Методом бухгалтерского учета является балансовое обобщение оборота (движение) хозяйственных средств во взаимосвязи с их целевым назначением и источниками образования.
Документация. В процессе хозяйственной деятельности совершаются многочисленные операции по движению хозяйственных средств и источников их формирования. Сплошное и непрерывное наблюдение за этим движением можно осуществить только с помощью документов, так как каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документация — это способ оформления хозяйственных операций.
Инвентаризация представляет собой способ проверки в натуре хозяйственных средств и источников их формирования путем сопоставления фактического наличия с учетными данными.
Оценка — это способ денежного измерения хозяйственных средств и источников их формирования.
Калькуляция. Исчисление себестоимости единицы изготовленной продукции (выполненных работ и услуг) или приобретенных товарно-материальных ценностей называется калькуляцией.
Счета. Счета бухгалтерского учета представляют способ группировки из текущего отражения изменений в составе хозяйственных средств и источников их формирования.
Двойная запись. На счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции отражаются способом двойной записи, сущность которой заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается дважды: один раз по дебету одного счета и второй раз — по кредиту другого. Двойная запись обусловлена двойственностью самих хозяйственных операций, она раскрывает смысл и их содержание.
Баланс. Баланс представляет собой способ обобщения показателей о состоянии хозяйственных средств (активов) и источниках их формирования (пассивов) в денежном выражении на определенную дату в виде двусторонней таблицы.
Отчетность. Это системное отражение итоговых показателей, характеризующих результаты деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности.
Понятие и виды баланса
Бухгалтерский баланс – это группировка хозяйственных средств, их источников на определенную дату. Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.
Бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйственной деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внутренние резервы, сократить затраты и потери.
Баланс используют не только внутренними пользователями, но и внешними (акционерами, учредителями, кредиторами, банками).
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу. Актив включает два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» и отражает имущество предприятия.
Все ресурсы предприятия сгруппированы в активе баланса, а их источники образования – в пассиве баланса. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвидности. Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы».
Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по следующим признакам:
1) время составления;
2) источник составления;
3) объем информации;
4) характер деятельности;
5) форма собственности;
6) объект отражения;
7) способ очистки;
8) по расположению актива и пассива;
9) по форме отражения оборота.
11 строение и содержание бухгалтерского баланса
Бух. баланс - способ экономической группировки и обобщенного отражения в денежном выражении данных о хозяйственных средствах (активах) и источниках их образования (пассивах), находящихся в распоряжении организации на определенную дату. Бух. баланс графически строится в форме двусторонней таблицы, состоящей из левой части, называемой «Актив», и правой, называемой «Пассив».
Актив - перечень имущества (средств) предприятия по составу и размещению с указанием их стоимости.
Пассив - перечень обязательств предприятия по источникам их образования.
Балансовойстатьей называется показатель (строка) актива и пассива бух. баланса, характеризующий экономически однородный вид имущества или источник формирования имущества. Каждая статья баланса имеет свое название, номер синтетического счета (счетов), отражаемого по этой статье, и номер строки расположения в балансе. Например, статья «Основные средства» (код строки 110).
Балансовые статьи объединяются в группы исходя из экономического содержания статей. Напр-р, группа статей «Запасы и затраты», «Дебиторская задолженность». Группы статей объединяются в разделы бух. баланса.
По форме бух. баланса, актив разделен на две группы: внеоборотные и оборотные активы; пассив - на три: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.
Итоговая сумма остатков средств организации в активе и пассиве по строке «Баланс» носит название валюта баланса.