Истоки концепции Филофея




· Концепция четырех империй

Теория четырех мировых империй, без сомнения, хорошо известная на Руси, оказала, по мнению историков, значительное влияние на концепцию Филофея. Данная теория основывалась на толковании ветхозаветной книги пророка Даниила (гл.2, 8), содержащей пророчество о последовательном существовании четырех мировых империй, вслед за которыми наступит эсхатологическое Царство Божие.

В Ветхом Завете, в книге Даниила, содержится толкование пророком таинственного сна вавилонского царя Навуходоносора, в котором он видел истукана. В этом сне Даниил видит ответ, данный свыше на раздумья царя о том, что будет после него, останется ли созданное Навуходоносором царство вершителем судеб мира или уступит место иным царствам. По толкованию Даниила, золотая голова, грудь и руки из чистого серебра, «чрево и бедра медные» и ноги, частью железные, частью глиняные, символизируют смену четырех мировых империй (Дан. 2, 37-43). По традиции, в соответствии с указаниями пророчества первые три царства идентифицировались с последовательно сменявшими друг друга вавилонским (Дан., 2, 38), мидо-персидским (Дан., 8, 20) и греко-македонским царствами (Дан., 8, 21). В качестве четвертого царства впоследствии стала восприниматься Римская империя. После падения четвертого царства должен был наступить конец человеческой истории.

По толкованию, общепринятому у христианских экзегетов ветхозаветной книги пророка Даниила, на время существования четвертой империи приходится появление Царства не от мира сего, «Мессианского Царства», т.е. — Церкви Христовой. Но появление Мессианского Царства во время существования Римской империи дало христианской историософии повод для того, чтобы атрибут вечности, присущий церкви, переносить на христианизированный Рим. В такой мировоззренческой системе вечно существует не только Церковь Христова, но и Римская империя как некий идеальный символ христианской государственности. Данная идея довольно быстро получила полное признание как на Западе (что выразилось в создании Священной Римской империи германской нации), так и в Византии. Посредством византийской христианской литературы данная идея позднее была воспринята и на Руси.

· Концепция «трансляции империи»

Еще одна возможная концепция, вдохновившая Филофея – концепция «трансляции империи», т.е. принцип пространственно-временного перемещения «Ромейского царства».В соответствии с разрабатывавшимися в Византии концепциями, ответственная историческая миссия последнего в земной истории христианского «царства», предваряющего вечное Царство Божие, перешла к Византии, столица которой — Константинополь – в соответствии с третьим каноном Второго Вселенского (Никейского) собора уже в 381 г. (т.е., задолго до падения Западной Римской империи, последовавшего в 476 г.) официально получила почетный титул «Нового Рима». Странствующее «Ромейское царство» интерпретировалось как феномен, выходящий за границы эмпирической политической реальности, не имеющий локализации в единственной точке пространства. Оно неразрушимо в пределах земной истории, несмотря на временный и преходящий характер его конкретно-исторических воплощений. Его провиденциальная миссия в истории — защита основанной Христом истинной церкви.

Пути развития идеи

· Интерпретация доктрины в церковных кругах

Без всякого сомнения, многие священнослужители были осведомлены о существе идеи Третьего Рима. Но церковные исторические работы и миссионерские пособия, которые содержали указания на эту идею, не раскрывали ее подробно: упоминание Третьего Рима обнаружило бы связь между взглядами раскольников и доминирующим во многих православных церковных текстах XVI века антигреческим настроением и тем самым легитимизировало бы раскольническую теологию. Характерно, что в историческом словаре церковных писателей, составленном в 1827 году, о Филофее говорится как об авторе «Послания на звездочетцев» и отмечаются прежде всего его заслуги в деле развенчания «предрассудка» гадания по звездам. Критика Филофеем греческой церкви, равно как и его теория о трех Римах, не упоминаются вовсе.

· Первая философская интерпретация

Несколько лет спустя после публикации работ Филофея историк Владимир Иконников предложил радикально новую интерпретацию доктрины. Его толкование в дальнейшем окажет определяющее влияние на восприятие истории Московского княжества. Иконников предложил рассмотреть концепцию Третьего Рима в контексте развития имперской идеологии России, а не в рамках церковной дискуссии о проблемах греческой православной церкви под иноверным контролем. Появление доктрины Филофея в начале XVI века было истолковано Иконниковым как свидетельство рождения новой московской идеологии: Византия пала, Москва заняла ее место, а Филофей выразил новое понимание русским двором места Московии в системе мировых отношений в качестве третьей исторической империи. По его мнению, отрицание возможности существования четвертой исторической империи было знаком нарождающегося московского мессианства, а не просто пророчеством. Прочтение Иконниковым идеи Третьего Рима как идеи мировой империи — спасительницы человечества получит вскоре широкое распространение.

· Формирование «русской идеи»

Доктрина Филофея становится все более влиятельной в царствование Александра III. Во время коронационного банкета новый император восхвалялся как защитник славян, продолжатель дел Константина и правитель Третьего Рима. Идея оказала определяющее влияние на формирование взглядов наследников идей панславизма и славянофильства — идеалистических философов конца XIX — начала XX века. Владимир Соловьев широко использовал данную доктрину в своих трудах, объясняя с ее помощью концепцию христианского универсализма. Центральным его аргументом была идея об особом предназначении России в деле сближения Востока и Запада и создания мирового органического единства. Доктрина Третьего Рима как нельзя более подходила к этой системе историко-философских взглядов: она утверждала исторические корни особой русской миссии и являлась метафорой «русской идеи». Согласно Соловьеву, Россия была не только третьей в числе наследников античного Рима, но также олицетворяла собой «третий принцип», в силу бескорыстия которого возможно объединение Востока и Запада.

· Современность

Хотя многие специалисты считают, что доктрина никогда не обладала существенным влиянием в древнерусский период, и сейчас все еще можно встретить утверждения о статусе доктрины Филофея как официальной идеологии Московского царства. Особенно часто подобные утверждения встречаются в учебниках истории. Многие русские ищут в идеях Филофея основание для развития постсоветской «русской идеи». Просоветские и русские националистические группы восприняли концепцию Третьего Рима как знак русского возрождения. На Западе доктрина приводится как исторический контекст «русского мессианизма» и «экспансионизма» в газетных публикациях, книжных обзорах и передовицах. Даже западные политические лидеры находят порой корни современной российской политики в идеях Филофея.

Заключение

Таким образом, можно прийти к выводу, что сформулированная Филофеем теория «Москва – Третий Рим» широкого распространения в Московской Руси XVIв. не получила. Последующая её популярность была связана уже не с творчеством русских средневековых книжников – новую жизнь в неё вдохнули историки, публицисты, философы и историософы Нового и Новейшего времени. В их трудах Московская Русь – единственная после падения Византии хранительница традиций православия – выступает как замкнутое от соседей образование, избравшее себе мессианский путь.

Концепция «Москва – Третий Рим» слишком важна для русской политико-правовой мысли, чтобы стать предметом изучения исключительно специалистов по русской средневековой литературе. В определенном смысле, данная концепция олицетворяет собой давнюю, уже ставшую традиционной, великую идею — «историческую мечту» об особой русской государственности, основанной на истинной, православной морали, имеющей особый путь становления и развития. Насколько оправданна, жизнеспособна и вообще перспективна подобная идея? Можно с уверенностью утверждать – до тех пор, пока будет существовать и развиваться русская (российская) политико-правовая мысль, концепция старца Филофея будет вызывать интерес у многих историков, философов, правоведов и, возможно, вдохновлять их на дальнейшее исследование вопроса о византийской религиозно-политической традиции в России.


Список источников

1. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVIвв) / Н. Синицына. – М., 1998. – С. 182.

2. ГольдбергА.Л., Дмитриева Р.П. «Словарь книжников и книжности Древней Руси», Л., 1989.

3. Бауэр Е. А. Теория «Москва – Третий Рим» в трактовке И.А. Кириллова // https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-moskva-tretiy-rim-v-traktovke-i-a-kirillova

4. УсачёвА.С. “Третий Рим” или “Третий Киев”? (Московское царство XVI векав восприятии современников) // https://ecsocman.hse.ru/data/2014/12/15/1251142455/Usachyov.pdf

5. Шушпанов Е.С. Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли, 2009 г. // https://www.dissercat.com/content/ideinoe-nasledie-inoka-filofeya-v-russkoi-filosofskoi-mysli#ixzz5I1Xp4SCg

6. Послание старца Филофея к Мисюрю Мунехину о неблагоприятных днях и часах //https://old-ru.ru/07-20.html

 


[1]А.Л. Гольдберг, Р.П. Дмитриева «Словарь книжников и книжности Древней Руси», Л., 1989



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: