Таможенная пошлина как экономическая категория




Теоретические аспекты влияния таможенных тарифов на цены товаров и услуг

 

Таможенная пошлина как экономическая категория

 

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действий относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это налог, который взимается при провозе товаров через таможенную границу. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность.

Наиболее заметная функция таможенных пошлин, это их ценообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах.

Создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рынках, пошлина влияет на общий уровень цен в стране. Она позволяет национальным производителям повышать общий уровень цен местных товаров и получать дополнительную прибыль. В этом случае пошлина прямо защищает внутренние цены и прибыль национальных компаний. Однако усиление степени защиты отдельных отраслей экономики может производиться не только с помощью повышения пошлин, но и путем выборочного их снижения, в первую очередь на те товары, которые входят составными частями в производимую готовую продукцию (узлы, агрегаты, комплектующие изделия и т.п., ввозимые из-за рубежа).

Это направление усиления таможенного протекционизма в современных условиях значительно возросло в связи с расширением международной торговли полуфабрикатами, узлами, агрегатами и комплектующими деталями между промышленно развитыми странами и в связи с созданием так называемого «глобального» промышленного производства.

Механизм влияния пошлин на цену сложен, а эффективность пошлины, а, следовательно, и оценка ее эффективного уровня - это вопрос, ответ на который носит многоплановый характер. Эффективность пошлины существенно зависит от соотношения цен на товары на внутреннем рынке страны и на мировом рынке. Например, автомашины сравнимого типа стоят 5000 долл. на мировом рынке и 7000 долл. в стране. В этом случае эффективным барьером на пути ввоза иностранных автомашин окажется пошлина со ставкой не менее 50%. Иное положение будет существовать в том случае, если цена на автомашины установится на уровне 5500 долларов на внутреннем рынке и 5000 долларов на мировом рынке. В этом случае пошлина размером в 6-10% может оказаться эффективным протекционистским барьером. В последние годы на мировом рынке наблюдалось определенное сближение уровня цен товаров различных стран, их своеобразное нивелировка, а это в свою очередь сделало относительно невысокие ставки пошлин более эффективным средством протекционизма.

Во всех странах мира пошлины выполняют и фискальную функцию - таможенные сборы пополняют доходную часть государственного бюджета. С экономической точки зрения таможенные пошлины относятся к косвенным налогам, т.е. налогам, которые включаются в цены товара. В то же время правовые основы и практика применения таможенных пошлин и внутренних налогов существенно различны. Налогами облагаются, как правило, доходы населения. Таможенными пошлинами облагаются товары, ввозимые или экспортируемые.

Налоговая система является важным элементом финансовой системы любой страны, причем взимаемые разнообразные налоги не должны носить дискриминационного характера по отношению к иностранным товарам или их производителям. Таможенные пошлины - напротив, взимаются только с иностранных товаров или в отдельных случаях только с экспортных товаров страны (экспортные пошлины). Налоговая система является инструментом глобального макроэкономического регулирования экономики. Таможенные пошлины специально направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру. Основной принцип регулирования таможенно-тарифных отношений - принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин. Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с этой территории, называется.

На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано выше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: