельность предприятия определяется ценами: ценами на товары и услуги, ценами на факторы производства и на сырье, а также затратами на функционирование предприятие.

Поэтому целью предприятия становится осуществление своей главной экономической функции - непосредственного или косвенного удовлетворения нужд потребителей - не любой ценой, а при которой доходы превыщают издержки производства и функционирования предприятия.

В ходе развития предпринимательства внешняя среда предприятия становится более сложной, изменчивой и неопределенной, поэтому главная экономическая функция предприятия становится зависимой переменной величиной от ряда аргументов - факторов внешней среды: экономических, политических, технологических, экологических и т.п.

Главная экономическая функция предприятия вынуждена приспосабливаться, адаптироваться к условиям внешней среды за счет усложнения составляющих ее элементов - функций управления предприятием.

 

Функция управления - вид специфической трудовой деятельности (управленческого труда), объективно необходимый для целенаправленного функционирования предприятия, как целого социального организма, основанный на разделении и кооперации труда, характеризующийся информационным содержанием, т.е. процессами сбора, переработки, обмена информацией и принятием на ее основе управленческих решений.

 

Функция управления может означать какую-либо часть управленческого труда. В менеджменте вопрос о функциях управления связан с раскрытием сущности и содержания управленческого труда на всех уровнях и звеньях управления, на каждом рабочем месте.

Совокупность всех функций управления выражает содержание труда аппарата управления предприятия.

 

Функция управления - это абстракция, искусственное теоретическое построение человека, “инструмент” для преодоления сложности и разнообразия происходящих реально управленческих процессов, т.е. упрощения реального процесса.

 

Функции управления фиксируются в документах предприятия: Положениях...,квалификационных характеристиках, должностных инструкциях.

Со времен Анри Файоля, давшего первую классификацию функций предприятия, много сил исследователей было отдано именно изучению функций управления. Общепонятным для всех теоретиков менеджмента было следующее: выявление структуры системы функций управления явится ключом к построению эффективной организации управления.

Анри Файоль различал шесть функций управления, осуществляемых на предприятии:

· техническая функция (производство);

· коммерческая функция (закупки и продажи);

· функция учета;

· финансовая функция (финансирование);

· функция обеспечения безопасности (сохранность материальных благ и персонала);

· административная функция (предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать).

Впоследствии классификация функций управления А. Файоля дополнялась, например, появились такие функции управления как: управление персоналом, научные исследования и разработки, внутрифирменное планирование, стратегическое планирование, маркетинг, паблик рилэйшнз и т.п.

 

Суть общего действия рыночных функций управления - создание синергического эффекта, когда общий результат системы - предприятия превышает сумму вкладов каждого элемента:

· Менеджмент призван обеспечить системный эффект социального элемента внутренних участников предприятия.

· Маркетинг обеспечивает синергический эффект за счет учета внешних среды предприятия.

· НИОКР позволяет получить свою долю эффекта через обновление технологий и товаров.

· Функция управления производством стремится к получению эффекта от материально-технической составляющей предприятия.

· Функция управление финансами интегрированно выражает достигнутые системные эффекты и обеспечивает собственное финансовое равновесие с окружающей средой.

· Функция контроллинга позволяет интегрировать традиционный учет, планирование и маркетинг в рамках отдельного предприятия в единую систему управления. В системе методов оперативного и стратегического контроллинга должны действовать датчики для немедленного и своевременного приема сигналов о возможностях и опасностях внешней среды, чтобы предприятие могло своевременно начать регулировать процесс адаптации к новой ситуации на рынке.

· Философия фирмы (идеальная цель) и ее лицо (корпоративное единство) представляют собой питательную среду для существования и развития фирменной культуры.
В понятие философии фирмы входят исторически сложившийся и современный логический подход к происходящему, поведение, образ действий, потенциальные возможности сотрудников и руководителей. Часто говорят о лице фирмы и о ее культуре как о тождественных понятиях, если образ мышления, образ действий, поведение, отношения между сотрудниками на предприятии соответствуют друг другу. Причем, “внешний вид” фирмы должен быть неизменным. Это достигается дизайном фирменного знака, графическим и архитектурным дизайном. Неизменный “внешний вид” позволяет предприятию, участвующему в конкурентной борьбе избавиться от анонимности, приобрести свой облик, который легко узнаваем на рынке. И в этом предприятию помогает такая типично рыночная функция управления, как "паблик рилейшнз" (ПР). ПР - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

· Деятельность предприятия на рынке обуславливается также и какими-то враждебными проявлениями со стороны конкурентов и внешней среды, поэтому важной является функция обеспечения безопасности. Данная функция включает защиту интересов предприятия по охране собственности предприятия, здоровья, а иногда и жизни сотрудников.

· Функции управления в рыночных условиях объясняются механизмом уравновешивания интересов внутренних и внешних участников деятельности, таких как: собственников капитала, менеджеров предприятия, сотрудников предприятия, кредиторов, поставщиков, конкурентов, клиентов (потребителей), государства, общественности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: