Я иду к вам в гости с подарочком




Особенности организации адаптационных игр

В группах раннего возраста

Основная задача игр с детьми в адаптационный период - наладить доверительные отношения с каждым ребен­ком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду, воспитателю.

Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение.

 

Н.Ф. Тарловская предлагает четыре игровых сюжета с вариантами:

Я иду к вам в гости с подарочком

(коробочками, - камешками; - фантиками; - игрушками» и т. п.)

1- й вариант

Воспитатель, привлекая к себе внимание детей, говорит: «Сейчас положу в сумку подарки (достает из шкафа приго­товленные по количеству детей коробки) и пойду к ребятам в гости».

Идет по комнате, приговаривая: «Пойду к гости к Танечке, к Васе и к Вадику, покажу им подарки». Прежде всего, называет тех детей, которых в первую очередь надо привлечь к общей игре. Затем подходит к самой большой группе детей, говорит: «Здравствуйте, ребята, я к вам в гости пришла, вам подарки принесла. Посмотрите, что лежит у меня в сумке. (Показывает коробки, рассматривает их с малышами, рассказывает, как она старалась, делая коробки для ребят: на каждую наклеила особую картинку.) Коробку с самолетом подарю Васе, потому что у Васи на шкафчике нарисован самолет и на стойке, куда он вешает полотенце, тоже самолет. Коробку с цветком я сделала для Оленьки, а с елочкой - для Юры». И т.п.

Воспитатель предлагает малышам посмотреть, что лежит в их коробках. Дети достают шариковые ручки и листочки бумаги.

Воспитатель показывает, как снимать с ручки колпачок и надевать его с другого конца, как рисуют ручкой. Каждому ребенку рисует солнышко. Называя детей по имени, дарит и нарисую солнышко Пете...»

Воспитатель предлагает малышам отложить коробки и порисовать самим. Интересуется, кто что нарисовал. Затем дети с помощью воспитателя отыскивают каждый свою коробку по наклеенным на них картинкам, укладывают ручки, рисунки и относят коробки в шкаф, определяют место в шкафу для хранения коробок. Воспитатель договаривается с малышами, что они будут складывать в коробки подарки, а вечером показывать подарки папам и мамам.

2-й вариант

Начало игры «Я иду к вам в гости с подарками» будет всегда одинаковым - таким, как в первом варианте. «Ритуальное» начало игры будет служить для детей своеобразным сигналом о том, что сейчас состоятся минуты приятного для них общения с воспитателем.

Итак, начало игры позади. Далее вы показываете малышам жестяную банку, наполненную камешками или морскими галь­ками, и заинтересовываете их игрой с' этими предметами.

Не забывая выражать детям свое доброжелательное отно­шение, вы раздаете всем по два камешка и предлагаете поиграть ими.

Игровые действия с камешками могут быть разными. Вы можете показать детям, как постучать камешками друг о друга или постучать своими камешками о камешки каждого ребенка по очереди, приговаривая: «Тук-тук-тук- это я с Валечкой играю. Тук-тук-тук - а теперь я с Валериком играю». И т.п.

Затем вы можете вновь предложить детям самим постучать камешками, а потом включиться в игру, весело постукивая по камешкам малышей и напевая: «Ля-ля-ля, бум-бум-бум, ля- ля-ля, бум-бум-бум». Игра повторяется 2 -3 раза.

В следующий раз можно продолжить игру «в камешки».

Для этого сделайте марлевый сачок или используйте готовый и покажите детям, как в него забрасывать камешки. Вы под­ходите с сачком к каждому ребенку по очереди. Они кидают камешки, а вы их ловите сачком.

Покажите, как много камешков набралось в сачок. Дайте детям ощутить, что камешков много, пощупать их руками, перебрать. Затем вновь раздайте камешки малышам, приго­варивая: «Два камешка - Марине, два камешка - Вове...»

Спросите детей, хотят ли они еще раз поиграть так. Повто­рите игру, если она будет интересна вашим ребятам.

Малыши могут прятать камешки за спину, в кармашек, а вы будете отыскивать их.

Игра может протекать и так: вы держите трубку[1], малыши по очереди опускают в нее камешки, а вы ловите их и возвращае­те детям. Далее вы раздаете каждому ребенку по трубке и рассказываете, как еще можно поиграть с этими предме­тами.

После игр дети кладут камешки на место - в коробки для подарков и убирают коробки в свои шкафы.

3-й вариант

Начало игры обычное. Затем вы предлагаете детям посмот­реть, что вы приготовили им в подарок на этот раз.

Вы показываете малышам фантики. Приглашаете полюбо­ваться, какие они красивые. После этого дарите фантики детям, проявляя к каждому ребенку внимание («Вот теперь всем подарила фантики. Никого не забыла. Один фантик мне ос­тался»).

Затем вы кладете свой фантик на ладонь. Говорите, что он очень легкий и его можно сдувать с ладони. Показываете, как надо дуть на фантик, чтобы он полетел, и предлагаете малышам проделать то же самое.

Дети играют некоторое время.

Потом вы говорите, что из фантиков, наверное, получатся очень хорошие бабочки. Показываете, как сделать бабочку, подробно комментируя свои действия: «Сожму фантик вот здесь, посредине, вот так. А теперь перевяжу это место ниткой. Кусочек нитки оставлю. За эту нитку я буду держать бабочку. По­смотрите: получилась бабочка». Далее нужно показать, как «летает» бабочка, и спросить детей, понравилась ли им она и кто хочет иметь такую же.

Вы делаете бабочек для всех желающих. Дети бегают с ними по комнате, играют.

Постарайтесь предусмотреть, чтобы после игры бабочки не были брошены. Тем, кто наигрался с бабочкой, предложите «посадить» ее на платье или рубашку. Помогите малышу закрутить нитку на пуговице рубашки или на поясе платья («Бабочка устала летать - пусть она отдохнет»). Дети могут положить бабочек спать в карманы одежды или в свои коробки.

Перед уходом малышей из детского сада напомните им о бабочках. Вместе с ребенком покажите бабочку родителям, расскажите, как организовать игру дома.

Вот что еще можно подарить детям:

- разные открытки с животными, птицами, сказочными героями, картинки, вырезанные из старых журналов;

- всевозможные игрушки, сделанные руками воспитателя из разного дополнительного материала, картона, лоскутков ткани и т. д.

Игрушки мальчикам и девочкам можно дарить разные. Если девочек привлекут кулончики, пуговицы на нитке в виде бус, колечки из цветной проволоки, то мальчиков-самолетики, звездочки. А такие подарки, как небьющиеся пузырьки, пробки, домик, выполненный из маленькой коробочки из под лекарства устроят и девочек, и мальчиков. Ведь пробку можно надевать на палец, а в домике могут открываться двери.

2. Загляните ко мне в окошко...

- я вам что-то покажу; - я вас чем-то угощу» и т. п.

 

Эту игру можно организовывать и любое время дня. Удобен для нее и полдник, если в меню предусмотрены яблоки, конфеты, печенье или что-то другое, что можно использовать для такой игры.

Игра заключается в следующем. Вы сооружаете на столе подобие окна с занавесками и говорите, что сейчас откроете окошко, раздвинете занавески (на каждую завязываете по банту) и будете приглашать детей заглянуть и комнату к фее: «Вот сейчас раздвину занавески, украшу их ношами, а тут и ребятки ко мне придут. Ванечка заглянет ко мне в окошко, а я его яблоком вкусным угощу. Дашенька заглянем я и Дашеньку сладким яблоком угощу. Яблок много всем детям хватит Приходите ко мне за яблоками».

Ребенок заглядывает в окно, и вы угощаете его яблоком, желаете приятного аппетита. Тот, кто хочет, садится есть яблоко на скамейку возле окна, остальные едят где им нравится. Покажите малышам тарелку, куда можно складывать остатки от яблок. Побуждайте детей благодарим, вас за угощение («Как приятно! Саша мне сказал спасибо и Ника спасибо сказала. Какая молодец Вика!»).

Можно предлагать детям через окно книжки для рассмат­ривания и таким образом устраивать импровизированный «чи­тальный зал».

Вы садитесь возле окна, выглядываете из нею и говорите, что у вас есть много интересных книжек: про лисичку, про петушка, про зайку. Предлагаете желающим приходить за книгами: «Кто это ко мне в окошко заглядывает? Здравствуй, Машенька! Рада тебя видеть. Ты ко мне за книжкой пришла? Вот тебе интересная книжка про лисичку. Когда посмотришь книжку, приходи ко мне снова. Заглянешь в окошко, и я тебе еще одну книжку дам. До свидания, Машенька! Приходи еще».

Можно показывать детям из окна игрушку забаву, раздавать «секретики». Последний вариант игры заключается в следующем. Когда ребенок заглянет в окно, вы попросите его протянуть ладошку и пообещаете положить в нее маленький подарок, который называется «секретик». Затем вы кладете в руку ребенка какой-нибудь мелкий предмет, например вырезанные из откры­ток цветочки-девочкам, звездочки, колесики и т. п. мальчикам.

3. Шли-шли, что-то мы нашли:

- зонтик; - кастрюльку;- шарики; - кувшинчик» и т.п.

1-й вариант

Воспитатель, гуляя с детьми по группе, находит разные предметы, которые она специально подобрала и разложила заранее: «Буду гулять по группе и искать что-нибудь интересное. Приглашу с собой на прогулку Танечку, Васю, Митю... и Вареньку не забуду. Вот теперь, кажется, всех пригласила».

Воспитатель идет впереди и приговаривает: «Мы шли-шли, шли-шли. Что это такое мы нашли? (Показывает зонтик и ждет ответа детей.) Давайте посмотрим, какой это зонтик. Сейчас я нажму кнопку и зонтик откроется. Какой красивый зонтик: весь в цветочках! И ручка есть. За нее я буду держать зонтик. Кто хочет вместе со мной подержать зонтик? (Все подержали.) Сейчас закрою зонтик и положу его в сумку. Пойдем гулять дальше.

Топ-топ-топ-топают ножки по дорожке. Ой, кажется, дождик капает. (Вытягивает руку, проверяя, не идет ли дождь.) Да, дождь пошел. Надо скорее раскрыть зонтик, спрятать своих ребяток от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся. Скорее, скорее бегите все ко мне под зонтик. И Танечку спрячу, и Васю, и Митю... Вот как хорошо! Все спрятались под зонтик. (Об­нимает детей.) Лейся, лейся, дождик. Мы тебя не боимся! Все, дождик закончился. Можно теперь побегать по лужам.

Шлеп- шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп. Как хорошо мы бегаем по лужам! А Алеша прыгнул и прямо в лужу попал. Все, побегали! Кажется, опять дождик начинается. Давайте вытянем руки и проверим, не идет ли дождик. Скорее, скорее прячьтесь ко мне под зонтик все-все-все. Ишь, какой дождик -хочет замочить моих ребяток! А я их укрою под зонтиком».

Игра повторяется 2-3 раза. Затем все садятся на ковер или диван и воспитатель рассказывает о каком-нибудь событии, связанном с дождем, например как собачка под дождь попала.

2-й вариант

В следующий раз можно найти другие предметы, например сначала грибы, а потом кастрюлю: «Мы шли-шли, шли-шли. Ой, что это такое мы нашли? (Останавливается около рассыпанных грибов.) Правильно, грибочки нашли. Собирайте их и кладите ко мне в корзинку».

Дети кладут грибы в корзинку, а воспитатель приговаривает: «Машенька молодец: грибочки принесла, и Петя молодец, и Саша, и Оленька..,»-так она называет и хвалит каждого, кто кладет в корзинку грибок. «Полную корзинку грибов набрали. Хорошие ребята! Пошли дальше. Мы шли-шли, шли-шли. Что это мы нашли? (Показывает кастрюлю и ждет ответа детей.) Сейчас будем в кастрюле суп с грибами варить. Налью в кастрюлю воды (наливает в кукольном уголке воду из крана), положу грибов побольше, чтобы суп был вкусный. Теперь посолю. Все, суп готов. Сейчас я как будто попробую' (По­казывает, как это делается.) Суп вкусный. Теперь буду угощать моих деток. Ложечку дам Алеше, ложечку - Насте... (Угощает супом всех детей по очереди.) Все, поели суп. Понравился вам суп? Теперь пойдем дальше».

Чтобы закончить игру, вы должны найти такой предмет или предметы, которые помогут вам естественно переключить детей на другой вид деятельности, например конструирование или рисование.

Вы можете найти большую машину, доверху нагруженную кубиками которые раздаете каждому ребенку со словами: «Вот кубики Сашеньке. А теперь Верочке дам кубики... Мои детки будут строить из кубиков».

Находка в виде листочков бумаги и карандашей поможет вам организовать рисование; в виде пирамидок, вкладышей и других предметов - занятие с дидактическим материалом.

Важно, чтобы эти предметы были преподнесены детям в качестве небольшого и приятного им подарка.

4. Приходите ко мне в гости:

- я вас буду угощать; - будем весело играть;- будем вместе танцевать».

1-й вариант

Игра начинается с того, что вы с увлечением рассказываете детям, как готовитесь к приходу гостей. Вы говорите, что сейчас будете строить большой дом, а потом пригласите к себе всех детей. Строите и приговариваете: «Приглашу Танечку и Ва­нечку... Оленьку тоже приглашу... и Катеньку...» (в первую очередь надо называть имена тех детей, которые стоят рядом и наблюдают за вашими действиями).

Дом можно строить из стульев, располагая их так, чтобы дети могли войти и посидеть в нем. Затем вы размышляете вслух, где лучше поставить стол и почему нужно, чтобы на столе были скатерть и ваза с цветами. Рассуждаете, чем лучше угостить ребят. Ставите на стол предметы-заместители и объясняете: «Это у меня сок в бутылочке. А это - чашки». Когда постройка будет закончена, вы говорите: «Все, дом готов. Буду звать гостей».

Вы открываете дверь - отодвигаете стульчик - и произносите:

- Дверь открою-стану звать,

Деток в гости приглашать..

Где вы, детки? Заходите!

Я вас вкусно угощу,

А потом будем играть.

Песни петь и танцевать.

«Здравствуй, Танечка! Здравствуйте, Ванечка и Оленька! (Воспитатель берет детей за руки, заглядывает в глаза.) Прохо­дите, пожалуйста. Очень хорошо, что пришли в гости. Спасибо, я очень рада вас видеть. Я вас ждала, в доме убрала. (По­казывает накрытый скатертью стол, вазу с цветами. Интере­суется, понравились ли детям цветы.) Я выбирала цветы разного цвета - красные, желтые, синие. (Показывает.) Хотела, чтобы они вам понравились, чтобы в доме было красиво». Дает детям понюхать цветы. Спрашивает, хорошо ли они пахнут.

Затем воспитатель предлагает детям угощение, показывает, как есть и пить «понарошку». Говорит: «Сначала попробую, сладкий сок или несладкий, а потом своих деток буду угощать. (Пробует сок.) Сладкий сок - можно наливать в стаканчики». Воспитатель раздает малышам стаканчики (предметы-замести­тели: крупные пробки, вкладыши и т.п.) и разливает в них сок: «Угощайся, Петенька. Теперь Ванечке налью сока. А сейчас Светочке налью...»

Дети пьют сок и ставят стаканчики на стол. Воспитатель говорит, что хочет потанцевать с ребятами. Включает проигры­ватель-все танцуют. Потом воспитатель прощается с каждым ребенком и приглашает еще прийти к ней в гости.

2- й вариант

После ритуала приветствия дети могут встретиться с со­бачкой, которая тоже пришла в гости, чтобы познакомиться и поиграть с малышами.

Воспитатель показывает на собачку, которая сидит под столом: «Выходи, 'Тишка. Будем здороваться с ребятами». Собака «лает». Воспитатель поясняет, что так здороваются собаки. Говорит, что собаку зовут Тишка. Продолжает: «Тишка сторожит дом. Он мой друг. Тишка очень любит косточки и конфеты». Угощает собаку косточкой (предмет-заместитель) и поясняет, что больше всего Тишка любит играть.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как она играет с собакой, как Тишка умеет прыгать через палочку, отгадывать, кто из детей, где сидит. Просит: «Тишка, ну-ка, найди, где Оленька сидит». Собака нюхает, подбегает к девочке и лает.

«Молодец, Тишка, нашел Оленьку!»-говорит воспитатель. Так собака находит всех детей по очереди.

Затем по просьбе воспитателя Тишка приносит корзинку с шариками. Воспитатель раздает детям шарики и объясняет, что приготовила их вместе с Тишкой для малышей. И еще при­готовила стаканчики, чтобы показать ребятам, как играют с шариками и стаканчиками. Предлагает: «Вот посмотрите, как я буду играть. Положу шарик в стаканчик. Закрою его сверху рукой - вот так. И буду трясти стаканчик. Слышите, как шарик гремит? А теперь сами попробуйте так поиграть с шариками».

Затем воспитатель объясняет детям, как еще можно играть с шариками - прокатывать в воротца (они уже поставлены), скатывать с горки, забрасывать в кольцо и т.п.

Воспитатель прощается с детьми. Вместе с Тишкой пригла­шает малышей прийти в гости снова.

Каждая адаптационная игра имеет свою специфику организации, но есть общие структурные компоненты:

- Приглашение детей к совместному действию (обязательно каждого по имени).

- Знакомство (или представление) с предметом и его функциональными возможностями.

- Совместные действия взрослого и детей с данным предметом.

- Похвала и нацеливание детей на другую деятельность.

При возможности игру повторяют 2 раза.


[1] Трубки можно сделать из картонных или жестяных (с обработанным безопасным: краем) банок, коробок без дна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: