1. Лечебные мероприятия:
- медикаментозное лечение
- лазеротерапия
- лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения
- лечебная физкультура
2. Сенсорное воспитание:
- развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений
- развитие слухового восприятия и внимания
- развитие осязания
Развитие речи.
4.Формирование различных видов деятельности:
- предметной и игровой
- мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием словом и образом, формирование элементов логического мышления)
- продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд)
- элементов трудовой деятельности
5. Физическое воспитание:
· различные физические упражнения на развитие основных движений,
физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации
движений
· занятия по умению ориентироваться в пространстве
· преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства,
возникающих на фоне зрительной патологии
· спортивные и подвижные игры.
6.Эстетическое развитие:
· музыкальное воспитание и ритмика
· ознакомление с художественной литературой
· театрализованная деятельность
7.Социальная адаптация:
· формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстника ми
· формирование представлений о самом себе
· формирование навыков самообслуживания
Советы:
· Учитывая то, что процесс коррекции нарушений зрения весьма продолжительный, родителям необходимо постоянно следить за выполнением всех предписаний и поддерживать интерес ребенка к лечению.
· Как правило, дети с патологией зрения нуждаются также в квалифицированной логопедической помощи, т.к. дефекты зрения влекут за собой различные нарушения речи.
|
· Обращайте внимание детей на разнообразные звуки (как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т.п.), на различия в тембре голоса и мелодии речи разных людей, интонациях речи у одного и то же человека. Это поможет им ориентироваться в окружающем мире, опираясь на слух.
· Для слабовидящих и слепых детей особенно важным является обучение их определённым действиям, которые необходимо повторять многократно «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно постоянно поддерживать.
· Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей настройки на оценку глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними. При помощи таких настольных игр, как бильярд, футбол, хоккей дети смогут тренироваться в удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.
· Под контролем взрослых для детей с нарушенным зрением вполне допустимым является даже катание на велосипеде. Всем детям с нарушениями зрения полезно играть с разнообразными крупными конструкторами (с целью закрепления бинокулярного зрения и развития стереоскопического зрения). Также возможны и подвижные игры. Например, голбол. Игра предполагает наличие мяча с колокольчиком внутри волейбольных щитков, ковриков и спортзала. Смысл игры очень прост -каждый игрок, стоя на коленях, держит определенный участок поля, задача противника - пробить мячом оборону, но чтобы мяч при этом хотя бы пару раз стукнулся об пол.
|
· Можно включать настольные игры. Для развития мелкой моторики у малышей используются крупы в которые можно зарывать мелкие игрушки или, - менее интересно - ведро с водой. Также с помощью липучки, бумаги, клея и фантазии можно легко адаптировать морской бой (наклеив полоски бумаги с брайлевскими буквами на края полей), 5ти клеточные крестики-нолики и т.д. вплоть до шахмат. Как всегда, главная проблема - заинтересовать и вселить уверенность в том, что это все - не ерунда. В результате любое здание оказывается быстро освоенным и ребята по нему смело бегают. Другие игры. Это - самые интересные игры, потому что их играют вместе с другими. В роли других лучше всего использовать взрослых (но за их недостатком сгодятся и пушистые зверюшки). Можно играть в магазин, в повара, в доктора, в строителей, в куклы и т.д. плоть до организации профессионального театра, который станет членом ассоциации театров незрячих актеров, которые, впрочем, и так уже есть почти во всех крупных городах.