Прочитайте текст и выполните задания 1-3.




ВАРИАНТ 1

Часть 1

 

(1)«История государства Российского» — многотомное сочинение Н.М. Карамзина, повествующее о событиях российской истории начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. (2)Труд писателя не был первой исторической книгой в России, но это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики. (3)<...> именно «История государства Российского» наибольшим образом способствовала становлению национального самосознания читателей.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) «История государства Российского» Н.М. Карамзина не была первой исторической книгой в России, но именно она открыла историю Отечества для широкой образованной публики.

2) Многотомная «История государства Российского» Н.М. Карамзина, хотя и была не первой исторической книгой в России, но именно она, благодаря ряду преимуществ, послужила становлению национального самосознания.

3) Книга Н.М. Карамзина «История государства Российского» повествует о российской истории, но при этом обладает исключительными литературными достоинствами, признанными широкой образованной публикой.

4) Становлению национального самосознания способствовал многотомный труд Н.М. Карамзина «История государства Российского», отличающийся научной скрупулёзностью и литературными достоинствами, хотя и не являющийся первой исторической книгой в России.

5) «История государства Российского», которая рассказывает о событиях начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени, не являлась первой исторической книгой в России.

Ответ:____________________

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Ответ:____________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения сдова ДОСТОИНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДОСТОИНСТВО, -а, ср.

1) Положительное качество. В спектакле много достоинств.

2) Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё д. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.

3) Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей.

4) То же, что титул (в 1-м знач.) (устар.). Графское д.

Ответ:____________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пролилА / (птица) / ловкА / жалюзИ / оптОвый / опломбИровать

Ответ:____________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Таков был боярин Матвей, верный слуга ЦАРСТВЕННЫЙ, верный друг человечества.

Наталья смотрела на движение руки его во время рисования и дивилась, как он мог одними чертами пера своего ПРЕДСТАВЛЯТЬ разные виды.

В Александровскую Слободу стремились взоры и сердца сынов Отечества; туда шли и воины, толпами и порознь, КОННЫЕ и пешие.

Отец Леонов был русский КОРЕННОЙ дворянин, израненный отставной капитан, человек лет в пятьдесят.

Мраморный обрез Вадимов был увенчан ИСКУССТВЕННЫМИ лаврами; ыа щите его бы- резано имя Мирослава.

Ответ:____________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Н.М. Карамзин выступал с новой инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности К.М. Сухорукову (Минину) и князю Д.М. Пожарскому на Красноп площади.

Ответ:____________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущета ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЛИМОНОВ / новые АДРЕСА / смотрел ВЕСЕЛЕЕ / быть с НИМИ / ПЛЕСКАЕТСЯ в реке

Ответ:____________________

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) По возвращении Н.М. Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве журналиста.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) «Рыцарь нашего времени» — неоконченный роман Н.М. Карамзина, опубликованного в 1802-1803 годах.
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Название и мотивы карамзинского произведения «Рыцарь нашего времени» отразились на романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Отказавшись от церковнославянской лексики и грамматики, в произведениях Н.М. Карамзина использовались обиходные слова, а в качестве образца грамматики — французский язык.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5) Робкое ожидание, страх и надежда волнует сердца новгородцев, и только одна Марфа тверда душою.
  6) Те, кто едет не на почтовых лошадях, должны останавливаться в постоялых дворах.
  7) Выехав из Данцига, смотрел я на море, которое синелось на правой стороне.
  8) В Москве Н.М. Карамзин знакомился с литераторами, участвовал в издании журнала «Детского чтения для сердца и разума».
  9) Помимо прозы и стихов «Московский журнал» систематически публиковал рецензии о произведениях, критические статьи и театральные разборы.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Р..стислав, прим..рить (друзей), обж..гать

2)соч..тание, вым..кший, уп..раться

3) раст..рание, г..ревать, попл..вок

4) скл..нился, выр..щу, изл..гать

5) бл..стать, зан..мать, з..ря

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..крыл, пр..кратил, пр..славный 2) о..дать, по..точить, о..ставить

3) сверх..дея, вы..скать, пост..мпрессионизм 4) з..брать, п..резать, н..вес

5) (работа) бе..аварийна, ра..дача, бе..законный

Ответ:____________________

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) эмал..вый, гуттаперч..вый 2) издавн.., бревенч..тый 3) оспар..вать, танц..вать

4) собач..нка, ноч..вка 5) перебеж..ик, кровель..ик

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) засе..л, обид..вший 2) разве..нный, бор..щийся 3) алч..щий, (они) хлопоч..т

4) гоня..шь, прожар..нный 5) закле..в, пропол..шь

Ответ:____________________

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Молодой человек (НЕ)ХОТЕЛ удерживать её, может быть, для того, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались.

Супруг (НЕ)ДОЛЖЕН ничего скрывать от супруги своей.

(НЕ)ТЕРЯЯ надежды усовестить изменников, Василий писал к жителям соседних городов.

Видя, что Смоленск надобно взять (НЕ)КРАСНОРЕЧИЕМ, а силою, Король велел громить стены пушками.

Они принуждены были отдать свою землю внаём, и за весьма (НЕ)БОЛЬШИЕ деньги.

Ответ:____________________

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Свет воссиял в душе её, КАК(БУДТО) бы пробуждённойг но ещё не пришедшей в себя после сновидений, волновавших её (В)ТЕЧЕНИЕ ночи.

В ТО(ЖЕ) мгновение от рядов отделился молодой воин и бросился на неприятелей; враги, (НЕ)ВЗИРАЯ на великое число своё, скоро рассеялись.

Русская публика, привыкшая к развязкам (В)ВИДЕ свадеб, (В)ПЕРВЫЕ в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

Я иду только с пером (В)СЛЕД за судьбою и описываю, что творит она (ПО)СВОЕМУ всемогуществу.

Я приехал туда весь мокрый; (НА)СИЛУ мог найти купить две рогожи, ЧТО(БЫ) сколько-нибудь закрыться от дождя.

Ответ:____________________

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Если всякого Венценосца избра(1)ого судят с большею строгостью, нежели Венценосца наследстве(2)ого, если от первого требуют обыкнове(3)о качеств редких, то какие достоинства сужде(4)о иметь новому Самодержцу России, возведё(5)ому на трон вследствие измен и злодейств?

Ответ:____________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Боярская дочь не хотела ни пить ни есть перестала спать и насилу ходить могла.

2) Вздохи и слёзы облегчили стеснённую грудь несчастного родителя и чувство гнева в сердце его уступило место нежной горести.

3) Боярин Матвей поднял голову посмотрел на Алексея подал ему дрожащую руку свою.

4) От древних до новейших времён России никто из подданных не заслуживал ни такой любви в жизни ни такой горести и чести в могиле!

5) Тут есть живопись и антитезы и приятная игра слов.

Ответ:____________________

 

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старушка приняла сие предложение (1) не подозревая в нём никакого худого намерения (2) и уверяла незнакомца, что полотно (3) вытканное Лизой (4) и чулки (5) вывязанные Лизой (6) бывают отменно хороши.

Ответ:____________________

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вчера (1) милые друзья мои (2) приехал я во Франкфурт. Почти на каждой станции надлежало мне ночевать или (3) по крайней мере (4) стоять по нескольку часов. Дороги везде прескверные, так что надобно ехать всё шагом, и (5) даже (6) самые улицы в маленьких городках и местечках так дурны, что (7) с трудом (8) проехать можно.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1789—1790 годы Н.М. Карамзин совершил путешествие в Европу (1) в ходе (2) которого (3) посе тил Иммануила Канта в Кёнигсберге (4) побывал в Париже во время Великой французской революции.

 

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наталья взяла письмо (1) и (2) хотя не умела читать (3) однако ж смотрела на него (4) и слёзы лились из глаз её.

Ответ:____________________

 

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Поедете в Ульяновск — загляните в сквер Н.М. Карамзина. (2)В центре сквера установлен памятник Николаю Михайловичу Карамзину — писателю и историку.

(3)Памятник создан в стиле классицизма: на пьедестале находится величественная муза истории Клио, которая правоп рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» — главного труда Карамзина, а в левой руке держит трубу, с помощью котороп намерена вещать о славных страницам жизни России.

(4) В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст великого деятеля России. (5)Два горельефа: Карамзин, читающий отрывок из своей «Истории» Александру I, и Николай Михайлович, запечатлённый на смертном одре в окружении своего семейства —- украшают пьедестал. (6)Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала — 4,97 метра.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: