Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.
ПРИЗНАКИ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | |
А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций. | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСОСОБЛЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ | ||||
А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация | ||||
3.Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | |
А) крыса серая Б) снежный барс В) амурский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
4.Установите соответствие между примерами и направлениями биологической эволюции, которые соответствуют этим примерам: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ | |||
А) возникновение ласт у дельфина Б) возникновение трёхкамерного сердца у земноводных В) исчезновение пищеварительной системы у цепней Г) ухудшение зрения у крота Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений Е) отсутствие листьев и настоящих корней у повилики | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация | |||
5.Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ | ||||
А) редукция зрения у крота Б) появление грудной клетки у рептилий В) отсутствие хлорофилла у растения петров крест Г) редукция нервной системы асцидий до одного узелка Д) формирование кровеносной системы у кольчатых червей Е) удлинение ушной раковины у зайцев | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация | ||||
6.Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ | ||||||||||||||||||||||||||||
А) обнаружение окаменелости трилобита
Б) сходство зародышей человека и саламандры
В) построение филогенетического ряда лошади
Г) нахождение отпечатков древовидных папоротников
Д) наличие хорды у зародыша голубя
| 1) палеонтологические 2) эмбриологические |
8.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Риниофиты – первые растения, освоившие наземно-воздушную среду обитания. (2)Они занимали промежуточное положение между водорослями и наземными растениями. (3)У них сформировалась покровная ткань, обеспечившая им защиту от высыхания в наземно-воздушной среде. (4)Риниофиты размножались спорами. (5)Наряду с покровной тканью у них начали формироваться проводящие ткани, обеспечивающие передвижение в организме растения воды с растворёнными веществами. (6)Появившиеся механические ткани риниофитов составляли каркас (остов) растений.
9.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса в эволюции птиц. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Класс Птицы относят к подтипу Позвоночные. (2)Класс подразделяется на большое количество отрядов, семейств, родов и видов. (3)Для представителей этого класса характерны высокая численность и приспособленность к разным условиям обитания. (4)Наряду с этим имеются некоторые виды птиц, которые в результате деятельности человека находятся на грани вымирания. (5)Некоторые птицы одомашнены человеком в процессе искусственного отбора. (6)Птицы освоили для жизни все природные зоны.
10. Современные кистепёрые рыбы находятся в состоянии биологического регресса. Приведите доказательства этого явления. Ответ поясните.
11. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методови приведите по одному примеру.