Монах Филофей открывает Третий Рим




Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской литературы

 

Специальный вопроспо древнерусской литературе

«Идея старца Филофея о Москве как «Третьем Риме»»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы ПОБ_РЛ-172

Дьячкова В.О.

Принял:

Васильев С.А.

 

 

Москва2018

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………… 3

Монах Филофей открывает Третий Рим …………………………………..….. 4

Истоки концепции Филофея ………………….……………………………….. 7

Пути развития идеи ………………...…………………………………………..8

Заключение ……………………………………………………………………. 11

Список источников …………………………………………………………… 12

 


 

Введение

Концепция Третьего Рима — одна из наиболее часто упоминаемых теоретических конструкций прошлого. Зачастую идеологема "Москва — третий Рим" употребляется в таком значении, которое изначально не было ей свойственно. Причиной тому стала сама концепция, ее многослойное смысловое наполнение. При изучении влияния, которое оказала теория Филофея на русскую философию, нужно, во-первых, выделить тот смысловой заряд, который несла в себе теория, какова была ее основная направленность - религиозная, философская, политическая или иная? На своем пути из XVI века до наших дней она трансформировалась, приобретая новые смыслы, обрастая интерпретациями.

Появление концепции "Москва — третий Рим" было обусловлено уникальным историческим моментом. На заключительном этапе создания государства Московской Руси произошло падение Византийской империи и продолжался процесс распада Золотой Орды. Московское царство оказалось независимым политически, а церковь лишилась поддержки со стороны Вселенского патриарха. Одновременно вызревают иосифлянская и нестяжательская концепции взаимоотношений церкви и власти. Религиозное сознание людей эпохи средневековья диктовало особый способ объяснения этих событий. Эсхатологические ожидания, связанные с окончанием седьмого тысячелетия, усугубляли ощущение грядущих глобальных перемен. В результате этих процессов возникает потребность в создании теории, объяснявшей сложившуюся ситуацию.

В Псковской земле, недавно присоединенной к Московскому великому княжеству описанные процессы переживаются особенно остро. Именно здесь появляется на свет концепция, которая отвечает на поставленные исторической эпохой вопросы. В послании Филофея М.Г. Мунехину "Против звездочетцев" соединены религиозное, историософское, политическое, этическое и антикатолическое содержание.

Уже в XVI веке из цельной конструкции Филофея выделяются политический и религиозный аспекты, которые используются властями и церковью в своих интересах. В XVI - первой половине XVII вв. в сознании власти, церкви и простого населения Московской Руси закрепляются представления о себе как о государстве с особой миссией хранения истинной веры. На основе идеи богоизбранности царской власти Иван Грозный создает свою теорию самодержавной власти. Опираясь на мысль о России как о последнем православном царстве, церковь добивается учреждения патриаршества.

Монах Филофей открывает Третий Рим

Нет никаких свидетельств тому, что Москва или Русь именовались Третьим Римом в каком-либо славянском тексте до первой половины XVI века. Псковский монах Филофей был первым, кто обнаружил Третий Рим в Московии. В первые десятилетия XVI века он написал одно или более писем, содержащих упоминание о «третьем Риме». Филофей ввел свою идею в обращение, написав в 1523–1524 годах письмо великокняжескому дьяку. В большинстве сохранившихся копий этот ключевой фрагмент звучит так:

«Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

В «Православной энциклопедии» сказано:«Монах Филофей (ок. 1465-1542) – учительный старец Псковского Трехсвятительского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва – Третий Рим», тезисы которой изложены в его письмах к дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину и к великому князю Василию III Иоанновичу.

Письмо к дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину носит название «О злых днехъ и часахъ», иногда его называют ещё «Послание на звездочетцев», а письмо к великому князю Василию III Иоанновичу носит название «Послание к Великому князю Василию, в немъже о исправлении крестнаго знамения и о содомском блудъ»».

Биографические сведения о старце Филофее, действительно, крайне скудны. Известно лишь, что он жил в первой половине XVI-го века при великих князьях Московских: Иоанне III Васильевиче (1462-1505), Василии III Иоанновиче (1505-1533), правительнице Елене (1533-1538) при малолетнем Иоанне IV Васильевиче (1533-1584), и был монахом Псковского Елеазарова монастыря[1].

Первым сочинением старца считается его «Послание» великокняжескому дьяку в Пскове Михаилу Григорьевичу Мунехину, влиятельному лицу, перед которым он ходатайствовал за горожан. Повод к написанию «Послания» был следующий. Николай Булев, врач при великом князе Василии III, любекский немец по происхождению, приблизительно в 1522-ом году перевёл астрологический «Альманах» Штоффлера, содержащий предсказание о Большом потопе в Европе в 1524-ом. Поборник католицизма и астрологии, он послал своё сочинение Мунехину и дьяку Федору Карпову для прочтения. Перевод «Альманаха», очевидно, вызвал большой интерес у учёных и образованных дьяков, поскольку каждый из них обратился за разъяснениями к знающим лицам – духовным наставникам. Для Федора Карпова таким лицом оказался Максим Грек, для Михаила Мунехина – старец Филофей.

Запрос влиятельного великокняжеского дьяка подтолкнул Филофея на написание «Послания на звездочетцев и латынян», которым он ответил Мунехину, согласно историческим исследованиям в 1523-ем – до февраля 1524-го.

Н.В. Синицына считает, что идеи старца следует напрямую связывать с бытовавшими в тот период эсхатологическими ожиданиями: опровергая западное предсказание о грядущем конце света в 1524 г. Филофей и создал концепцию Третьего Рима.

Рассуждения старца в «Послании» отличаются последовательностью и стройностью.

В первой части Филофей развивает космологическую тему и опровергает с помощью «цитат» из Священного Писания какое-либо значение астрологии, поскольку звёзды как тела неодушевленные не могут оказывать влияния на судьбы людей или народов. Астрологии он противопоставляет иное объяснение исторического процесса: причиной изменений является – Божественная воля, причиной падения царств – неспособность удержаться в «Истинной вере» (Промысел Божий).

Затем он переходит ко второму тезису, и здесь его историко-богословская концепция также целиком находится в русле Библейских пророчеств, хотя ему необходимо было в текущих условиях примирить с нею падение православного Константинополя в 1453-ем году, подтвердить достоверность новых «Пасхалий» и объяснить сохранение католическим Римом своего «видимого благополучия».

Как писатель Филофей стал известен «широкой публике» лишь в XIX веке, когда в 1861 г. в журнале «Православный собеседник» было опубликовано названное выше послание к дьяку М.Г. Мунехину «на звездочетцев и латинян». Через два года (в 1863 г.) в том же журнале появилось послание Филофея к великому князю Василию Ивановичу. Именно эти два письма Филофея являются ключевыми для изучения идеологии Московского царства, так как именно в них можно встретить идею «Москва - Третий Рим».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: