Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.




Раздел III. Тема 3. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

1. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.

 

2. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.

 

3. Система образования лиц с нарушением слуха. Технические средства для неслышащих

 

4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушением слуха.

 

 

Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.

Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Часто эти нарушения носят временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.), при экссудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения, как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.

Другую группу нарушений слуха составляют так называемые стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха - сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции. К сенсоневральной тугоухости и глухоте может присоединяться и кондуктивный компонент, например, нарушения в среднем ухе. Такое поражение слуха называется смешанным, т. е. отмечается как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе. Стойкое необратимое снижение слуха может быть вызвано разными причинами.

Причинами нарушения слуха могут быть: инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д.

По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную,врожденную и приобретенную.

Нарушения слуха возникают в результате заболеваний наружного, среднего или внутреннего уха, а также слухового нерва. Понижение слуха часто вызывают воспалительные и невоспалительные заболевания носа и носоглотки – это хронический насморк, аденоидные разращения и др. Эти заболевания связаны с непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее серьезно они отражаются на слухе, если ребенок перенес заболевания в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слуховая функция может пострадать из-за поражения среднего уха и нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха. В результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль) может возникнуть нарушение слуха. Но эти причины встречаются сравнительно редко. При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимания того, что человек слышит.

Важное значение имеет определение критериев риска нарушений слуха у ребенка раннего возраста, которое можно установить при тщательном изучении анамнестических данных. Прежде всего, это вирусные заболевания матери в первые три месяца беременности, такие, как краснуха, корь, грипп, вирус герпеса. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например, расщелинами губы, неба, а также при недоношенности, когда вес новорожденного составляет менее 1500 г.

Причиной нарушения слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление желтухи и неврологических расстройств у новорожденных. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать. Так по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушений слуха. А также сосудистые расстройства, механические, применение препаратов с ототоксическим действием (антибиотиков аминогликозидного ряда - стрептомицина, мономицина, канамицина, гентамицина, амикацина и др., фуросемида, аспирина, хинина), назначаемых ребенку или матери во время беременности, наследственные заболевания у матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора, детские инфекции (паратит, скарлатина, корь и др.), эпидемический менингит, грипп, острые и хронические средние отиты, черепно-мозговая травма. Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушений слуха. К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимания того, что человек слышит.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимания того, что человек слышит.

Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом - его личности. Специалисты обращают внимание на выраженную зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности к той или иной возрастной группе.

Необходимость дифференциации контингента лиц, имеющих нарушения слуха, тесно связана с практикой построения медицинских и педагогических типологий детей со стойкими нарушениями слуха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: