ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫК ПРОЕКТИРОВАНИЮ.
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД.
В науке выделяют 3 научных подхода к проектированию:
-объектно-ориентированный;
-проблемно-ориентированный;
-субъектно-ориентированный (тезаурусный).
Техническим разработкам в области социального проектирования должно предшествовать философское осмысление его целей и направлений применения. В современном мире целостность общественно-значимых действий обеспечивается тезаурусами или установками активной части общества или тезаурусами, принадлежащими инициаторам социального проекта.
Тезаурус – структурное представление и общий образ той мировой культуры, которую может освоить субъект.
Понятие проектной деятельности появилось в 60-х гг. и быстро распространилось на любые виды предполагаемой деятельности. Все 3 существующих подхода основываются на реальных моделях и позволяют конструировать будущие проекты на основе социальной необходимости и значимости.
В современной России наиболее распространен объектно- ориентированный подход к социальному проектированию. Этот термин предложен известной исследовательницей проблем социального проектирования Т. М. Дридзе для обозначения концепций, разработанных Г. А. Антонюком, Н. А. Аитовым, Н. И. Лапиным, Ж. Т. Тощенко и др. Социальный проект с позиций такого подхода имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.
По определению видного российского социолога Жана Терентьевича Тощенко, «социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов».
|
Социальное проектирование в рамках этого подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, «суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов». Диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений».
В рамках объектно-ориентированного подхода к социальному проекту предъявляются требования конкретности, научной обоснованности, прямой связи с управлением обществом. Проектирование — ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.
Достоинства подхода видятся в локализации задач социально-проектной деятельности и проработке нормативных аспектов проектирования социальных объектов.
Однако утверждение представителей обьектно-ориентированного подхода о закономерном характере проекта, его научной обоснованности как объективности представляется дискуссионным. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных инноваций вариативна.
|
Научная обоснованность проектируемого объекта, таким образом, доказуема лишь в самых общих положениях и спорна в отношении конкретного управленческого решения.
ПРОБЛЕМНО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (ПОДХОД.)
В 1986 г. на базе Института социологии РАН был создан Межотраслевой научный коллектив «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология», который работал под руководством Т. М. Дридзе. Коллектив (а в его составе известные ученые — Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий и др.) сформировал концепцию прогнозного социального проектирования, которая основывается на теоретико-методологических основаниях, получивших название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Исследователи поставили перед собой задачу разработать фундаментальную теорию и методологию «прогнозной социально - проектной деятельности как специфической социальной технологии, ориентированной на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации».
Для проблемно-ориентированного подхода характерны:
1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;
2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы;
|
3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения.
Именно эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной (целевой, прогнозной) ориентации. Концепция имеет четко выраженную эколого-гуманитарную направленность, что, в частности, проявилось в одном из крупных теоретических достижений проблемно-ориентированного подхода — разработке вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социального проектирования.
На этом эколого-гуманитарном фоне в концепции развернут и важнейший принцип современной социально-проектной деятельности — принцип социального участия («участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу, путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него все большего числа лиц с их критериями оценки социальной ситуации и социально значимых решений». В то же время для разработки конкретного проекта в описаниях прогнозного социального проектирования не достает технологии проектной работы, которая представлена лишь на уровне принципов. Проектирование как бы остается привилегией узкого круга лиц.