Свобода – это способность преодолевать границы и ограничения.




Свобода - ответственность.

 

Вообще, о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода, как нечто желаемое, к чему мы стремимся.

 

Если посмотреть суть этого понятия, то свобода это отсутствие внешней структуры и определенности, человек может принести структуру в мир, и в этом смысле существует другая сторона свободы, заключающаяся в том, что перед нами ничего нет, это мы должны создать ту структуру, которую мы предадим своей жизни. И конфликт в отсутствии этой заранее предопределенной структуры и желании чтобы все было структурировано и имело свои основания.

Поэтому, если по-другому посмотреть на свободу, мы увидим ответственность за ту жизнь, которую мы создаем и для большинства людей свобода это суровое испытание. И, как говорил Фромм, человек обречен на свободу и он бежит от свободы.

 

В своих попытках дать определение слову свобода я пришел к следующей формулировке:

Свобода – это способность преодолевать границы и ограничения.

Говоря о свободе, я хочу вкратце упомянуть концепцию Мартина Бубера глубокую, иногда сложную для понимания, но касающуюся глубин человеческого духа (которые часто невозможно передать словами и осмыслить рационально). Бубер говорил, что сегодня у человека есть все возможности сделать шаг к свободе.

 

Человек может жить на двух уровнях:

 

n Уровень вещей – мир ОНО, мир объектов познания и использования, на котором безгранично господствует причинность и обусловленность основополагающая для научного упорядочения мира. Мир ОНО обладает связанностью в пространстве и времени. Мир вещей предсказуем, определим и может быть описан в законах и свойствах.

 

n Мир отношений, где Я и Ты свободно пред – стоят друг другу во взаимодействии, не опосредованные опытом, открытые и доступные в своей целостности и неделимости. Здесь человеку дается ручательство его свободы, свободы человеческого существа как такового. Лишь тот, кто постиг отношение с другим, как со свободной и необусловленной сущностью, иным миром, и знает присутствие ТЫ, способен на то, чтобы решиться открыться миру во всей своей целостности. Тот, кто решается, свободен, ибо он встал перед лицом бога. Мир ты не имеет связанности в пространстве и времени, отдельное ТЫдолжно стать ОНО когда отношения исчерпаны. Мир подлинных отношений лежит вне обусловленности и законов, в нем каждый есть Бог и творец законов.

 

Согласно Буберу свобода и судьба вверены друг другу. Только тот встречается с истинной судьбой, кто претворил в действительность свободу. Свобода и судьба, объемля друг друга, образуют смысл. И единственное что может стать для человека роком, - это вера в рок, она подавляет движение к свободе.

 

Часто человек уходит в мир ОНО в мир вещей, где все подтверждено опытом и зафиксировано в причинности, где и он сам и другой всего лишь вещи для использования и потребления – это и есть бегство от свободы.

В мире ТЫ, мире отношений - встречи не складываются в упорядоченный мир, каждая встреча знак мирового порядка. Относительно такого мира ты не можешь прийти к пониманию с другими, с ним ты один на один, он не помогает тебе удержаться в жизни, он лишь помогает обрести предчувствие вечности. Этот мир оставляет после себя больше вопросов, чем ответов, такой мир угрожает нашему покою и безопасности, но одновременно с этим, он ничем не заменим. Это мир чистого настоящего, в котором невозможно жить постоянно. Но можно жить в чистом прошлом, собственно, только в нем и возможно устроение жизни. Надо заполнить каждое мгновение опытом и использованием, и оно перестает жечь. Человек не может жить без мира ОНО, Но тот, кто живет лишь с ОНО, тот не человек.

 

 

Возвращаясь к свободе как таковой, как способности преодолевать границы - важно учитывать, что всегда существуют два вектора свободы:

 

- Свобода от... (то что лежит внутри границ и эти границы создает)

- Свобода для…(то что лежит за границами и ограничениями и ждет реализации)

СВОБОДА ОТ - означает свободу относительно трех данностей:

 

1. Инстинктов, физических особенностей и свойств.

2. Врожденных, приобретенных, воспитанных и созданных другими свойств.

3. Среды, ее ценностей и требований.

 

Говорить о свободе человека мы можем только тогда, когда он противопоставляет себя ограничениям природы, когда он перестает слепо и покорно подчиняться ограничениям, налагаемым биологическими (раса), социальными (Класс, общественное устройство…) или психологическими (темперамент, характерологический тип) факторами.

 

Смысл понятия свобода появляется или пропадает в зависимости от нашей веры в подлинную способность человека не просто принимать вышеупомянутые ограничения, но вместо этого рассматривать их как вызов ему самому формировать свою судьбу и свою жизнь. И в этой точке начинается СВОБОДА ДЛЯ. Это та сторона свободы, которая нужна для творчества, любви и обретения смысла жизни, свобода от лишь расчищает место, создает плацдарм для будущих свершений. Свобода от без свободы для превращается в отрицание жизни и создает пустоту и лишь благодаря свободе для, эта пустота становиться творческой и может содержать все, как пустота за миг до творения. Именно благодаря свободе для человек в своем духовном стремлении приближается к богу и становится истинным творцом своей жизни.

Стоит отметить, что свобода тесно связана с таким понятием как привязанность. Привязанность к людям, вещам, мыслям, эмоциям, желаниям… Практически все религии оперируют термином – свобода, освобождение итд, акцентируя свое внимание на разных аспектах и уровнях.

 

Вместе с этим, другая неотделимая сторона свободы – ответственность. По большому счету, человек никогда не может до конца ответить на вопрос - правильно ли я поступаю, абсолютных критериев нет. Единственное, что человек может сделать - это признать, что он сам сделал выбор, это его собственное решение, это он действует в данной ситуации, это и будет ответственностью.

 

Ответственность – это способность отвечать миру, отвечать подлинно из глубины себя.

 

Суть понятия ответственности очень хорошо иллюстрируется старой индейской притчей.

«Жил некогда молодой человек – очень бедный индеец. Он жил в большом городе, и окружали его только белые люди. У него не было ни дома, ни родных, ни друзей. Он пришел в город за счастьем, но нашел лишь нищету и боль. Время от времени он, работая как мул, добывал несколько монет на кусок хлеба. Если бы не это, ему пришлось бы просить милостыню, или воровать.

 

Однажды молодой человек отправился на рынок. Бредя как в тумане, он диким взглядом рассматривал изобилие прекрасных товаров. Он был в таком шоке, что не видел, куда идет, и, в конце концов, налетев на стоявшие корзины, свалился на какого - то старика.

 

Старик нес четыре большущих кувшина, и только что остановился и присел, чтобы перекусить. Парень разозлился и обругал старика за то, что тот расселся у него на дороге. Кувшины старика опрокинулись и покатились. Увидев это, молодой человек решил, что на сегодня ему удалось найти для себя пропитание.

 

Он помог старику и взялся нести тяжелые кувшины. Старик сказал, что идет домой в горы, и молодой человек настоял на том, чтобы сопровождать его хотя бы часть пути. Старик повернул в горы и по дороге накормил молодого человека, отдав ему часть купленных на рынке продуктов. Молодой человек набил брюхо под самую завязку и, почувствовав, что сыт, начал замечать, на сколько тяжелы сосуды, которые он нес. Он покрепче прижал их к себе.

 

Молодой человек спросил у старика: что у тебя в этих кувшинах? Старик не ответил, но сказал, что собирается показать молодому человеку друга, который развеет его горести, даст ему совет и научит мудрости необходимой для того, чтобы разобраться в неисповедимых путях этого мира.

 

После этого старик призвал к себе оленя. Ничего красивее этого оленя молодому человеку в своей жизни видеть не доводилось. Олень был настолько ручным, что подошел совсем близко и бродил вокруг. Он сиял и переливался всеми цветами радуги. Молодой человек был настолько очарован, что тут же догадался, что это волшебный олень. Старик сказал, что если молодой человек хочет, чтобы олень стал его другом и подарил ему свою мудрость, он должен всего на всего отказаться от кувшинов.

 

Все мелочные желания и страсти молодого человека всколыхнулись в ответ на это предложение. Молодой человек спросил: Так что же, все-таки в твоих кувшинах. Старик искренне ответил, что в кувшинах пища.

 

Разумеется, молодой человек не поверил ни единому слову старика. Он прикинул, что старик наверняка колдун. И если за свои кувшины он готов отдать волшебного оленя, то, какое невероятное могущество, какую фантастическую силу они должны содержать. Молодой человек заявил, что он выбирает кувшины.

 

Молодой человек схватил кувшины и убежал. Забрался в укромное место и там их открыл. В кувшинах оказались только пища и вода, молодой человек в припадке гнева сбросил их с высокой скалы на камни.

 

Юноша догнал старика, и высказал ему всю свою злость и обиду, но тот ответил: «Ты сам не знаешь, чего ищешь, ты не знаешь что такое волшебство, поэтому не можешь судить, нашел ты его или нет. Ты не принял на себя ответственности за свое решение, потому так разозлился из - за своего просчета. Если бы твое решение было осознанным, и если бы ты готов был за него ответить, ты оставил бы еду, что была в кувшинах себе, и был бы этим более чем доволен. А может, тебе даже удалось бы понять, что эта еда тоже была волшебной ».

 

Продолжая разговор об ответственности необходимо отметить, что лишь целостный человек может быть до конца ответственным. И вообще, понятие ответственность надо вернуть из сферы этики, из свободно парящего в воздухе долженствования в сферу живой жизни. Подлинная ответственность есть лишь там, где есть действительная возможность уникального и неповторимого ответа человека на ситуацию. Ответа на то, что с человеком случается, что он видит, слышит, чувствует, встречает в своей жизни. Ответа из самого центра души на каждый конкретный миг с его содержанием мира и судьбы. Чаще всего под ответственностью люди понимают долг, обязательства, правила… И тогда они не отвечают миру, людям и ситуации а лишь реагируют по заранее установленной другими программе и схеме. В этом случае можно говорить об обязательности, правильности, подчинении нормам и правилам, но никак об ответственности.

И часто, нужен весь аппарат нашей цивилизации, чтобы отвлечь внимание человека от голоса мира, голоса души и бога на который необходимо ответить. Ответ это не только слова, мы отвечаем действием, свершением или отказом от него, и есть такие вопросы и ситуации, ответом на которые может быть только целая жизнь.

Но может случиться, что мы пытаемся ответить, начинаем лепетать, ибо для ясной артикуляции нам порой не хватает душевных сил, но этот лепет – достойная попытка. Ответственность - это ответ на ситуацию, с которой мы именно теперь столкнулись, которая не была нам известна и не могла быть известна, потому, что подобной ей никогда не было. Именно по - этому невозможно ответить за другого, и нет стандартных ответов ни в морали, ни в нравственности, ни то ни другое не поможет в ответственности.

И пока человек занят внутренними конфликтами и борьбой, нет целостного субъекта ответственности. Только так в верности себе и мгновению, мы узнаем жизнь, которая есть нечто другое, чем сумма мгновений. По сути, ответственность есть подлинный диалог с ситуацией, человеком, миром, богом. Этот диалог нельзя задать заранее, ответственность не обязанность, а возможность.

 

Говоря о свободе, невозможно обойти такие аспекты человеческого бытия как решение и воля. Осознание реальности приводит к принятию решений. Это органическое единство иллюстрируется японской пословицей – «Знать и не действовать – значит не знать самого главного».

 

Отто Ранк, сподвижник Фрейда один из первых ввел волю в психологическую теорию и практику.

Для экзистенциалистов воля связана с желанием и направлена на будущее – воля – орган будущего. Любая терапия в большей своей части направлена на волю, которую часто необходимо освободить, либо трансформировать.

 

Отто Ранк выделял три стадии развития воли:

 

1. Врожденная воля – связана с тем, что необходимо делать.

2. Позитивная воля – связана с желанием соответствовать тому, что должно делать.

3. Творческая воля – связана с желанием творить и создавать нечто.

 

Те кто имеет дело с религиозными, духовными или мистическими практиками, вероятно, захотят прибавить четвертый уровень – духовной воли. Это тот уровень, когда воля человека сливается с волей Бога и становится намерением, формирующим жизнь человека и мир вокруг него.

 

Очень часто родители подавляют волю своих детей и она остается на первой или второй стадии, появляется воля связанная с чувством вины, чувством жалости, подавленными эмоциями … Формируется невротическая воля.

 

Ролло Мей в свою очередь внес в концепцию воли желание. Без желания невозможно глубокое осознание действительности. Желание это потенциальность, с помощью желания мы проецируем себя в будущее. Желание всегда связано со смыслом и очень индивидуализировано. Четвертый уровень воли, который я рискнул выделить, трансцендентен желанию.

Желание придает воле богатство, игривость. Воля придает желанию жизненность, серьезность.

 

Помочь человеку узнать чего он действительно хочет, и активизировать творческую волю – большая часть помощи человеку.

 

Можно выделить три принципиальных уровня желания:

 

1. Детское желание – желание получать.

2. Подростковое желание – желание иметь и брать.

3. Взрослое желание – желание создавать, воплощать, осуществлять.

 

В нашей повседневной жизни мы живем сразу на всех уровнях желания и взрослость или зрелость человека в соотношении этих трех пластов.

 

Следующий шаг после осознания своих желаний - принятие решения. На этом этапе часто люди оступаются, изобретая различные способы избегания принятия решений, ниже приведены некоторые из них:

 

1. Откладывание на завтра – постоянно в процессе приготовления.

2. Концентрация на страхе от свободы.

3. Передача права решать - другому человеку или группе людей (тоталитаризм).

4. Умение своим поведением подходить к решению, не беря за него ответственность.

5. Бросание монет.

6. Опора на внешние правила и нормы.

 

Задача психолога на этапе принятия решения - помочь человеку справиться со страхом, помочь осознать свои желания и возможности, а так же последствия своего выбора.

 

Свобода и ответственность это то «пространство» человеческого духа, где его свободная воля может творить подлинную жизнь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: