В числе процедур, применяемых в менеджменте, представляется целесообразным выделить общие и частные.




- Общие предназначены для решения задач оргуправленческой деятельности как целого.

- Частные предназначены для обеспечения оргуправленческой деятельности определенными видами информации.

К общим процедурам относятся:

 исследования с целью идентификации объекта управления;

 анализ ситуаций;

 принятие решений;

 планирование как основная процедура, обеспечивающая соорганизацию деятельности подразделений;

 контроль и оперативное регулирование функционирования;

 организационное проектирование;

 программирование развития.

К частным процедурам относятся:

 процедуры анализа рынка сбыта (маркетинговых исследований);

 планирование маркетинга;

 процедуры бухгалтерского учета;

 определение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

 процедуры разработки и оценки показателей финансового плана инвестиционных проектов;

и многие другие.

Возможности технологизации общих и частных процедур различны. Если некоторые частные процедуры (бухгалтерский учет, финансовое планирование при инвестиционном проектировании и т.п.) почти полностью технологизированы и, более того, алгоритмизированы, то такие процедуры, как программирование развития, практически не могут осуществляться по стереотипам и лишь в небольшой части допускают нормирование применяемых средств и методов.

 

10. Как было показано выше, в основу методологии менеджмента должна быть положена онтологическая схема объекта. Она должна, в соответствии со сказанным выше, интегрировать представления об объекте как о системе производства-потребления и социальной среде, деятельность и поведение в которых регулируются ценностными ориентациями, нормами культуры и нормами императивного характера, установленными с применением власти.

Онтологические представления об объекте менеджмента, рожденные культурно-историческим процессом (имеется в виду история развития управленческого мышления и деятельности, в том числе, включающая все научные направления и школы в этой области) должны быть оформлены в онтологической схеме объекта таким образом, чтобы в ней были отображены все отмеченные в п.2 противоречия. Присутствуя в онтологии, они будут присутствовать и в любой модели, построенной на базе данной онтологии, следовательно, всегда будут присутствовать в мышлении менеджера. Тем самым будет создана необходимая основа для разработки концепций, стратегий и программ развития.

Культурно-исторический генезис онтологии означает отказ от ее построения на эмпирической основе. Схема строится на рациональной основе, сущностные характеристики объекта выделяются мышлением с помощью средств общей методологии. Что касается эмпирического материала, то схема должна быть такова, чтобы имеющиеся факты не опровергали ее. Такая схема позволит построить методологию менеджмента, отвечающую на вопрос, что такое менеджмент в принципе, а не в тех или иных известных проявлениях.

Только в таком случае будет создана необходимая основа для понимания и, при необходимости, оценки конкретных образцов деятельности менеджеров, наблюдаемых в жизни или описанных в литературе, а так же для понимания, критики и синтеза результатов разных научных школ и направлений.

Как нам представляется, наиболее важной сущностной характеристикой объекта менеджмента является то, что он относится к классу социально-деятельностных систем. Поэтому основой для построения онтологии объекта должна быть онтологическая схема социально-деятельностной системы.

Мы надеемся, что методология менеджмента, основанная на предложенной онтологической схеме системы, позволит создать тот логически стройный комплекс научных дисциплин, который обеспечит практическую деятельность менеджера, консультанта по управлению и педагога, работающего в сфере образования и подготовки менеджеров.

Литература

1. Ackoff R.L. Creating the Corporate Future. – N. Y.: Wiley, 1981.

2. Bennis W.G. Organization Development: Its Nature, Origins and Prospects. – Reading, Mass.: Addison – Wesley P. C., 1969.

3. Burke W.W. Organization Development: A Normative View. – Reading, Mass.: Addison – Wesley P.C., 1987.

4. Цлаф В.М. Проблема стимулирования труда: социокультурный аспект. // Социологические методы управленческого консультирования: Материалы всесоюзной конференции. – Тольятти, 1990.

5. Щедровицкий Г.П., Дубровский В.Я. Общая концепция методики. // Теоретические и методологические исследования в дизайне. – Труды ВНИИ технической эстетики, вып.61, ч.II. –М., 1990.

6. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. // Системные исследования: Методологические проблемы. –М., 1981.

7. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1,2. –М., 1981.

8. Цлаф В.М. Об исследовании отношений между работниками предприятий. // Социологические методы управленческого консультирования: Материалы всесоюзной конференции. – Тольятти, 1990.

9. Щедровицкий Г.П. // На пути к теории научного знания. –М., 1984.

10. Пригожин А.И. Социология организаций. –М., 1980.

11. Леонтьев В. Экономические эссе. – М., 1990.

12. Голиков А.Н., Киселева Е.А., Стрелец И.А., Чепурнин М.Н. Сборник задач по экономической теории./ Московский государственный институт международных отношений МИД РФ. Под ред. Е.А.Киселевой. – Киров, 1994.

Примечания

*1) Мы считаем, что культурный аспект позиции предпринимателя – его инициативная деятельность по переструктурированию, т. е. созданию качественно новой общественной системы производства - потребления – не менее важен для характеристики этой позиции, чем экономический или правовой аспекты, например, использование для осуществления деятельности своей собственности на средства производства.

*2) Сказанное относится, разумеется, не к каждому конкретному менеджеру, а к позиции или роли менеджера и, тем самым, скорее характеризует возможности менеджеров, чем отдельного менеджера

*3) Точнее говоря, теория описывает взаимосвязи между идеальными объектами, как бы заменяющими реальные объекты. Можно назвать несколько причин несоответствия знаний об идеальных объектах свойствам реальных вещей; историческая ограниченность знания будет лишь одной из них и не самой важной. Менеджер никогда не должен забывать, что он живет и работает в мире относительных истин – это открывает дорогу случайному и обусловливает риск любого решения.

*4) Например, в экономической теории в числе постулатов следующие: ресурсы ограничены; потребности безграничны; чем выше цена товара, тем больше его предложение и тем меньше спрос на него и т.п. Ограниченность применимости этих постулатов очевидна; каждый из них предполагает определенную поведенческую модель, т.е. явно или (чаще) неявно базируется на предположении об ассимиляции социумом определенной культуры [11, 12]. В курсах маркетинга, где речь идет о целенаправленных действиях человека на рынке, фетишизм "экономических законов" уступает место методам и средствам организации и трансформации рынка как искусственно создаваемого объекта; в этом смысле теория маркетинга невозможна, маркетинг есть определенная частная методология.

*5) Говоря более точно, сюда надо добавить другие интелектуальные процессы: понимание, коммуникацию и рефлексию. Их взаимосвязанное представление дается схемой мыследеятельности, разработанной советской методологической школой (системомыследеятельностная методология) под руководством Г.П.Щедровицкого.

*6) Такова схема работы с моделями в кибернетике: априори задается класс объектов (например, объекты, описываемые уравнениями второго порядка), затем в этом классе идентифицируется данный объект (определяются коэффициенты уравнений) и определяются текущие значения переменных. Аналогичный подход имеется в теории ситуационного управления [7], где организация описывается теоретической моделью, характеристики которой на эмпирической основе связываются с "контекстуальными" переменными, а для использования модели определяются текущие значения переменных. Мы используем схему работы, несколько изменяя ее объекты.

*7) Более точно – для обеспечения проектирования, программирования управляемых процессов и их реализации в соответствии с разработанными проектами и программами.

*8) Деятельность предполагает не только действие, но определение цели, перечня задач, решение которых необходимо для достижения цели, выбор методов и средств, обеспечивающих решение этих задач, и лишь после того – применение этих средств и методов к объекту, т.е. совершение действия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: