Уровень и качество образования, получаемого глухим или слабослышащим в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе профессиональное самоопределение.
Если уровень образования достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования. За рубежом неслышащим предлагается большой выбор различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место нагрузка на вестибулярный аппарат. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом).
В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного образования в школе, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.
Современные социальные проблемы требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Школа для глухих может помочь этим детям путем целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности неслышащих. Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.
|
Выпускники этих школ приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, в вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня неслышащим профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педагогическую и медицинскую.
Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во много зависят от его социокультурной идентификации, т.е. осознания себя членом того или иного сообщества. Эта проблема особенно остро встает в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей.
Вопросы.
1.Дайте определение понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».
2.Назовите причины, влияющие на нарушение слуха.
3.Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?
4.Каковы современные технические средства, используемые в образовании и повседневной жизни лиц с нарушением слуха?
5. Каковы возможности лиц с нарушенным слухом в получении профессионального образования, социальной адаптации?
|
Литература
1. Боскис Рахиль Марковна. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. Для учителя.-2-е изд., испр. – М.,1988.
2. Зайцева Г.Д. Дактилология. Жестовая речь. - М.,1992
4. Книга для учителя школы слабослышащих: К истории изучения и обучения слабослышащих; Обучение математике; Развитие общебиоло- гических умений, развитие восприятия речи на слух; Ознакомление с окружающим миром; Обучение позднооглохших учащихся и учащихся вспомогательных классов. /Под ред. И.М. Гилевич, К.В. Комарова, К.Г. 5. 5. Коровина, Л.И. Тиграновой Краснодар, 1998.
6. Кукушкина О.И. организация использования компьютерной техники в специальной школе //Дефектология. –1994.- №6.
7. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.- М.,1991
8. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха //Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
9. Назарова Людмила Петровна Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха: Учебное пособие для студ. /Под ред. В.И. Селеверстова. – М., 2001.
10.Руленкова Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода //Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
11. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Кн. Для воспитателей. – М.,1995.
12.Сурдопедагогика /Под ред. М.И. Никитиной.-М.,1989.