Классификация зрительных нарушений.




Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

1. слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),

2. слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2),

3. дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)

Основные формы нарушения зрения у детей.

Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами.

Слабовидение - это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05-0,2 или выше - 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует. Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенная ее форма - миопия (близорукость), достаточно часты гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

1. Спазм аккомодации.

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазма аккомодации значительна. Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.

Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.

2. Близорукость.

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм

Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску -расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Любые физические недостатки, связанные с глазами, человек воспринимает очень болезненно. К тому же, это не только косметический недостаток, но и серьезное заболевание, которое, в конечном счете, ведет к нарушению зрительного восприятия мира. Косоглазие встречается сегодня у 0,5% детей.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70-80 % случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60% случаев близорукой рефракцией. Есть основание полагать, что близорукость может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

Что приводит к болезни? Основная причина — это расстройство деятельности тех отделов, которые ведают мышцами, осуществляющими движения глаз. Такое нарушение приводит к тому, что зрительная ось одного глаза начинает периодически отклоняться от точки, на которую направлена зрительная ось другого глаза. Такое состояние закрепляется и возникает косоглазие. В дальнейшем косоглазие может стимулировать потерю зрения. Дело в том, что в косящем глазу изображение не попадает (как это необходимо) на центральный участок сетчатки — «желтое пятно», а проецируется на соседний и начинает двоиться. Чтобы это устранить, мозг подавляет зрительные восприятия. Вследствие длительного подавления постоянно косящего глаза (по сути его вынужденного бездействия) наступает резкое и стойкое понижение зрения — амбиопия. Амблиопия, «ленивый глаз» (от др.греч— тупой глаз) — ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз. Частота амблиопии — около 1—1,5 % в общей популяции.

Что же такое амблиопия?

Представим себе, как устроен зрительный анализатор человека. Глаз похож на примитивную фотографическую камеру в которой окружающий мир проецируется на специальную чувствительную оболочку - сетчатку, точно так же, как в фотоаппарате окружающий мир проецируется на фотопленку или на матрицу. Далее зрительная информация покидает глаз по специальному зрительному нерву, где проходит к затылочной доле головного мозга, ощущается и ассоциируется с ранее виденным.

При рождении человека зрительный анализатор не развит. Зрение ребенка оценивается на уровне светоощущения. В дальнейшем острота зрения поднимается достаточно быстро. Максимально быстро острота зрения развивается на первом месяце жизни. С возрастом темпы роста зрительных функций снижаются. К году ребенок достигает остроты зрения 1\2 -1\3 от взрослой нормы и сто процентное зрение достигается к трем - пяти годам жизни ребенка.

Важно:

1) Максимальный рост остроты зрения происходит на первом году жизни

2) После года острота зрения повышается всего лишь в два -три раза.

Все это время, в течение которого повышается острота зрения, окулисты называют сенситивным (чувствительным) периодом.

Вышеописанные события происходят в норме. Однако случаются ситуации, при которых бывает не все так гладко.

Амблиопия возникает одинаково часто у людей, в чьем роду были больные косоглазием, и у тех, у кого таких родственников нет. Коррекцию заболевания, лежащего в основе амблиопии, необходимо начать как можно раньше. Амблиопия не излечивается самостоятельно, не проходит по мере взросления ребёнка и всегда требует лечения. Необходима полная коррекция нарушенных рефракции и/или полей зрения поражённого глаза и искусственное ухудшение зрения второго глаза. Может потребоваться дополнительная оперативная коррекция положения поражённого глазного яблока.

Амблиопия может быть и врождённой. Встречаются нередко люди, у которых один глаз всю жизнь видит значительно хуже другого, при чем иногда это обнаруживается еще с детства, а иногда и позднее, случайно, при точном исследовании остроты зрения обоих глаз. Причиной такой А. считают врожденное недоразвитие зрительно-нервного аппарата.

При несвоевременном лечении возможно значительное постоянное снижение остроты зрения.

Известны случаи развития амблиопии у подростков вследствие напряжения глаз во время длительных пребываний за компьютерными играми. Для лечения такой амблиопии необходимо заклеить здоровый глаз и позволить ребенку играть в компьютерные игры, смотря амблиопичным глазом. Для восстановления зрения потребуется 1—2 недели. Амблиопия в большинстве случаев поддаётся лечению при условии, что диагноз поставлен на ранних стадиях заболевания. Коррекция рефракции и хирургическое исправление положения глазного яблока могут позволить почти полностью нормализовать зрение. Развитие зрения происходит в детском и подростковом возрасте, поэтому лечение амблиопии эффективно примерно до 12-летнего возраста.

Термином «амблиопия обозначают такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие, или страбизм, - не параллельность оптических осей глаза, при этом в 85-90 % случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, т. е. появление амблиопии. Иногда амблиопия может быть причиной косоглазия. Это происходит в тех случаях, когда один глаз имеет значительное снижение остроты зрения (до 0,3-0,4 и ниже), при котором невозможно слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит к косоглазию.

Осуществление коррекции амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения. Корь, скарлатина, дифтерия, грипп и другие детские инфекции, вызывая ослабление организма, тоже способствуют проявлению косоглазия. Вот почему родителям надо следить, чтобы больной ребенок не слишком долго рассматривал мелкие предметы, рисовал. Ну и, конечно же, нельзя в период болезни увлекаться просмотром телевизионных передач и компьютерными играми. Косоглазие можно предупредить своевременным исследованием зрения и, при необходимости, носить очки, начиная с двух-трех лет. По наблюдению врачей маленькие дети очень быстро привыкают к очкам. Заметив, что ребенок косит, родители должны как можно скорее показать его офтальмологу. Нельзя ждать, когда косоглазие станет постоянным. Лучше перестраховаться. Ведь, чем раньше начато лечение, тем больше возможностей для восстановления нормального зрения. К тому же, лечение косоглазия, даже если оно идет успешно, может продлиться на многие месяцы, что требует терпения и настойчивости, как родителей, так и самого малыша-пациента. Чтобы создать условия для работы косящего глаза, необходимо «выключить» здоровый глаз. Для этого его закрывают специальной повязкой (заслонкой) из нескольких слоев чистой марли размером примерно 5x7 см, крепящейся на оправе очков или с помощью «наклейки». Каждые два дня повязку снимают и после промывания глаза свежекипяченой водой накладывают вновь. Одновременно проводят упражнения для развития косящего глаза: вышивание, перерисование картинок через копировальную бумагу, нанизывание на нить мелких бусинок, составление мозаики и т.п. Каждые 3-4 недели (в период лечения) ребенка показывают специалисту. Таким способом удается исправить косоглазие. Но если полуторагодичное постоянное ношение очков не устраняет косоглазие, то надо делать операцию, суть которой заключается в изменении положения, укорочении или удлинении соответствующих мышц, двигающих глазное яблоко. Наиболее подходящий возраст для оперативного вмешательства — три — пять лет.

Причиной слабовидения может быть альбинизм. Эта врожденная аномалия, которая характеризуется отсутствием пигмента в сосудистой и радужной оболочках глаза, в ресницах, бровях и коже. Дети при этом нарушении испытывают светобоязнь, у них снижается острота зрения. Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. К стационарным (пороки развития) - микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней, а также непрогрессирующие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др. При слабовидении так же, как и при слепоте с остатком зрения, могут быть нарушения цветоразличения. Степени выраженности цветоаномалий неодинаковы и зависят от глазного заболевания. Нарушения рефракции часто сопровождаются снижением цветочувствительности. Близорукость характеризуется нормальным цветовосприятием. К некоторым нарушениям цветоразличения могут привести изменения на глазном дне. Заболевания хрусталика чаще всего не сказываются на цветовосприятии. Осложнение цветоразличения характерно для дистрофии сетчатки, при которой наблюдается снижение порога чувствительности между красным и зеленым цветами. Частичная атрофия зрительных нервов может вызвать понижение чувствительности к цвету.

Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу.

3. Формирование зрения у детей. В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой.

В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее

ч

пространство. Он уже фокусирует взгляд на игрушках и следит за их движением. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него "проплывают" красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. Специалисты считают, что уже в этот период у ребенка формируется способность различать простейшие цвета - желтый, оранжевый. Именно поэтому дети предпочитают не черно-белые, а цветные игрушки и изображения.

На третьем-четвертом месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Родителям следует помнить: при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют манипуляции, основывающиеся на хватательном рефлексе различных предметов размером с кубик. Однако когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается схватить движущиеся тени и бестелесные солнечные пятна на одеяле, "взять" цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве. Специалисты считают, что это создает предпосылки к различению формы предметов.

Острота зрения продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня. Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 мес. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать зеленые и синие цвета возникает позже и обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

С шестого месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение. Значительно совершенствуется хватание, которое становится все более точным. На основе этого формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. В этот период острота зрения увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

В период от восьми до двенадцати месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами. В этом возрасте детей также начинают интересовать детали интерьера: малышами внимательно изучаются: окна, картины, часы на стенах и все игрушки. В домашних условиях об остроте зрения малыша можно судить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещения фигурок, людей. И не оттягивайте визит к детскому офтальмологу, пусть специалист подтвердит, что все идет хорошо. От года до 2-х лет зрение закрепляется в пределах 0,3-0,6. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте от 3-4 лет зрения зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто, большинство детей свободно отвечает по специальной таблице для проверки зрения. Родители должны знать, глаза не только зеркало души, они отражают общее состояние здоровья. Многие не знают, что болезни глаз и плохое зрение — это не одно и то же. Болезни глаз (катаракта, глаукома) возникают в результате патологических изменений в различных частях глаза, нарушения деятельности как самого глаза, так и других органов, плохое зрение (близорукость, дальнозоркость) представляет собой неспособность глаза (как целостного аппарата) приспособиться к физиологическому акту видения. К моменту рождения у большинства детей слезные органы (слезно-носовой канал, слезные точки) проходимы. Однако у 1/3 новорожденных нижний отдел слезно-носового канала закрыт эпителиальной пробкой, что может привести к дакриоциститу — воспалению слезного мешка. У крохи в первые же недели жизни появляются слизисто-гнойные выделения, постоянно текут слезы, развивается конъюнктивит.

Кривизна роговицы малыша меньше, чем у взрослого, поэтому ее преломляющая способность меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92 %).

Посещать офтальмолога и проверять зрение у детей до года рекомендуется в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Особенно это касается тех малышей, которые входят в "группу риска", а именно: когда один или оба родителя ребенка имеют какое-либо отклонение в зрении; когда младенец родился недоношенным; если среди родственников есть больные глаукомой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: