Учителя-логопеда»
Пояснительная записка
Проблема гуманизации образования, которая четко выявляется в связи с изменением социально-экономической обстановки в современном обществе, приводит к новому пониманию процесса обучения и воспитания в целом и предъявляет особые требования к педагогу и, соответственно, к учителю-логопеду, с позиции его профессиональной компетентности. Особое место в обозначенной системе занимает педагогическая техника, которая наряду с гуманистической направленностью личности учителя, его профессиональными знаниями, способностями к педагогической деятельности является важным элементом структуры педагогического мастерства (И.А. Зязюн и др.).
Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять своим поведением (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи, включая ее вербальные, мимические и пантомимические элементы, социально-перцептивные способности); умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские, коммуникативные умения, владение техникой контактного взаимодействия, управления педагогическим общением и др.).
Педагогическое общение, которое выражает коммуникативную природу педагогической деятельности, на первый план в общей системе профессионально значимых качеств педагога выдвигает коммуникативные умения. При организации педагогического общения учитель, в том числе и учитель-логопед, реализует следующие цели: передачи знаний (информативно-коммуникативный компонент общения по классификации Б.Ф. Ломова); формирования умений и навыков совместной деятельности (регуляционно-коммуника-тивный компонент общения); создания положительной мотивации для восприятия и понимания окружающих людей (аффективно-коммуникативный компонент общения).
|
В качестве важного звена в системе профессионального образования учителя-логопеда мы рассматриваем его коммуникативную подготовку как подготовку к полноценному межличностному общению, творческому сотрудничеству и диалогу с окружающими людьми, к эффективному педагогическому общению и взаимодействию. Для того, чтобы развивать готовность к диалогу, средства общения и коммуникативные умения у детей с нарушениями речи, учителю-логопеду необходимо самому овладеть базовыми основами коммуникативной культуры, развивать и совершенствовать свой коммуникативный потенциал как систему коммуникативных свойств, способностей и умений.
Программа учебного курса предполагает ознакомление студентов 2 курса дефектологического факультета (специальность 031800 «Логопедия») с базовыми понятиями коммуникативной культуры учителя, а также практическое овладение студентами элементами и средствами педагогической техники, являющимися необходимым компонентом профессиональной компетентности учителя-логопеда.
Целью курса является обучение студентов основным элементам культуры общения как формы педагогического взаимодействия.
В процессе изучения курса у студентов формируются представления о структуре речевого общения, о вербальных и невербальных средствах воздействия на собеседника, об использовании элементов педагогической техники в процессе коррекционно-педаго-гического воздействия на детей и подростков с нарушениями речи, о педагогической технике, коммуникативной культуре учителя-логопеда. В процессе практического усвоения курса студенты совершенствуют навыки техники речи (отработка фонационного дыхания, работа над речевым голосом, дикцией, тренировка пластической и мимической выразительности, темпо-ритмического чувства и др.).
|
Задачами курса являются:
формирование представлений об общении как коммуникативной деятельности, об основных составляющих процесса общения, о коммуникации, о языке, как универсальной системе знаков;
формирование у студентов системы психолого-педагогических знаний о структуре, видах и правилах речевого общения, об основных элементах и культуре речевого и неречевого поведения учителя;
ознакомление студентов с вербальными, мимическими, пантомимическими компонентами общения;
обучение основам психотехники речи;
развитие интереса к избранной профессии.
В результате изучения курса у студентов должны быть сформированы следующие знания:
об основах общения как форме человеческой деятельности, об основных направлениях исследований в этой области;
о структуре и культуре педагогического общения;
о профессиональных требованиях к речи и коммуникативному поведению учителя-логопеда;
о системе упражнений для развития дыхания, голоса, дикции, ритмики речи;
о невербальных средствах общения, методах использования мимической и пластической, кинесической техник в педагогическом общении;
об основных элементах педагогической техники и педагогического мастерства.
|
В процессе изучения данного курса предполагается формировать у студентов следующие профессионально значимые умения и навыки:
осуществлять конструктивное межличностное общение;
следовать нормам и правилам речевого общения;
владеть речевым дыханием, голосом, четкой дикцией и ритмикой речи;
владеть операциями невербального общения;
преодолевать психологические барьеры общения;
работать с психолого-педагогической и специальной логопедической литературой, извлекать профессионально значимые сведения.
Изучение курса предполагает применение практических занятий, самостоятельной работы студентов. Тематика и содержание практических занятий увязывается с содержанием лекционного материала по логопедии и циклами психолого-педагогических и лингвистических дисциплин, с самостоятельной работой студентов, что обеспечивает внутрипредметный и межпредметный синтез знаний.
Практические занятия, которые являются связующим звеном теории и практики логопедии, служат целям углубления и систематизации теоретических знаний студентов, приобретенных при прослушивании лекций и в процессе самостоятельной работы; формирования определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в диагностической и коррекционной работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в речевом развитии. В процессе проведения практических занятий по курсу у студентов формируются основные умения профессиональной педагогической техники, отрабатывается система работы над дыханием, мимикой, пантомимикой; формируются навыки конструктивного общения, владения технологиями профессионального общения и взаимодействия с детьми и подростками, страдающими нарушениями речи.
Применение контрольных и практических, тестовых заданий, тестирования и самотестирования на практических занятиях учебного курса позволяет разнообразить формы и методы работы, улучшить качество усвоения теоретических знаний и готовить студентов к выполнению практических задач. С аналогичными целями используется и моделирование на занятиях ситуаций, приближенных к будущей профессиональной деятельности (беседа, логопедическое занятие, консультирование родителей, изучение невербальных средств общения путем наблюдения за коммуникацией собеседников и др.); элементы игрового коммуникативного тренинга; тестирование коммуникативных способностей и умений студентов.
В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с основной и дополнительной литературой по проблемам общения, педагогической техники; углубляют и закрепляют теоретические знания по содержанию курса; совершенствуют и тренируют навыки и умения педагогической техники; умения по конспектированию литературы; готовят сообщения и рефераты по различным разделам курса.
Для проверки знаний студентов в процессе изучения курса в рабочей программе предусмотрены различные формы контроля: выполнение тестовых заданий, написание срезовых и итоговой контрольных работ. Изучение курса заканчивается зачетом.
Содержание программы
1. Общение в образовательном процессе.
Общение как коммуникативная деятельность. Структура, этапы, средства общения. Феномен затрудненного общения. Особенности педагогического общения. Специфика профессионального педагогического слушания. Культура коммуникативного поведения учителя Барьеры педагогического общения. Управление педагогическим взаимодействием. Технология управления педагогическими конфликтами.
2. Коммуникативная культура учителя
Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности. Коммуникативные способности личности. Структура и уровни коммуникативной культуры учителя. Профессиональные коммуникативные умения учителя.
3. Культура речевого общения
Развитие коммуникации в онтогенезе. Речевая деятельность и речевое поведение. Правила речевого общения. Виды речевого общения. Особенности культуры речи педагога. Требования к речи учителя-логопеда: стиль, правильность, чистота, точность, эмоциональность и др. Речевое взаимодействие в педагогическом процессе. Культура слушателя.
4. Невербальные средства общения в педагогическом процессе
Характеристика невербальных средств общения в реальном взаимодействии с людьми. Мимика, жесты, интонация, выражение лица. Требования к мимике и пантомимике педагога. Внешний вид педагога: осанка, поза, походка, одежда, прическа.
5.Психотехника речи учителя-логопеда
Паралингвистические средства общения. Значение владения техникой речи для профессионального становления учителя-логопеда. Механизм, типы, гигиена речевого дыхания. Причины и пути устранения нарушений речевого дыхания. Профессиональные требования к голосу педагога. Упражнения для развития голоса. Профилактика голосовых расстройств. Упражнения для развития дикции. Упражнения для развития ритмико-интонационных умений.
6. Основы педагогического мастерства учителя-логопеда.
Педагогическая техника как важный компонент структуры педагогического мастерства. Коммуникативная направленность педагогической техники учителя-логопеда. Структура педагогического мастерства. Коммуникативная компетентность учителя-логопеда. Основы профессионализма учителя-логопеда.
Тематический план