Соловки – остров контрастов. Если не знать его страшное советское прошлое, то можно подумать, что очутился в сказочной стране.




ОСТРОВ НА МОРЕ ЛЕЖИТ

Выйдешь из теплой каюты на палубу, - и сразу ледяной ветер проникает под одежду. Не зря Белое море в старину называли Студёным. Но так не хочется уходить обратно! Ведь с каждой минутой перед глазами разворачиваются всё новые завораживающие картины. Уже издали видны горы Соловецкого архипелага. Самая высокая – на острове Анзер – 86 метров! А с Секирной горы из-под купола Вознесенской церкви светит маяк. По Белому морю издавна проходили северные торговые пути, и храм-маяк не раз спасал в непогоду мореходов и рыбаков.

Наш монастырский теплоход называется «Святитель Николай», и высоко над рубкой установлена икона Николая Чудотворца. Как известно, моряки его почитают своим особым покровителем, повсюду можно встретить посвящённые ему часовни и храмы. Прежде у мореходов даже пословица бытовала:

«От Холмогор до Колы – 33 Николы».

И вот всё ближе очертания сказочного города: золотые маковки храмов, белоснежные корпуса Спасо-Преображенского, Никольского храмов, Успенского Трапезного комплекса, колокольни в стиле барокко, ажурные каменные переходы между корпусами. Прямо сказочные терема! Сам же монастырь, напоминающий величественный корабль, окружён мощными стенами и башнями из огромных многотонных валунов. Толщина стен в основании стен достигает семи метров, они наклонены внутрь, увенчаны крестами и смотрильнями, внутри которых установлены пушки. Монастырь долгое время являлся самой северной надёжной крепостью нашей страны. В его истории – славные победы: с Божьей помощью устоял под обстрелом английской эскадры, а также литовцев и французов. Говорят, после поражения под монастырём в годы Крымской войны, командующий английской эскадрой от позора подал в отставку. В Морском Соловецком музее есть панорама с рассказом об этих славных победах.

 

СЕВЕРНЫЙ АФОН

Швартуемся в бухте Благополучия. Почти шесть веков назад именно сюда, на безлюдный тогда остров, добрались преподобные Савватий и Герман, чтобы по примеру древних подвижников вести молитвенную жизнь в суровых условиях в уединении. Первым делом они поставили деревянный Поклонный крест, утвердив в приполярных широтах святую православную веру. (Ранее этот остров иногда посещали язычники для проведения своих обрядов, отсюда и загадочные круговые лабиринты из камней на берегу моря).

Чуть позднее к инокам присоединился преподобный Зосима. В его житии повествуется, как после долгого пути заночевал на берегу, и в первое же утро вдруг увидел на востоке острова необычный свет и как бы висящий на воздухе храм. Там и поставлен был позднее Соловецкий Свято-Преображенский мужской монастырь. Отовсюду потянулись сюда иноки и паломники в поисках святой жизни.

Этот остров-архипелаг в Белом море люди прозвали Северным Афоном.

Здесь, в глухом суровом краю, совершали свои духовные подвиги монахи Савватий, Зосима и Герман, названные потом преподобными.

На втором по величине острове Анзер подвизался будущий схимник преподобный Елеазар. Он основал первый Свято-Троицкий скит. У него принял монашеский постриг будущий патриарх Московский Никон.

Инок Иов до принятия монашества был духовником царской семьи, затем по навету был сослан царём Петром Первым на Соловки. По преданию Иову явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и повелела назвать гору Голгофой, а также выстроить на ней церковь во имя Распятия Христова. И было это по Божьему промыслу. Но об этом чуть позже.

 

ЛУКОМОРЬЕ

Соловки – остров контрастов. Если не знать его страшное советское прошлое, то можно подумать, что очутился в сказочной стране.

Ступишь на эту заповедную землю, и начинают всплывать в памяти знакомые с детства строки из сказки Пушкина о царе Салтане:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой.

Он лежал пустой равниной,

Рос на нём дубок единый.

А теперь стоит на нём

Новый город со дворцом.

С златоглавыми церквами,

Теремами и садами…

Помнится, этот дивный город явился Царевичу сразу после пробуждения, как и преподобному Зосиме. И там, и здесь идёт речь о заставе и о пушках, что палили с пристани возле крепости…

Правда, принято считать, что прообразом острова Буяна стал Свияжск, что на Волге, но мне кажется, что «Соловецкая версия» точнее и сказочнее. Даже в деталях. У Пушкина как сказано? «Рос на нём дубок единый…» Да ещё про сады на острове.

- В Приполярье - и сады?! Так не бывает, - не согласятся многие. Но в ответ мы открываем краткий путеводитель по Соловкам и с удивлением читаем, что… в Макарьевской пустыни до сих пор сохранились когда-то посаженные монахами кусты сирени венгерской, розы морщинистой, бадана толстолистного, а также сибирские кедры и яблони Палласа. И здесь же (внимание!) … растёт единственный на Соловках дуб. Точь- в- точь близко к тексту! Так и хочется сказать: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!» Конечно, Александр Сергеевич прекрасно знал про чудный северный остров: до конца девятнадцатого века богатые Соловки были местом массового паломничества.

Остаётся добавить, что сегодня там же находится самый северный заповедник – Ботанический сад с уникальными растениями, коврами цветов, аптекарской грядкой. Одна из самых красивых цветущих полян называется Богородичной: по традиции паломники засевают её привезёнными отовсюду семенами необычных цветов. В особом микроклимате между озёр и гор, в хитроумных теплицах даже арбузы выспевают под северным солнцем! Мне думается, что из этих же мест родом и таинственное Пушкинское Лукоморье. Представьте:

… Сказочный лес из мшистых елей, сосен, «танцующих» карельских северных берёз полон грибов и ягод. Черника повсюду под ногами, не знаешь куда поставить ногу, чтобы не помять нежные ягоды. А ещё морошка, голубика, княженика. Идёшь, бредёшь по этому сказочному лесу - и вдруг неожиданно открывается бескрайний простор моря. Камни-валуны разной формы и цвета после отлива морских волн светятся на солнце мокрыми боками, а на песчаном мелководье в хрустально-прозрачной воде можно увидеть маленькие морские звёзды. И даже ненадолго взять их в руки. Чайки и бакланы настолько доверчивы, что клюют хлеб из рук. А если и увяжутся за катером, то не как попрошайки южных морей, а как ловкие весёлые трюкачи, что радуют и себя, и зрителей: прямо на крутом вираже полёта хватают крошки с протянутых ладошек!

Охота на острове запрещена, и на озёрах архипелага (а озёр более тысячи!) гнездятся до двухсот видов непуганых птиц. Морские белухи и тюлени с удовольствием гоняются наперегонки с катерами и лодками, на которых паломники и туристы путешествуют между островами. Многие из них специально приходят вечером на берег посмотреть, как закатное солнце не спеша опускается в море, и послушать тревожные крики белух. Может, так же зазывали когда-то моряков коварные сирены из эпоса Древней Греции?

Как известно, паломничество без испытаний не бывает. Можно сутками сидеть и в прямом смысле ждать у моря хорошей погоды, а Белое море (как часть Ледовитого океана) - с очень капризным характером. На нашу долю, к счастью, выпала довольно редкая здесь жаркая погода и люди на Соловках освежались водой Святого озера: плавали, загорали не хуже, чем на южных курортах. И даже коровы, которые тут бродят сами по себе, не хотели никак выходить из воды. Испытание ждало в другом: в самом начале пути, как только я ступила на причал в Рабочеостровске, от которого отправлялся наш катер, - нога провалилась в узкую щель между досок. Еле-еле с болью её вытянула, сижу, чуть не плачу, растираю больную ногу, даже встать боюсь, а как же наши планы, путешествие? И тут ко мне подходят две огромные молчаливые лайки: одна тыкается мокрым носом в ладошку, другая лижет мне больную ногу. Вставай, мол, иди на посадку на теплоход, всё будет хорошо. И я решилась, пошла.

Удивительно! Такой доверчивой к человеку природа и животный мир были, наверное, только в Раю. Кстати, на Соловках действительно отсутствуют хищники, змеи, клещи. А вот белки, зайцы, лоси могут встретиться на тропе. Говорят, когда-то были здесь и волки. Но преподобный Зосима наложил вечный пост на эти земли, и тогда волки с воем покинули заповедные места.

Раз уж заговорили в начале о сказках, то вспомним поморские и архангельские бывальщины. Они настолько яркие и самобытные, что так бы и слушал без конца!

… Вот говорят, что морозы на Севере лютые, до двухсот, а то и более градусов случаются, так что слова и песни замерзают на лету разными узорами, их потом люди домой берут, оттаивают в тепле да слушают. Давайте и мы послушаем, как внук сказочника писатель Степан Писахов рассказывает про северное сияние:

«Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работам, а ночь гулям да с оленьями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим. Спервоначалу-то оно не столь высоко светит. Бабы да девки его с бани дергают, а робята - с заборов. Надергают эки охапки! Оно что - дёрнешь, вниз головой опрокинешь и потухнет; мы пучками свяжем на подволоку подвесим, и висит на подволоке, не сохнет, не дохнет. Только летом цвет терят. Да летом-то и не под нужду, а к темному времени опять отживается. А зимой возьмем северно сияние, теплой водичкой смочим и зажжем. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо. Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косах носят – как месяц светит! Да еще из сияния звезд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто ангели!»

С такими чудными сказками и полярные ночи короче. Потому, уходя на зимние долгие промыслы, рыбаки включали в свою артель и сказочника, даже на особое довольствие его ставили. Вот как ценили сказителя!

А кто не слышал про северные расписные и печатные пряники – козули? Они и сейчас славятся, даже выставки, мастер-классы по пряникам в северных городах проводятся: у каждой мастерицы свой старинный рецепт. Пекут домики-пряники на Рождество Христово и просто на праздник в удовольствие взрослым и детям.

А соловецкая селёдка, говорят, вообще «сама в пироги заворачивается и в печь ставится». Гурманы-туристы специально поджидают свежий улов сельди, чтобы рядом в кафе отведать нежной рыбки. Да и от пирогов с черникой не откажутся…




 



А ещё можно попробовать хлеб с ламинариями, что пекут на острове. Их рыбаки косят глубоко под водой и потом сушат эти бесконечные зелёные ленты на берегу как бельё.

 

НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ

Да, есть что посмотреть и узнать в этих заповедных местах любознательному человеку. Особенно современному. Ведь мы часто горделиво полагаем, что живём в век цивилизации, научных знаний и достижений: куда до нас средневековым жителям. Но на Соловках и это начинаешь переосмысливать. Поражаешься непревзойдённой до сих пор мудрости и мастерству инженеров и зодчих тех времён.

Огромные каменные помещения храмов обогревались горячим воздухом от одной (!) печи через особую систему ходов (сейчас этот секрет утерян). Корпуса зданий соединялись закрытыми переходами, что позволяло спасаться от лютых морозов. Стены храмов ставились на валунных основаниях с уклоном внутрь, что придавало постройкам особую устойчивость. Хитроумная система рукотворных каналов объединяла сотни озёр, делая их судоходными. По ним и сейчас можно покататься на лодочке.

На берегу бухты сохранились хитроумные гидротехнические сооружения: они ставили перепад уровня воды между морем и сушей на службу жизненным нуждам иноков. Так появились шлюзы, сухие доки, первая в России каменная водяная мельница. И Святое озеро с питьевой водой у стен монастыря. Осушались болота, проводились дороги, которые до сих пор служат людям, устраивались заводи для рыбы.

Непостижимо, как за одно лето между островами были возведены многокилометровые валунные дамбы, стоящие доныне. Зрелище фантастическое! А ведь это всё труды иноков-самоучек. И никакой современной техники! В шестнадцатом веке, при игумене Филиппе (будущий митрополит Московский), обитель стала промышленным и культурным центром северных земель. Отрезанный от земли на многие месяцы, монастырь жил на полном самообеспечении. Хозяйственные постройки включали просфорню, сушило для зерна, хлебный, квасной погреба, баню, прачечную, портомойню, чоботную, столярную мастерскую, иконописную. В дальних скитах были устроены пастбища и курятник… в виде терема. Это особенность всех соловецких построек, каждая из которых – произведение искусства. Мы уже упоминали о теплицах и парниках (это недалеко-то от Полярного круга!) Всё было продумано и экономно: горячая вода от воскобелильного заводика поступала в прачечную, а потом по трубам шла для обогрева почвы в теплицах, в которых зимой собирали зелёный урожай! Сегодня обо всех этих удивительных трудовых и духовных подвигах можно услышать лишь на экскурсии. Потому что в трагические послереволюционные годы на Соловках всё было разрушено и утеряно.

 

РУССКАЯ ГОЛГОФА

В двадцатом году, вскоре после революции людям под страхом наказания запретили верить в Бога, и монастырь был закрыт. А ещё через три года на его территории, задолго до лагерей ГУЛАГа, был устроен страшный эксперимент: организован крупнейший в стране Соловецкий лагерь особого назначения, сокращённо СЛОН. Сюда ссылались тысячи невинных людей, в том числе священнослужителей, вызывающих подозрение у новой власти. Храмы и скиты превратились в камеры и тюрьмы, посёлок покрылся сетью бараков. В одном из бараков сейчас открыт музей ужасающих лагерных будней того времени. С кадрами кинохроники…

«Советская власть не наказывает, а исправляет» - так изуверски звучал один из лозунгов чекистов. В лагере людей подвергали ужасным пыткам, ломали их, стараясь вытравить всё человеческое. Здесь действовали волчьи законы, надзиратели ухмылялись, приговаривая: есть власть советская, а у нас – соловецкая.

В двадцатые и тридцатые годы двадцатого века Соловки стали землёй крови и страданий. Они явили миру примеры страшной жестокости одних и твёрдой веры, мужества духа других. Русской Голгофой. Как предрекала Богородица.

В Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе устроили штрафной изолятор, попасть в который означало мучительную смерть. Людей оставляли раздетыми на 50 градусном морозе, спали они друг на друге штабелями в неотапливаемом помещении, для развлечения надзиратели туда же запускали голодных крыс и редко кто из заключённых доживал до утра. Охранники развлекались ещё тем, что привязывали человека к бревну и сбрасывали с вершины горы. До сих пор находят могилы с массовыми захоронениями заключённых. У многих были связаны руки и простреляны головы в упор.

У тропы, ведущей на это страшное кладбище, сейчас установлен шестиметровый Поклонный крест цвета крови мучеников. Поклонные деревянные кресты можно встретить повсюду сегодня на островах. Братия монастыря и многочисленные паломники служат панихиды и возносят молитвы о всех пострадавших в годы гонений. В августе 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил восстановленный здесь храм Вознесения Господня.

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был ещё одним страшным местом содержания политзаключённых и священнослужителей, позднее там сделали штрафной изолятор для женщин, а затем - тифозный барак, где умерли в страшных мучениях сотни и сотни заключённых. По воле Божией на месте этих безымянных могил выросла огромная берёза, раскинувшая свои ветви в форме Креста. От храма Голгофы до храма Вознесения Господня кровь соловецких новомучеников и исповедников освятила эту землю. И побывавшие здесь уже в наши дни свидетельствуют об особой благодати этих мест. Это чувство, эту тайну трудно передать словами: умом понимаешь страшную трагедию, а душу наполняет светлая молитвенная радость…

 

ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ

Монашеская жизнь вновь возродилась на этом святом месте. Туристы и паломники приезжают на северный далёкий остров со всего света. Наместник Свято-Преображенского Соловецкого мужского монастыря архимандрит Порфирий, он же и директор Соловецкого музея-заповедника, неустанно напоминает людям в своих беседах и проповедях известную мудрость: кто забывает своё прошлое, тот переживает его заново. Но не все хотят слышать эту, казалось бы, очевидную истину. Видимо, оттого и идёт сейчас на Украине братоубийственная война…

В наше время, в связи с большими планами правительства по развитию Арктики, три святые жемчужины русского Севера - Соловки, Кижи, Валаам – становятся новыми духовными столпами, стражами России. Учёные, военные, политики, экологи проводят по этому поводу обсуждения, исследования, принимают стратегические планы развития Соловков.

Все храмы монастыря нынче в строительных лесах, строители, волонтёры с разных уголков страны хотят потрудиться на восстановлении старинной обители и прикоснуться к святой истории заповедных мест. (Настоятель вот только сетует, что «приезжают всё больше учёные да компьютерщики, а коров и подоить некому»).

Но главное, что сегодня, как когда-то в былинные времена, с молитвой, иконами и хоругвями выходит монастырская братия на крестный ход вокруг стен и храмов монастыря:

«Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить –

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней» (А.С.Пушкин)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: