Тема урока «Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых»




Цели урока: выяснить: какие насекомые относятся к общественным насекомым; как устроены семьи у общественных насекомых; каковы последствия влияния человека на насекомых; какое значение имеют насекомые в природе и в жизни человека; почему следует охранять насекомых; какие из них занесены в Красную книгу.

План оформления материала в тетради:

1. Муравьиная семья

2. Пчелиная семья

3. Тутовый шелкопряд

4. Значение насекомых

5. Охрана насекомых

Для более полного изучения и усвоения материала урока используйте учебник, видеоматериалы, презентацию 26 (файл приложен).

Общественные насекомые живут большими семьями, это: термиты, осы, муравьи и пчелы. В каждой семье существует иерархия и много групп, каждая из которых выполняет свои функции – добывают пищу, охраняют, ухаживают за личинками и др.

Рассмотрим муравьиную семью. Используя п.27 заполните пропуски в тексте: большую часть муравьев составляют бескрылые ____________- это бесплодные самки. Кроме них в муравейнике живет______________. У нее тоже нет крыльев. Всю жизнь она откладывает яйца. Забота о муравейнике лежит полностью на_________________. Проверьте правильность выполнения задания: рабочие особи, царица, рабочие муравьи.

О муравьях: https://www.youtube.com/watch?v=m7BCZXoUg9w

К общественным насекомым относят медоносную пчелу. В пчелиных семьях выделяют: рабочих особей (бесплодные самки, они чистят улей, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей, живут один год); матку (откладывает яйца, живет около 5 лет); трутней (живут один сезон, основная задача - -оплодотворение матки). Старая матка с частью рабочих пчел покидают улей, происходит роение.

Внутри семей особи общаются друг с другом с помощью прикосновений и выделяемых пахучих веществ, по которым они узнают друг друга. У пчел также имеется «язык танца», так пчелы передают другим членам семьи о местах, где находятся богатые нектаром цветы и растения.

Основой для сложных взаимоотношений у общественных насекомых является инстинкт – это совокупность врожденных элементов поведения, передаваемых от родителей потомкам по наследству.

На нижней стороне брюшка у пчел есть железы, которые вырабатывают воск, из которого они строят соты, где хранятся запасы питания и выращивается молодь. Мед вырабатывается у рабочих пчел, проходя через специальное расширение в пищеводе.

Человек получает от пчел мед, воск, лекарственные препараты (прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко и др.)

Пчелы: https://www.youtube.com/watch?v=276v0qyak8E

Пользу приносит тутовый шелкопряд – полностью одомашненный вид бабочек. Самки не летают, гусеницы поедают листья шелковицы (тутового дерева). Разводить его стали в Китае около 5000 лет назад.

О тутовом шелкопряде: https://www.youtube.com/watch?v=RL_UoyTuetM

Значение насекомых оформите в тетради в виде схемы: опылители растений, служат пищей для других животных, насекомые-санитары, почвенные насекомые, участие в круговороте веществ.

Охрана насекомых: влияние человека (написать); насекомые, занесенные в Красную книгу (перечислить).

ДЗ: п. 27 (28). На самостоятельное изучение уходит тема «Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека», это п.28 (29), в помощь презентация 27 с оформлением в рабочих тетрадях.

Таблица «Насекомые-вредители и насекомые-переносчики»

Название насекомых Какой вред наносят
Саранча
Тля
 

Методы борьбы

(с примерами)

 

Физические химические агротехнические биологические

 

Отличия малярийного комара от обыкновенного комара: https://u.to/hbyEGg



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: