ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ
Учебно-методическое пособие
Иркутск, 2006
Учебно-методическое пособие подготовлено:
Алексеевской Т.И. – доцентом кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины.
Рецензент:
д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ Губин Г.И.
Организация амбулаторно-поликлинической помощи взрослому городскому населению (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2006. – 25с.
В учебно-методическом пособии отражены основные задачи учреждений, оказывающих стационарную медицинскую помощь, освещены методические аспекты изучения и оценки деятельности стационарных учреждений здравоохранения, раскрыты принципы преемственности деятельности поликлиники и стационара. Пособие предназначено для студентов лечебно-профилактического и медико-профилактического факультетов медицинского университета, интернов, ординаторов кафедры.
Учебно-методическое пособие печатается по решению Центрального координационного совета ИГМУ.
ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ»
Введение
Место проведения занятия – кафедра.
Продолжительность изучения темы – 4 часа.
Цель занятия: изучить основы организации стационарной помощи взрослому городскому населению; знать основные задачи и принципы деятельности стационара; его взаимосвязь с поликлиникой; овладеть методами расчета, анализа и оценки основных показателей работы стационарных учреждений.
|
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
- основные виды учреждений, оказывающих стационарную помощь взрослому городскому населению; задачи и функции врача-ординатора стационара; основные виды первичной документации стационара, показатели деятельности.
Студент должен уметь:
- организовать работу стационарных учреждений (приемного отделения, специализированных отделений, вспомогательных отделений, регулировать потоки поступления и выписки больных);
- уметь оформлять основные учетные документы стационара;
- рассчитывать основные показатели деятельности городской больницы;
- составить схему и дать анализ деятельности городской больницы.
План проведения занятия:
Первый этап занятия:
- Вводное слово преподавателя (тема занятия согласно тематического плана практических занятий, определение цели и задач занятия – 5 мин.
- Тестовый и устный контроль по вопросам к теме занятия – 45 мин.
- Заключение преподавателя по результатам опроса. Обратить внимание на основные разделы темы – 15 мин.
Второй этап занятия:
- Освоение методик расчета основных показателей деятельности учреждений, оказывающих стационарную помощь взрослому городскому населению.
Самостоятельная работа с учебными, учебно-методическими пособиями, решение ситуационных задач, вычисление показателей работы городской больницы по годовым отчетным формам №30, 14. – 75 мин.
- Подведение итогов выполнения заданий, контроль итоговых знаний студентов – 15 мин.
- Обсуждение материала. Дискуссия – 30 мин.
Классификация больничных учреждений
|
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 7 октября 2005 года №627 больничные учреждения включают следующие наименования:
1.1.1. Больницы, в том числе:
— участковая;
— районная;
— городская, в том числе детская;
— городская скорой медицинской помощи;
— центральная (городская, районная);
— областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:
— восстановительного лечения, в том числе детская;
— гинекологическая;
— гериатрическая;
— инфекционная, в том числе детская;
— наркологическая;
— онкологическая;
— офтальмологическая;
— психоневрологическая, в том числе детская;
— психиатрическая, в том числе детская;
— психиатрическая (стационар) специализированного типа;
— психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
— туберкулезная, в том числе детская.
1.1.3. Госпиталь.
1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.1.5. Дом (больница) сестриского ухода.
1.1.6. Хоспис.
1.1.7. Лепрозорий.
Специализированная больничная помощь оказывается также в стационарах диспансеров: кардиологических, кожно-венерологических, наркологических, онкологических, психоневрологических, противотуберкулезных, трахоматозных, эндокринологических, а также в учреждениях здравоохранения особого типа (лепрозориях, хосписах, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями).
Больница – комплексное учреждение здравоохранения, оказывающее все виды лечебно-диагностической, высококвалифицированной специализированной стационарной помощи населению при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению с применением наиболее сложных методик, новейших и, как правило, дорогостоящих медицинских технологий, нередко оперативного вмешательства, постоянного врачебного наблюдения, интенсивных методов лечения и ухода.
|
По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы городская больница может быть:
- по профилю – многопрофильной или специализированной;
- по системе организации – объединенной или не объединенной с поликлиникой;
- по объему деятельности – различной категорийности (коечной мощности).
Основные задачи городской больницы:
- оказание высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи населению;
- обеспечение преимущественного медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий и подростков, занятых в промышленности и системе профессионально-технического образования;
- внедрение в практику обслуживания населения современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений науки и техники, а также передового опыта работы лечебно-профилактических учреждений;
- развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения и ухода за больными, повышение качества и культуры работы;
- изучение причин общей заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих, раз работка и проведение оздоровительных мероприятий, направленных на снижение и ликвидацию наиболее распространенных заболеваний;
- санитарно-гигиеническое воспитание населения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) систематизировала унифицированные для всех типов больниц функции в 4 группы:
- восстановительные (диагностика и лечение заболеваний, уход, реабилитация и неотложная помощь);
- профилактические (лечебно-оздоровительная деятельность, профилактика осложнений, хронических и инфекционных заболеваний, инвалидности и др.);
- учебные (подготовка медицинского персонала и его последипломная специализация);
- научно-исследовательские.