Занятие-экскурсия «Жизнь без вредных привычек»
Цель: профилактика употребления вредных веществ, формирование основ здорового образа жизни.
Ход занятия.
Ведущий: «Чтобы разогреться и снять напряжение поиграем. Я произношу фразы, если вы это делали хлопаете в ладоши.
Игра «А вы когда-нибудь…?»
Список вопросов:
· Разводили костер?
· Покупали книгу дороже 300 рублей?
· Строили на пляже песчаные замки?
· Катались на велосипеде?
· Дрессировали собаку?
· Ночевали в палатке?
· Подстригали сами себе волосы?
· Прыгали с парашютом?
· Плавали с аквалангом?
· Пели громко любимую песню?
· Гуляли по лесу?
· Пили рыбий жир?
· Прощали человека, причинившего вам зло?
· Ездили на санках?
· Читали Библию?
· Сажали деревья?
· Клеили обои?
· Гуляли под дождем?
· Наряжали новогоднюю елку?
· Поздравляли друзей с Днем Святого Валентина?
· Ели апельсин?
«Те, кто больше и громче всех хлопал, поздравляю вас, вы активно познаете мир. Ведь в нем столько всего интересного, именно разнообразие делает ярче и счастливее нашу жизнь».
Ведущий: «Жизнь…. Что это? (ответы детей) Это богатство, данное изначально. Жизнь должна быть прекрасной и счастливой. Горская пословица звучит: «Добрая жизнь – добрый ручей!» Чтобы жизнь была доброй и счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Выделим признаки здоровья.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
|
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Здоровый человек счастлив. Свои представления о счастливой жизни можно выразить в виде Дерева жизни, которое вы видите на слайде. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я буду».
|
- А что человек может? (понимать других, любить, быть честным и т.д.)
- Я хочу? (ответы подростков)
- Я должен? (соблюдать законы, жить, любить и.т.д.)
Эти ветви поддерживают «здоровый образ жизни», питаемый корнями - составляющими здорового образа жизни. Каждый выбирает свои корни, почву и источники.
Что же может навредить твоему здоровью?
Мы уже сказали, что вредно переедать, есть много сладкого, вредно мало двигаться, долго и много сидеть у телевизора, компьютера, сидеть согнувшись. Вредно есть немытые фрукты и овощи…А еще здоровью вредят курение, алкоголь, наркотики. Как Вы считаете: что заставляет ребят пробовать эти опасные для жизни и здоровья вещества? (ответы подростков)
Предпосылки вредныx привычек
· Желание уйти от проблем
Это основная причина употребления вредных веществ. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС [центральная нервная система], в результате которого человек отключается и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения - проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время вместе со здоровьем безвозвратно уходят.
· Экспериментирование
Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны слабохарактерность и внушаемость окружающих, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.
|
· Трудности общения
Люди которые не имеют друзей и трудно вступают в отношения с окружающими, не редко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легко поддаются их нажиму [Здесь необходимо уметь сказать твердое: «НЕТ!»] Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.
· Отсутствие жизненной цели
Такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения. Но когда ухудшение здоровья достигает критической отметки, даже к таким людям приходит понимание о необходимости заботы о своем здоровье.
· Ощущение неудовлетворенности
Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.
· Отсутствие внутренней дисциплины
Молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. При этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычки становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.
Когда человек впервые пробует алкоголь, курить, наркотик, он не задумывается о тех последствиях, к которым это может привести».
Ведущий: «Мы сейчас наглядно рассмотрим последствия вредных привычек. С 2013 года на базе МБОУДОД дома детского творчества г.Рассказово в рамках региональной межведомственной профилактической программы «Не оступись!» работает МОП «Подросток и общество». Благодаря финансированию Программы Фондом поддержки детей приобретен интерактивный светодинамический комплекс «Вредные привычки».
Работа с материалом комплекса. (Ребята наглядно изучили все последствия употребления вредных веществ, увидели изменения внешнего состояния людей, услышали о губительном воздействии алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека. Рассчитали количество денег, потраченных в год на сигареты. Вычислили, сколько грамм смолы попадает в легкие за год при выкуривании одной пачки сигарет в день.)
Ведущий: « Мировоззрение человека меняется в течение всей жизни. Над некоторыми вопросами мы должны задумываться всегда, а иначе нельзя. Мы обязаны знать, что мы чувствуем, что происходит вокруг и внутри нас….. Сейчас я предоставлю вам возможность ответить на подобные вопросы. У вас 5 минут, если вы не знаете, что ответить, значит пора уже задуматься над этим, тем более я вижу умные взгляды, думающие и открытые души растущих личностей». (Дети работают с Опросниками).
Опросник.
1. Меня радует, когда…
2. Моя самая большая проблема …
3. Меня раздражает, когда…
4. Я себе не нравлюсь за то, что…
5. Мое самое лучшее качество – это…
6. Я обижаюсь, когда…
7. Если бы я был(а) волшебником…
8. Мое жизненное кредо…
9. В людях я больше всего ценю…
10. Мир вокруг кажется мне…
Ведущий: « Отвечайте искренне, пишите первое, что пришло вам в голову. Это самое правильное и честное ваше мнение. Надеюсь, что над многими вопросами вы и сами уже задумывались. Это классно!»
(Очень приятно, что ребята искренне ответили на вопросы. Радует, что их жизненное кредо – это найти себя в этой жизни, стать добрыми и порядочными людьми, а отношение к вредным привычкам они выразили такими предложениями, что им это просто напросто не нужно в их будущем. Верим и надеемся, что это будет только так.)
Ведущий: «Наше отношение ко многим вещам может меняться с возрастом, НО Неизменным должно оставаться наше отношение к здоровью: бережное, ответственное, правильное. Давайте сейчас воспроизведем девизы людей, которые дорожат своей жизнью и здоровьем».
Игра «Составь фразу». «Перед вами буквы, они составляющие фраз. Вам нужно разместить в порядке убывания размера. Вы сможете прочитать предложение. Несколько последних букв одинакового размера, думаю на тот момент вы уже поймете, что это за слово. Итак, хором и громко каждая команда озвучит свой девиз. МОЛОДЦЫ!!!» (Восьмиклассникам было интересно узнать смысл этих предложений, а нам было интересно и важно, чтобы эти фразы стали их девизами в будущем: «Мы выбираем жизнь!» «Подружись со спортом!»)
Ведущий: «А сейчас посмотрим видео ролик, который подведет итог всему сказанному сегодня».
(Сюжет ролика подвел итог встречи. Ведь основной целью занятия-экскурсии было не запугать подростков, а именно, дать стимул задуматься о позитивных возможностях их жизни, формировании навыка умения сказать твердое «НЕТ!», необходимости уберечь себя от вредных привычек).
Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Было приятно пообщаться с молодым поколением нашего города, узнать ваше мнение, ваше отношение к своему здоровью. Надеемся, что вы сделаете правильный выбор в пользу ЗДОРОВЬЯ!!! Запомните лучше не начинать, чем потом исправлять ошибки. Я прошу вас выбрать цвет шарик в соответствии с вашим мнением и бросить в вазу «Рефлексия»:
Зеленый цвет – я буду стараться вести здоровый образ жизни.
Синий цвет – я не уверен в своем выборе.
Серый цвет – я равнодушен к своему здоровью.