дневное отделение
2 курс, 4 семестр
Общее количество часов 60
В том числе самостоятельная работа студентов 24
В том числе аудиторных 36
Лекций -
Практических занятий 36
Лабораторных занятий -
Итоговый контроль зачет
№ п/п | Наименование тем лекционных и практических занятий | Всего в трудоем | В том числе аудиторных | Самост. работа студента | |||
Всего | Лекции | Практ | Лабор | ||||
1. | Общение в образовательном процессе | ||||||
2. | Коммуникативная культура учителя | ||||||
3. | Культура речевого общения | ||||||
4. | Невербальные средства общения в педагогическом процессе | ||||||
5. | Психотехника речи учителя-логопеда | ||||||
6. | Основы педагогического мастерства учителя-логопеда. | ||||||
Итого: |
Вопросы к зачету
1. Речь и язык.
2. Общение как коммуникативная деятельность.
3. Функции, мотивы, структура коммуникативной деятельности.
4. Развитие коммуникации в онтогенезе.
5. Структура речевого общения.
6. Виды речевой деятельности.
7. Правила речевого общения.
8. Виды речевого общения.
9. Культура слушателя и собеседника.
10. Культура речевого поведения.
11. Особенности культуры речи педагога.
12. Речевое и невербальное поведение человека.
13. Характеристика невербальных средств общения в реальном взаимодействии с людьми.
14. Особенности педагогического общения.
15. Дифференциация понятий «педагогическая техника», «педагогическое мастерство», «педагогическая технология».
16. Элементы педагогической техники.
17. Структура педагогического мастерства.
18. Основы педагогического мастерства учителя-логопеда.
19. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры.
20. Структура коммуникативной компетентности учителя.
21. Профессионально-коммуникативные умения учителя.
22. Уровни коммуникативной культуры учителей.
23. Психотехника речи и ее значение в работе учителя -логопеда.
24. Коррекция нарушений речевого дыхания.
25. Профилактика голосовых расстройств.
26. Профессиональные требования к голосу педагога.
27. Основные направления работы по развитию качеств речевого голоса.
28. Упражнения для развития дикции.
29. Упражнения для развития ритмико-интонационных умений.
30. Невербальная выразительность учителя
31. Темпоритм педагога в работе с детьми, пути его развития.
32. Требования к внешнему виду педагога.
33. Преодоление педагогических конфликтов.
34. Особенности коммуникации при нарушениях речи у детей.
35. Реализация педагогической техники в деятельности учителя-логопеда
Основная литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.
2. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: ВЛАДОС, 1999.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика. Способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник.– М.: ИНФРА, 2001.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
6. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
7. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7 -16.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
9. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – 4-е изд. – М., 2001.
10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
11. Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА-ИНФРА. – М, 1998.
12. Лабунская В.А. Невербальные средства общения. – Р/ на Д, 1979.
13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.-Нальчик, 1996.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1997.
15. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.... – Ростов н/Д., 1991.
16. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
17. Михалевская Г.И. Коммуникативные умения педагога: Учебное пособие. – СПб, 1996.
18. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М., 1998.
19. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М., 1998.
20. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989.
21. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн., 1998.
22. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 2000.
23. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспитателя. - М., 1996.
Дополнительная литература
1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - 2-е изд. - М.: Межд. пед. академия, 1995.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов - на -Дону, 1995.
3. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим..: Очерки о человеческом общении. – 2-е изд. – М., 1990.
4. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991.
5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997.
6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. – М., 1987.
8. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. – М., 1998.
9. Казаринова Н.В. Межличностное общение: Конспект лекций. – СПб., 2000.
10. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1994.
11. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. Обучение, погруженное в общение. – М., 1997.
12. Кривченко Т.А. Коммуникативное развитие личности в системе непрерывного образования. – М., 1999.
13. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польс. / Под ред. А.А. Бодалева и А.Б. Добровича. – М, 1986.
14. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2000.
16. Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород, 1992.
17. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. – Дубна, 2000.
18. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов: Учеб. пос. для студ. нефилолог. спец-тей вузов. – Саратов, 1998.
19. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. – Самара, 1994.
20. Хараева Л.А. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач. – Нальчик, 1999.
21. Шпунтов А.И. Совершенная речь учителей // Начальная школа. – 1998. – № 1.
22. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.